Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Функциональные особенности повелительных предложений (на примере детской художественной прозы)

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Основное понятие и признаки предложения. Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Место повелительного наклонения в категории наклонений английского языка. Средства выражения побудительности в контексте семантики и прагматики.
Краткое сожержание материала:

1

Размещено на

НОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(НОУ ВПО «МГТА»)

Факультет иностранных языков

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теоретическая грамматика»

Тема: «Функциональные особенности повелительных предложений (на примере детской художественной прозы)»

Выполнила: студентка Таирова Н.Т.,

гр. 803-2, очно-заочная форма обучения

МОСКВА 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА ОБЩЕНИЯ

1.1 Основное понятие предложения. Предложение его признаки

1.2 Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И МЕСТО ПОВЕЛИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКИ

2.1 Место повелительного наклонения в категории наклонений английского языка

2.2 Средства выражения побудительности в английском языке в контексте семантики и прагматики

ГЛАВА 3. ДИРЕКТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ АКТЫ

ГЛАВА 4. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ повелительнЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ в английском языке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В языкознании последних лет происходят существенные изменения в ведущих теоретических установках. На смену подходу к изучению языка как относительно независимой от говорящего системы приходит представление о том, что без учета участников речевого акта - адресата и адресанта, без знания коммуникативной ситуации общения невозможно дать адекватное описание семантики предложений и, тем самым, языка в целом.

В современных лингвистических теориях делается попытка выявить посредническую функцию языка между человеком и внеязыковой реальностью и показать, что язык и сам несет на себе отпечаток человеческих способов освоения реальности и в то же время, будучи средством концептуализации этой реальности, накладывает отпечаток на восприятие реальности человеком (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А.Е. Кибрик и др.).

Исследователи рассматривают говорящего не как пассивно пользующегося языком, а как его создателя. Происходит некоторое смещение исследовательских интересов в сторону выявления законов функционирования языка, закономерностей употребления языковых единиц в соответствии с определенными целями говорящего.

Язык как средство коммуникации не только выполняет функции передачи информации, но и координирует совместную деятельность людей посредством различного речевого воздействия на их поведение. Одним из способов такого воздействия является передача значения волеизъявления, основным средством выражения которого являются императивные конструкции, по своей семантике тесно связанные с коммуникативной ситуацией и участниками речевого акта. Ожидаемый от использования императивных высказываний реальный результат вполне «осязаем» и должен быть получен либо самим слушающим, либо, по крайней мере, при его посредничестве.

Повелительное наклонение как одна из древнейших языковых категорий всегда привлекала внимание исследователей. Основным средством выражения этой категории в языке являются императивные предложения, широко употребляющиеся в устной и письменной речи и имеющие большой спектр оттенков и многообразие форм. В этой связи данные предложения неоднократно становились предметом изучения как отечественных, так и зарубежных лингвистов (JI.A. Бирюлин, Е.И. Беляева, В.В. Бузаров, Г.П. Молчанова, Е.А. Натанзон, Н.В. Перцов, И.И. Прибыток, B.C. Храковский, А.П. Володин, Д.Н. Шмелев, Д.А. Штелинг, Д. Болинджер, K.JI. Хамблин, А. Сосновска и др.).

Наряду с традиционными - структурно-синтаксическим и функционально-семантическим - в последние годы активно разрабатываются новые подходы к изучению анализируемых единиц: коммуникативно-прагматический и когнитивный, предполагающие изучение языка как средства общения людей. В центре внимания исследователей находятся коммуникативная функция языка и синтаксис как основное средство ее воплощения.

Настоящая работа посвящена теме функциональных особенностей повелительных предложений английского языка на материалах художественной прозы. В данной работе рассматривается большинство способов выражения побуждения с помощью повелительных предложений в английском языке.

Актуальность темы функциональных особенностей повелительных предложений английского языка на материалах художественной прозы обусловлена возрастающим интересом к способам обеспечения прагматической эквивалентности перевода на уровне текста, проблемам передачи эмоций в процессе перевода.

Объектом исследования стали языковые средства реализации категории побуждения в английском языке, в частности, повелительное предложение английского языка, рассматриваемые в рамках прагматики перевода.

Предметом исследования являются структурно-семантические и коммуникативно-дискурсивные характеристики повелительных предложений.

Данная работа выполнена в рамках грамматики, синтаксиса, лингвистики текста, семантики с применением когнитивно-дискурсивного подхода и посвящена изучению различных типов повелительных предложений как сложных образований, форму и семантику которых определяют когнитивные принципы, лежащие в основе их формирования и функционирования.

