Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Батька Махно как зеркало бессмысленной и беспощадной Гражданской войны

Тип: доклад
Категория: История
Скачать
Купить
Батька Махно как зеркало бессмысленной и беспощадной Гражданской войны«Художественное исследование махновского движения», - именно так определил характер своего повествования автор, известный журналист Василий Голованов. Как сказано в предисловии, повествование это - наиболее полное и хронологически последовательное. Действительно, библиография исследования впечатляет: 91 наименование, многочисленные документы, воспоминания очевидцев событий, публикации тех и более поздних лет, приказы, другие исследования, посвященные этой теме, даже художественные произведения. Перед глазами читателя проходит вся история махновщины - мощного народного движения, настоящей крестьянской войны, наподобие тех, что десятилетиями сотрясали Европу в период феодализма. Порожденное революцией, многолетней жаждой украинского и малороссийского крестьянства земли и воли, идеями анархизма. необходимостью борьбы не просто за свои права, но за выживание, это народное движение в относительно недолгий, но такой насыщенный событиями период гражданской войны и смуты пережило взлеты и падения и в конце концов было пожрано той самой революцией, которой и было порождено. Революция и сама пала жертвой своей необузданности, жертвой паразитировавшей на ее теле диктатуры заговорщиков-большевиков. А пролетариат оказался не столько могильщиком буржуазии, сколько заступом, мотыгой в руках большевиков, с помощью которой они «разбили собачьи головы» не только ненавистным буржуям, но и немилым сердцу ленинцев, сомнительным и не поддающимся перевоспитанию с классовых позиций крестьянам. В конце концов был переломлен хребет всему народу огромной страны, а последующие отдушины вроде НЭПа стали вынужденной передышкой в этом процессе перемалывания народных костей. Автор «Тачанок с юга» не склонен к какой бы то ни было идеализации Нестора Махно и его армейцев, что, возможно, представлялось бы иному автору весьма заманчивым и правильным после многолетних усилий совпропаганды выставить батьку этаким недоумком, злобным паяцем и «кровавым мальчиком» (пролетарские и прочие писатели, включая некоторых именитых классиков советской литературы, преуспели на этой ниве). Не мог Махно выступать идеалистом среди окружавших его и его людей, захлестнувших всю страну грязи и крови. Жестокость была обоюдной, многосторонней: по свидетельствам очевидцев, видных деятелей анархистского движения Аршинова и Белаша, «враждующие лагеря истребляли друг друга, истязали взятых в плен... Если то был махновец, его белые поджаривали, т.е. сжигали на кострах, или после пыток вешали на столбах. Если это был белый - махновцы рубили его на мелкие куски саблями или кололи штыками, оставляя труп собакам...» Насыщенность книги отрывками из документов и особенно воспоминаний очевидцев крестьянской войны, соратников Махно позволяет читателю живо представить себе атмосферу времени. Вот, например, как произошла первая встреча соратника Махно Белаша с одним из будущих командиров махновской повстанческой армии батькой Дерменджи: «...Ночь. Костер. Вокруг костра кольцом -человек 200. В середине носился в присядку плотный мужчина средних лет. Длинные черные волосы свисали на плечи, падали на таза. - «Рассыпалися лимоны по чистому полю, убирайтеся, кадеты, дайте нам во-о-олю!» - выкрикивал он. - Это наш батька Дерменджи, -объяснил один из повстанцев. Вдруг на позиции затрещали пулеметы и винтовки. Два верховых скакали во весь карьер и кричали: - Немцы наступают! «Батько» крикнул: - Ну, сынки, собирайся... На фронт, на фронт с гармошкою! — заревела толпа. И они, спотыкаясь и спеша, вразброд побежали на позицию». Мелькают, как в калейдоскопе, противники, враги, соперники, временные союзники, вновь становящиеся лютыми врагами. Красные, белые, зеленью; немцы, австрийцы, отряды немецких колонистов и местных помещиков; отряды и войска Центральной рады, гетмана Скоропадского, Симона Петлюры... И все стреляют, вешают, жгут. Куда деваться бедному крестьянину? Вот и вливаются они в армию батьки Махно, атамана Григорьева, прочих повстанцев и «камышовых» батек. Интересны и эпизоды книги, посвященные белым, их армии и политическим шагам. К чести автора, и здесь он твердо отказался идеализировать белое движение в новомодном псевдодемократическом стиле (как в одной современной российской кинокомедии: «...на улице Белогвардейской, бывшей Красноармейской»). Ну не могли белые выиграть эту непонятную войну, потому что непонятны были тому самому простому народу, его основной составляющей - многомиллионному крестьянству, которое билось за землю и свободу и с красными, и с белыми. Потому что слишком много у белых было презрения к этому самому народу, слишком много виселиц и отделений контрразведки было в каждом маленьком городке. «...