Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Языковые средства выдвижения актуальной информации в новостном интернет-дискурсе

Тип: дипломная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Понятие и функции медиадискурса. Приемы актуализации информации в новостном интернет-дискурсе. Сходства и различия в использовании лингвистических средств выдвижения информации в англоязычных и русскоязычных интернет-публикациях, их языковые особенности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Переводческий факультет

Кафедра речеведения и теории коммуникации

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Языковые средства выдвижения актуальной информации в новостном интернет-дискурсе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СТАТУСА НОВОСТНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

1.1 Понятие медиадискурса. Особенности новостного дискурса

1.2 Особенности организации новостного интернет-дискурса

1.3 Лингвистические приемы выдвижения актуальной информации в новостном интернет-дискурсе

Выводы по главе 1

ГЛАВА II. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫДВИЖЕНИЯ И АКЦЕНТУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИЯХ

2.1 Языковые особенности выдвижения информации в англоязычном новостном интернет дискурсе

2.2 Языковые особенности выдвижения информации в русскоязычном новостном интернет дискурсе

2.3Сходства и различия в использовании лингвистических средств выдвижения информации в англоязычных и русскоязычных интернет-публикациях

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В современном информационном пространстве дискурс СМИ является одним из основных источников знаний людей о мире и происходящих в нем событиях. Глобальные изменения в информационном обществе, связанные с непрерывно развивающимися возможностями массовой коммуникации, влияют не только на условия жизни, но и на способ мышления современного человека, на его систему восприятия информации.

В сложившейся ситуации наиболее острой является проблема передачи и быстрой обработки информации. Появляются новые носители информации, позволяющие ее быстро получать и обрабатывать. Одним из таких носителей является Интернет, который предоставляет Современные технологические достижения, предоставляют выход в Интернет не только с компьютера, но и с мобильного телефона, коммуникатора и т.д. Наиболее популярным дискурсом в сетевой журналистике является новостной дискурс со свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте.

В связи с этим в дискурсе СМИ возникает проблема функционирования приемов выдвижения актуальной информации в интернет пространстве. Оперативность и точность подачи материала, свойственные новостному дискурсу наиболее востребованы в сети Интернет.

Данная ситуация объясняет актуальность данного исследования, которая заключается в необходимости исследования лингвистических приемов выдвижения актуальной информации в новостном интернет-дискурсе.

Цель данной работы - исследование лингвистических приемов выдвижения актуальной информации в новостном интернет-дискурсе. Исходя из данной цели были выделены следующие задачи:

Изучить понятие медиадискурса и новостного дискурса.

Исследовать особенности организации новостного интернет-дискурса.

Исследовать лингвистические приемы выдвижения и актуализации информации в новостном интернет-дискурсе.

Описать языковые особенности выдвижения информации в англоязычном новостном интернет дискурсе

Описать языковые особенности выдвижения информации в русскоязычном новостном интернет дискурсе

Выделить сходства и различия в использовании лингвистических средств выдвижения информации в англоязычных и русскоязычных интернет-публикациях

Объектом исследования выступает новостной интернет-дискурс.

Предметом исследования является лингвистические приемы выдвижения актуальной информации в интернет пространстве.

Методами исследования являются анализ литературы, описательный метод.

Материалом исследования послужили публикации на сайтах www.cbsnews.com, www.cnn.com, www.guardian.co.uk, www.thetimes.co.com, www.gazeta.ru, www.vedomosti.ru.

А также сравнительный анализ проводился с использованием печатных публикаций газет The Guardian, The Times.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что данная работа представляет собой опыт анализа лингвистических приемов выдвижения актуальной информации в новостном интернет-дискурсе. Результаты исследования способствуют разработке проблемы новостного интернет-дискурса, его специфических характеристик и их языкового выражения. Материалы, положенные в основу исследования, могут быть использованы для изучения других видов дискурсов, смежных и новостных.

Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы в общих вузовских курсах по лингвопрагматике, при чтении спецкурсов по теории дискурса и языка СМИ.

Дипломная работа структурирована в следующих подразделах: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.

