Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Экономическая политика Павла I

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯТОНКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИим. ЛОМОНОСОВАПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ РОССИИРЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I"Студентки I-го курсаЕстественно-научного факультета (Е-130)БУВАНОВОЙ Марианны Владимировны - 2 -  _Содержание I. Состояние России к 1796 г. ..................... 3 II. Крестьянский вопрос и меры по его решению при Павле I ........................................... 8 III. Торговля при Павле. Деятельность коммерц- коллегии ................... 16 IV. Промышленность .................................... 23 V. Финансовая политика ................................ 28 VI. Итоги и выводы .................................... 34 Список используемой литературы ........................ 36 Примечания ............................................ 37  _I. Состояние России к 1796 году. В этой части работы рассмотрим общее экономическое положе- ние России в конце 18 века и политику правительства Екатерины II в сфере экономики. Обратимся к некоторым статистическим данным. К началу 1796 года в стране насчитывалось 40 млн. человек. Плотность населения была далеко неравномерной. Большая часть россиян проживала в за- падных и Юго-западных губерниях, 1/3 - в Нечерноземном центре, на всю Сибирь едва набирался миллион жителей. Из 40 млн. около 400 тыс. составляли дворяни. Приблизи- тельно можно указать и уровень "дворянского" благосостояния: на одного помещика приходилось в среднем 100-150 крепостных, что составляло 400-500 рублей годового оброка. Столько же получали чиновники 8 класса и штаб-офицеры. К концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось 610 городов. Число городских жителей составляло всего 6% от об- щего населения страны. В одной деревне в среднем проживало 100-200 человек. Из каждой сотни 62 крестьянина были крепост- ными. На всю империю приходилось примерно 100 тыс. деревень и сел. Если говорить о благосостоянии крестьян, то 80% из них были середняками. "Кто имел сто рублей считался богатеем беспример- ным". 17 коп. тратил на покупки среднестатистический житель им- перии (через полвека будет в 20 раз больше). Это только один из немногих показателей, отражающих слабую товарность страны. В области внутренней политике в последние 10 лет правления - 4 - Екатерины II ее правительство не проявляло никакой особой деятельности. Так, в частности, губернская реформа 1775 года, которая затянулась на 20 лет, продолжала занимать внимание правительства и требовала ряда отдельных мероприятий по преобразованию учереждений во вновь образовавшихся губерниях. Были приняты некоторые меры технического порядка, однако ничего творческого они в себе не заключали. Подобная участь ждала и многие другие Екатерининские преобразования. Большинству из них не хватало стройного завешения. Не было все благополучно и в экономической жизни России. По словам исследователя финансовой политики Екатерины II Н.Д.Чечулина, за треть века страна эконо- мически развивалась очень медленно, производительные силы были предоставлены сами себе, никаких новых отраслей хозяйства, никаких улучшений промышленной техники в это время нельзя было заметить. Государственные доходы, если иметь в виду только абсолют- ные цифровые данные, как будто возросли. Бюджет с 30 млн.руб. поднялся к концу правления Екатерины до 70 млн. Но этот под'ём, в отличии от Ключевского и многих других историков, Н.Д.Чечулин об'ясняет не обогащением государства и повышением благосостояния населения, а простым увеличением количества налогоплатильщиков, благодаря присоединению новых территорий и росту населения с одной стороны, и повышением налогов, с другой стороны. Кроме того, отрицательной стороной Екатерининского царст- вования были хронические дефициты. Для покрытия их впервые стали прибегать к систематическим займам, как внутренним, так и внешним. В результате появился довольно солидный долг около 200 млн. рублей, почти равный трём годовым бюджетам. Таким образом, на последующие поколения была взвалена тяжесть, которая требо- вала, кроме погашения долга, еще уплаты процентов. Хуже всего было то, что займы постоянно растрачивались, а дифицити остава- лись. Расходы превышали доходы, требуя все новых и новых задолж- ностей, и повышения налогов. Екатерина оставила своему преемнику огромный долг и постоянный дефицит гос.бюджета - проблема, с ко- торой не мог справиться и Павел I. Несколько лучше обстояли дела в промышленности. Созданная Петром I фабрично-заводская отрасль поднялась на значительную высоту. Как выгодная хозяйственная операция, сулящая крупные доходы, она привлекла к себе внимание дворян, которые и запол- нили собой во второй половине 18 века ряды фабрикантов и завод- чиков, вытеснив в значительной мере прежнее купечество. Коли- чество фабрик сильно возросло, и если в момент вступления на престол Екатерины II в России насчитывалось 984 фабрики и заводов (не считая горных), то в 1796 году их было 3161. Правда, некоторая часть этих фабрик была приобретена благодаря присое- динению Польши, где было много своих предприятий. Этот под'ем фабрично-заводской промышленности оживил и мелкое кустарное производство, т.к. в 18 веке, по словам Туган-Барановского, "фабрика и кустарная изба мирно уживались друг с другом, почти не конкурируя между собой, причем фабрика являлась технической школой для кустаря". Успехи и той и другой промышленности отчасти об'ясняются тем, что правительство Екатерины, как под влиянием физиократов, так и по настоянию дворянства, ослабило прежнюю систему чрезмер- ного покровительства и правительственной опеки по отношению к фабрикам. Правительство пыталось рядом мер освободить промышлен- ность и внутреннюю торговлю от монополий и стеснений, и вместе с тем, поощрить мелкую крестьянскую промышленность, которой была - 6 - предоставлена полная свобода, согласно манифесту 17 марта 1775 года и жалованным грамотам 1785 г. Только к концу царствования Екатерины несколько усилилась прежняя покровительственная система по отношению к фабрикам, а тариф 1793 года ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции. В отношении торговли вторая половина 18 века несла за собой значительные колебания. Русское правительство в силу тре- бований внутренней экономической политики и дипломатических соображений переходило то от запретительной системы к определен- но выраженной свободной торговле, то снова возвращалось к идеям меркантилизма, восстанавливая покровительство над отечественной торговлей и повышая тарифы. Характерным показателем того, как дипломатические отношения влияли на торговлю и тариф, служит манифест 8 апреля 1793 года, в кото...
Другие файлы:

Павел І
Биография Павла І - сына Петра III и Екатерины II. Воспитывался под опекой Елизаветы Петровны. Детство проходило в атмосфере интриг. Образование Павла...

Правление Павла І
Трагическая фигура Павла І на русском престоле. Восстановление системы коллегий. Внутренняя политика и реформа в армии. Отмена петровского указа о наз...

Социально-экономическая политика Франции (2007-2012 годы)
Социально-экономическая политика: понятия и определение. Французская социально-экономическая модель, современные изменения в ней. Итоги правления Нико...

Средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика
Сущность организационного решения, степень ответственности за него руководителя, критерии оценки оптимальности. Пути принятия управленческого решения....

Экономическая политика государства
Экономическая политика государства: принципы, цели, инструменты. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика. Понятие и виды фискальной политики....