Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Понятие страха в языковом сознании современного подростка

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
ОглавлениеВведениеПодходы к изучению эмоции страха. Страх по данным словарейСтрах в сознании школьниковЗаключениеБиблиографияВведениеВ языке зафиксированы все грани человеческого бытия, в том числе эмоции и чувства. Изучая язык, можно многое узнать о человеке, его мировосприятии, особенностях национального менталитета и индивидуального сознания. Нам представляется актуальным выяснить, какими средствами в русском языке представлена такая эмоция как страх, и отражает ли язык различные влияния страха на человека.Актуальность исследования эмоции страха велика хотя бы потому, что в повседневной жизни мы встречаемся с ним чуть ли не ежеминутно. Человек живет со страхом бесполезно прожить свою жизнь, не успеть достичь всего, чего хотел. Страх — чисто негативная эмоция, однако у нее есть и некоторые положительные аспекты: страх — психологическая основа выживания, страх — стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногда только благодаря нему спасаются, страх мобилизует все физические и умственные силы, чтобы выжить. Поэтому чрезвычайно важно "взглянуть страху в лицо", понять его влияние на человека и освободиться от устаревших стереотипов. Лингвистическое исследование страха позволяет выявить особенности восприятия данной эмоции носителями языка. Целью работы является исследование понятия страх в языковом сознании современного подростка. Цель определяет решение частных задач:
  • представить описание эмоции страха по данным словарей русского языка;
  • выявить смысловые компоненты, составляющие понятие страх;
  • показать совокупность языковых средств, используемых в современном русском языке для обозначения страха;
  • представить описание эмоции страха на примере конкретной социально-возрастной группы (учащиеся 7 и 10 классов гимназии № 10).
  • Материалом для нашего исследования послужили:
  • данные различных лингвистических словарей;
  • данные анкетирования, проведенного среди учащихся 7 и 10 классов гимназии № 10 (всего 42 человека).
  • В ходе исследований использовались методы:
  • дефиниционный анализ,
  • компонентный анализ,
  • психолингвистический эксперимент.
  • 1. Подходы к изучению эмоции страхаВ современной лингвистике сложились два подхода к описанию эмоций, которые условно можно назвать смысловым и метафорическим. В рамках этих подходов по-разному решается проблема характеристики эмоции [Апресян 1995:453-458]. В нашей работе представлено исследование эмоции страха, основанное на взаимодействии двух подходов: смыслового и метафорического.Главная трудность, с которой сталкивается исследователь при описании эмоциональной лексики, по мнению Ю. Д. Апресяна, заключается в том, что сами эмоции недоступны прямому описанию. В этом отношении они подобны другим внутренним состояниям. Как правило, в тех случаях, когда прямое объяснение какого-либо явления по той или иной причине невозможно, говорящий использует различные окольные пути: либо говорящий указывает на известную адресату ситуацию, в которой возникает обычно данное явление, либо он сравнивает это явление с похожим на него другим явлением, знакомым адресату. В сущности именно эти принципы лежат в основе двух упомянутых лингвистических подходов к описанию эмоций.Смысловой подход был впервые предложен в работах А. Вежбицкой и Л. Н. Иорданской, где эмоции описывались через прототипические ситуации, в которых они возникают. Принцип сведения к прототипу и сейчас представляется в высшей степени ценным, но его сегодня недостаточно для полного и адекватного лексикографического представления эмоциональной лексики, поэтому используется также метафорический подход.Эмоция практически никогда не выражается прямо, но всегда уподобляется чему-либо. Поэтому наиболее адекватным лингвистическим описанием эмоций считается описание через метафоры, в которых эти эмоции концептуализируются в языке. Безусловное достоинство этого подхода состоит в том, что он дает возможность отразить внутреннюю семантическую компаративность слов, обозначающих эмоции, и ввести в описание, помимо самих этих слов, большие группы связанных с ними метафорических выражений.Обращение к различного рода словарям позволяет выявить семантические компоненты понятия страх.Этимологический словарь русского языка дает следующее объяснение происхождения слова страх:Страх — общеславянское, имеющее соответствие в германском и балтийском языках (средне-литовское stregti коченеть, каменеть и немецкое strecken вытягивать) Первоначально страх означало оцепенение, остолбенение [КЭС: 305].В таком случае, можно предположить, что слово страх со временем претерпело изменения в лексическом значении: в современном русском языке страх обозначает меньшую степень боязни, нежели обозначал раньше, а очень сильный испуг обозначается словом ужас, тогда как изначально оно обозначало очень сильный ужас, кошмар, от которого кровь стынет в жилах, а волосы на голове встают дыбом. Теперь обратимся к определению слова страх в толковом словаре В. И. Даля:Страх — страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия [ТСД: IV\336-337].В этом определении слово страх толкуется через синонимы страсть, боязнь, робость, сильное опасение. Прилагательное сильный указывает на интенсивность проявления эмоции.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает следующее толкование лексического значения страха:Страх — очень сильный испуг, сильная боязнь [СО: 630].Для определения так же, как и в ТСД используются синонимы, указывается интенсивность эмоции.Толковые словари отражают базисные смыслы, характерные для среднестатистического носителя языка. В ходе изучения словарных данных толковых словарей русског...
    Другие файлы:

    Имя Иван в языковом сознании русских людей

    Стрессы детей младшего школьного возраста
    Понятие страха в современной детской психологии. Причины проявления, взаимосвязь и взаимообусловленность страха, тревожности и стресса. Проблема диффе...

    Переживание эмоции страха в контексте развития личности
    Страх как базовая эмоция. Этапы развития эмоций. Понятие направленности личности. Влияние эмоции страха на становление личности. Исследование сущности...

    Здоровый образ жизни как условия полноценного развития подростка
    Сущность понятия "здоровый образ жизни". Теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка. Анализ и характеристика состояния...

    Освещение ситуаций страха и смерти в газетной публицистике
    Понятие и определение содержания страха, отражение данного феномена в психологии, философии, религии, особенности проявления в отношении смерти. Причи...