Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Сущность и формы языка

Тип: реферат
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Сравнительное изучение языков Вильгельмом фон Гумбольдтом. Выявление общих закономерностей исторического развития языков мира. Антиномии Гумбольдта. Рассмотрение ученым вопроса о взаимосвязи языка и "народного духа". Этапы развития, типы и формы языка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Вильгельм фон Гумбольдт

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) был одним из крупнейших лингвистов-теоретиков в мировой науке.

Одной из первых по времени работ был его доклад "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития". Несколько позже появилась его работа "О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей". В последние годы жизни ученый работал над трудом "О языке кави на острове Ява", который не успел завершить. Через год после смерти Вильгельма Гумбольдта его брат Александр Гумбольдт издал введение к этой работе под заглавием "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода".

Сравнительное изучение языков было нужно Вильгельму фон Гумбольдту не для выяснения языкового родства, но и не просто для выявления общего и различного в языковых структурах. Для него было необходимым выявить общие закономерности исторического развития языков мира. Антиномии, определяющие язык Гумбольдт считал, что язык функционирует как обозначение предметов и как средство общения и что антиномии характеризуют сущность языка. Назовем наиболее важные антиномии, намеченные Гумбольдтом:

1. Антиномия неразрывного единства и внутренней противоречивости языка и мышления. По Гумбольдту, язык и мышление не существуют раздельно, а составляют единство языкового мышления.

2.Антиномия устойчивости и движения. Язык вечно изменяется, но в то же время язык необыкновенно устойчив. С одной стороны, индивид творит язык в момент речи и язык - это то, что производится в данный момент, а с другой стороны, язык - это то, что уже произведено, это результат деятельности предшествующих поколений, продукт и достояние человеческого коллектива. язык гумбольдт антиномия

3.Антиномия коллективного и индивидуального в языке. Языки, как заявляет Гумбольдт, творения народов; и в то же время они остаются творением отдельных лиц, потому что язык воспроизводится и живет только в устах отдельных лиц. Гумбольдт пытается определить взаимоотношение между языком и его носителем-коллективом, между коллективным и индивидуальным в языке, а также связь коллектива и индивида через язык. В этом проявляется противоречие (антиномия) между социальным и индивидуальным моментами в языке.

4.Антиномия языка и речи. Язык как целое отличается от отдельных звуков речевой деятельности. "Гумбольдт приходит к идее о необходимости различения языка и речи и впервые в языкознании теоретически обосновывает их разграничение как объектов научного исследования". Установление антиномии языка и речи сыграло огромную роль в языкознании.

5.Антиномия речи и понимания. Речь и понимание, по Гумбольдту, это различные формы деятельности языка, две стороны речевой способности. Особенность общения, по Гумбольдту, в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон и вкладывают различное, индивидуальное содержание в одно и то же слово.

6.Антиномия объективного и субъективного в языке. "Субъективная деятельность создает в мышлении объект. Ни один из видов представлений не образуется только как чистое восприятие заранее данного предмета. Деятельность органов чувств должна вступить в синтетическую связь с внутренним процессом деятельности духа; и лишь эта связь обусловливает возникновение представления, которое становится объектом, противопоставляясь субъективной силе, и, будучи заново воспринято в качестве такового, опять возвращается в сферу субъекта. Все это может происходить только при посредстве языка. С его помощью духовное стремление прокладывает себе путь через уста во внешний мир, и затем в результате этого стремления, воплощенного в слово, слово возвращается к уху говорящего".