До ужаса, до удушья много было людей бывших - бывших журналистов, бывших министров, полицмейстеров, священников без приходов, помещиков без земли и фабрикантов без богатства, — отчего, однако, амбиции этих людей нисколько не уменьшались, а может быть, даже возрастали - в преувеличенно-патетических требованиях у военных властей денег, должностей, бумаги для газет и помещений для учреждений... Крым не мог не пасть: слишком размягченная собралась здесь публика, слишком много было собственно «публики» - тогда как против красных легионов нужны были солдаты, офицеры, граждане...» И было уже поздно, когда «Врангель, узнав, до какой степени бездарно проводится в жизнь его главный _ внутриполитический козырь - земельный закон, в отчаянии закричал: - Где же мне взять честных, толковых людей?.. Где их, наконец, найти!.. Где?!» Красные, конечно, тоже были далеки от народа. Но в их политическом арсенале имелось такое надежное средство, как цинизм, и традиции кровавой расправы с недавними союзниками, руками которых красный Кремль таскал каштаны ш огня. Автор приводит выразительный отрывок из воспоминаний одного из основателей Коминтерна француза Марселя Олливье: «Уже в разгар наступления на белых, на одной из вечеринок в Мелитополе, где размещался штаб 13-й армии, Олливье замечает «группу оживленно дискутирующих офицеров. В кругу их находится юноша лет двадцати пяти, которого окружающие явно осаждали, вследствие чего он с особой горячностью отвечал на вопросы и возражения своих собеседников. Я спросил у Виктора Таратуты (сопровождающего, свободно говорившего по-французски), о чем они спорят. Он объяснил мне, что это командир из дивизии Махно, незадолго до того влившейся в Красную Армию, который пытается отстаивать перед остальными свои анархистские убеждения. Когда я заметил, что он очень возбужден дискуссией, Таратута сказал буквально следующее: «Как только с Врангелем будет покончено, мы его расстреляем...» По правде сказать, я не принял всерьез его слов. Подумал — вырвалось для красного словца. Расстрелять человека, сражавшегося в ваших рядах... только за то, что его убеждения не соответствуют вашим, - это была такая гнусность, на которую, как я думал тогда, большевики не способны. В чем, как выяснилось потом, ошибался». Нестор Махно также ошибся. Использовав его армии для разгрома белых и окончательной ликвидации «крымской вольницы», красные перешли к разгрому махновской вольницы Гуляй-поля и губернии. Предварительно предательски истребив большую часть махновской армии -своего, в буквальном смысле слова, вчерашнего союзника. Затем большевики вновь взялись за недобитое крестьянство: «Из рапорта командованию 4-й армии помначдива сводной дивизии Ульмана: «...с 13 по 24 декабря успешно велась работа по очистке деревень от махновщины и отбору оружия... За последние дни еще не поступили новые цифровые данные, но общее число расстрелянных махновцев-бандитов и поддерживающих их крестьян достигает приблизительно 1100 человек, среди них несколько махновских командиров. Сожжено 15 домов... Более основательные чистки проведены в деревнях Андреевка, Конские Раздоры, Федоровка. Приступлено к основательной чистке Туркенока и Пологи...» (Не правда ли, слово «чистка» напоминает что-то до боли знакомое? Может быть, ставшую расхожей в России конца XX века «зачистку»?!) Именно поэтому последние месяцы махновского движения наиболее драматичны. Это уже не крестьянская война, но месть красным маккиавелистам, война не на живот, а на смерть с их комиссарами, активистами-комбедовцами, карателями-продотрядовцами, с пришедшими на Украину устанавливать новый порядок вездесущими «интернациолнистами»-мадьяра...
Другие файлы:

Махновщина. Крестьянское движение в степной Украине в годы Гражданской войны
Нестор Иванович Махно (укр. Нестор Іванович Махно; 26 октября (7 ноября) 1888, село Гуляйполе, Александровский уезд, Екатеринославская губерния (ныне...

Махно и его время. О Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине
В новой книге известного историка А. В. Шубина рассказывается о лидере массового повстанческого движения, анархисте Несторе Махно. Жизнь «батьки» пока...

Воспоминания. В 3-х книгах
Уже давно отгремели битвы гражданской войны, но личность Нестора Махно по-прежнему вызывает большой интерес. Выходец из бедной крестьянской семьи Нест...

Махно
Актуальность темы. В последнее десятилетие в нашей стране сформировалось новое методологическое и концептуальное переосмысление целого ряда историческ...

Нестор Махно, анархист и вождь в воспоминаниях и документах
Одной из интереснейших и наиболее своеобразных личностей в истории Украины периода революции и гражданской войны является Нестор Иванович Махно. Высту...