новостной интернет дискурс лингвистический

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СТАТУСА НОВОСТНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

1.1 Понятие медиадискурса. Особенности новостного дискурса

Речевая деятельность, являющаяся центральным объектом лингвистического изучения, допускает множество аспектов изучения. Дискурсивный аспект представляет собой освещение общения с учетом всех характеристик культурно-исторического, социально-ситуативного и коммуникативного планов.

Впервые термин дискурсивный или дискурсный анализ (discourse analysis) был использован в 1952 г. для обозначения метода дистрибутивного анализа сверхфразовых единиц американским лингвистом 3. Харрисом [1: 474-494]. Он является автором данного термина и ряда базовых теоретических положений дискурса.

Обратимся к значению и толкованию понятия дискурс. За свою недолгую историю значение термина «дискурс» переиначивалось, совершенствовалось и расширялось. На начальном этапе развития теории дискурс понимался как связанная и согласованная последовательность предложений.

Под дискурсом (фр. discours) понимается «связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами» [16, c. 84] либо «центральная, завершенная единица речевой деятельности, выражающая межличностное речевое взаимодействие» [21, c. 64].

В целом в современной лингвистической науке существует достаточно большое количество определений дискурса. Под дискурсом можно понимать текст в его неразрывной связи с ситуативным контекстом: в совокупности с социальными, культурно-историческими, психологическими и другими факторами; дискурс может рассматриваться как совокупность текстов, относящихся к определенной сфере человеческой деятельности, созданных в процессе коммуникации, которая охватывает адресата сообщения, адресанта и само сообщение; дискурсом называют текст в его становлении перед мысленным взором интерпретатора [12, c. 45].

Также можно рассматривать дискурс как «сложное коммуникативное явление, сложная система иерархии знаний, включающая, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.), необходимые для понимания текста» [13, c. 56].

В настоящее время в Лингвистическом энциклопедическом словаре можно найти более исчерпывающую дефиницию понятия дискурс. Н.Д. Арутюнова считает, что «дискурс (от франц. discours - речь) - это связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как момент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь». Поэтому термин «Дискурс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно» [3, с. 136].

В данной работе термин «дискурс» используется для обозначения разных видов речи и речевых произведений, связность и осмысление которых воссоздается с учетом всей совокупности языковых и неязыковых факторов.

Таким образом, любой дискурс, выступая как отражение особой ментальности, идеологии, создает свой особый мир за счет активации некоторых черт языка. Вообще для современной науки характерно все большее нарастание интереса исследователей к вопросам дискурсивного анализа (Р.К.Потапова, А.А. Кибрик, В.А. Плунгян, Е.С. Кубрякова, Т.М. Николаева и др.). В связи с этим можно выделить особенности дискурсивнного подхода. Дискурсивный подход - относительно новое направление в лингвистической науке, его популярность в последние годы связана, прежде всего, с переосмыслением роли языка в современном обществе.

В изучении дискурса, как отмечает Р.К. Потапова, существует два ведущих направления. Одно из них - когнитивный подход, который предполагает изучение дискурса в его связи с когнитивными функциями и процессами. Второй подход Р.К. Потапова называет динамическим, связанным с анализом процессов порождения текста и его восприятия [19, c. 57].

Именно благодаря активной деятельности средств массовой коммуникации язык становится инструментом влияния и манипулирования, его рассматривают как источник социальной власти. Кроме того, все более очеви...

Другие файлы:

Средства аргументации в политическом дискурсе
Понятие аргументации. Анализ коммуникативных стереотипов убеждения. Общественное предназначение политического дискурса. Стратегии и тактики аргументат...

Языковые приемы в текстах средств массовой информации
Тенденции развития средств массовой информации, их типология. Современные СМИ Великобритании. Становление и развитие телевидения как средства массовой...

Средства массовой информации и ребенок
Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМ...

Освещение геополитических конфликтов в современной прессе
Исследование средств массовой информации как средства манипуляции сознанием, геополитический конфликт в дискурсе прессы. Особенности отражения данной...

Интернет как средство информации
Понятие-Интернет как СМИ. Возможности и свойства сети Интернет. Отличия от других СМИ. Особенности размещения информации в ИнтернетеОсобенности интерн...