Определение понятия и места повелительных предложений в системе английской грамматики, в том числе проведение общей характеристики повелительного наклонения в категории наклонений английского языка, а также представление средств выражения побудительности в английском языке в контексте семантики и прагматики;

Рассмотрение практики применения различных видов повелительных предложений в английском языке, а именно выражения прямых повелительных высказываний, косвенных повелительных высказываний, а также повелительных речевых актов, распределенных по их семантическим модификациям.

Теоретической базой данной работы послужили работы отечественных ученых-лингвистов [Е.С. Кубряковой, М.Я. Блоха, H.H. Болдырева, О.В. Александровой, H.A. Кобриной, Н.Д. Арутюновой, А.П. Андрюшкина, Е.И. Беляевой, А.В. Бондарко, Г.А. Вейхмана и др.], а такжезарубежных исследователей [Н. Хомского, У. Чейфа, П. Шахтера, Р. Де Богранда, Э. Принс, Р. Сорниколы, Р. Декларка, Э. Фичтнера, Д.Байбера, С. Йохансона, Дж. Лича, С. Конрада, Е. Финегана, П. Уорфа и др.].

Большое значение для настоящего исследования имеют работы таких зарубежных авторов, как Э. Принс, Р. Гелюйкенса, Р. Сорниколы.

ГЛАВА 1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА ОБЩЕНИЯ

1.1 Основное понятие предложения. Предложение его признаки

В настоящие время науке о языке известны несколько подходов к изучению предложения: одни рассматривают его как синтаксическую единицу, другие с точки зрения лингвистических признаков. В соответствие с этим сформировалось большая часть различных точек зрения и определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в разных конфигурациях: логической, психологической, формально-грамматической.

Представителям первого направления является Ф. И. Буслаев. Он определял предложение как "суждение, выраженное словами", полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории отношения. Одним из представителей психологического направления является А.А. Потебня, исходя из утверждения, что "грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением", рассматривал предложение как выражение в словах психологи. Основоположник формально-грамматического направления - Ф. Ф. Фортунатов, изучал предложение как один из видов словосочетания. Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, то есть характеризовались как части речи (10, с.293-294).

М.Я. Блох в своей работе «Теоретические основы грамматики» пишет. Предложение представляет собой цельнооформленную единицу сообщения, то есть такую единицу, посредством которой осуществляется непосредственная передача информации от говорящего к слушающему в процессе речевого общения.

Состав предложения как целостной единицы сообщения формируется грамматическим объединением слов, причем это объединение имеет собственный знаковых характер, отнюдь не являясь механическим соположение лексем по формальным правилам их сочетания (ср. формы согласования, управления порядка слов, интонации). В частных случаях речеобразования предложение может строиться и одним , отдельно взятым словом, но и в этих случаях сохраняется коренное различие между словом как именем некоторого предмета, явления свойства, отношения и предложением как носителем сообщения (4, с.97-112).

На сегодняшний день сформировалось большое количество мнений и определений предложения. К примеру, А. А. Шахматов - великий русский лингвист, считал, что предложение - это основная единица синтаксиса, так как в предложение оформляется мысль, который говорящий или пишущий хочет выразить. Таким образом, он охарактеризовал предложение по признакам: предложение имеет грамматическую основу, оно является высказыванием о предмете речи: сообщение, побуждение, вопрос - разновидность высказывания, предложение является единицей общения, оно характеризуется интонационной законченностью.

Выделяя эти признаки, А. А. Шахматов также определил строение предложения - вид по структуре определяется грамматической основой. Она...

Другие файлы:

Функциональные особенности повелительных предложений на материале английской художественной литературы
Определение понятия и основных признаков предложений; их классификация по структуре и коммуникативной установке. Функциональная характеристика и струк...

Ритм художественной прозы
Описание: Книга посвящена одной из актуальных и малоисследованных проблем — ритму художественной прозы. Автором впервые намечается система принципов и...

Особенности употребления номинативных предложений на материале художественных произведений английских писателей
Номинативные предложения и модально-временные модификации. Сфера употребления номинативных предложений. Основные семантико-функциональные типы номинат...

Особенности изучения обзорных тем в среднем звене обучения
Понятие диалектизма в его официальной трактовке, особенности их использования в художественной литературе. Исследование на примере прозы И.А. Бунина л...

Речевая структура прозы А.П. Чехова на примере текста новеллы "Хамелеон"
Особенности художественной прозы А.П. Чехова. Понятие текста как единого целого. Исследование отдельных грамматических единиц (падежных и глагольных ф...