Язык как деятельность

Гумбольдт решительно возражал против понимания языка как чего-то механического и статичного, внешнего по отношению к выражаемой мысли. Он писал: "По своей действительной сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Даже его фиксация посредством письма представляет собой далеко не совершенное, мумиеобразное состояние, которое предполагает воссоздание его в живой речи. Язык есть не продукт деятельности (Ergon), а деятельность (Епегgeia)" В. фон Гумбольдт считал, что язык есть самозарождающееся и самодвижущееся целое - энергия. В этом самодвижении в равной степени участвуют три компонента: "дух народа", внешняя форма языка и внутренняя форма языка. "Дух народа" - это общее идеальное целое во внутренней стороне языка, духовном достоянии некоторого народа. Развитие и есть форма существования языка. В. фон Гумбольдт подчеркивал не только динамизм языка, но и его активность. Язык является результатом творческого синтеза мыслительной деятельности; он в то же время - активная форма, орудие этой мыслительной деятельности. Единство языка и мышления - неразрывное диалектическое единство речи и мысли, поскольку язык как общее, коллективное достояние воздействует на индивида, и чем лучше человек владеет языком, тем сильнее язык влияет на его мышление. Однако учение Гумбольдта не ограничивалось определением взаимодействия языка и мысли говорящего индивидуума. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и "народного духа", национального самосознания, потому что национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком.

Язык - "дух народа"

Гумбольдт подчеркивал, что язык всегда развивается в сообществе людей. Но общественную природу языка он представлял как природу национальную, как "идеальное", которое находится "в умах и душах людей". Причем это идеальное, по Гумбольдту, не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. В понятие "национальный дух народа" у Гумбольдта входит многое: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература. Он полагал, что "дух народа" и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, то другое можно вывести из него. В. фон Гумбольдт писал: "Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык". В языке, согласно В. фон Гумбольдту, отражаются духовные качества народа, носителя этого языка. Развитие языка и различие человеческих языков Гумбольдт объяснял, прежде всего, "национальным мировоззрением", "народным духом". Ошибка Гумбольдта в том, "что он внутреннюю форму языка связывал исключительно с национальным духом и абсолютной идеей, объясняя национальные особенности языков не конкретно историческими условиями развития отдельных языков в связи с историей народов, творцов и носителей этих языков, а проявлением некоего духовного начала, недостаточно определенного и познанного. Понятие "народного духа" Гумбольдта лежит в основе этнолингвистики и неогумбольдтианства в зарубежных странах.

Форма языка

Гумбольдт особое внимание уделял вопросу о форме в языке. Он определил следующие свойства формы языка:

1. Форма языка - это "постоянное и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до уровня выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и системности ".

2. Форма языка проявляется в том, что язык является не агрегатом слов, а системой, так как каждый отдельный элемент существует только благодаря другому элементу.

3. Форма языка есть единство двух формальных планов - материального и идеального, то есть внутренней и внешней формы. "По самой своей природе форма языка есть синтез отдельных, в противоположность ей рассматриваемых как материя, элементов языка в их духовном единстве. Такое единство мы обнаруживаем в каждом языке, и посредством этого единства народ усваивает язык, который передается ему по наследству"

Учение В. фон Гумбольдта о внутренней и внешней форме языка получило признание у разных лингвистических и литературоведческих школ. Внешняя форма - это материя языка, его звуковая система, оформляющая высказывания. Внутренняя форма - это организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа, способ соотнесения конкретных комплексов звуков с характерными для данного языка значениями. Язык представляет не предметы, но всегда понятия о них, создаваемые человеком при образовании слов. "Любые преимущества самых искусных и богатых звуковых форм, даже в сочетании с живейшим артикуляционным чувством, будут, однако, не в состоянии сделать языки достойными духа, если ослабнет влияние лучезарных идей, направленных на язык пронизывающих его своим светом и теплом. Эта внутренняя и чисто интеллектуальная сторона языка и составляет собственно язык; она есть тот аспект (Gebrauch), ради которого языковое творчество пользуется звуковой формой".

Этапы развития языков

язык гумбольдт антиномия

В. фон Гумбольдт выделял три этапа развития языков. Первый этап - период происхождения языков. Он пишет, что " еще не было обнаружено ни одного языка, находящегося за пределами сложившегося грамматического строения. Никогда ни один язык не был застигнут в момент становления его форм. Далее точку зрения В. фон Гумбольдта о происхождении языка показывают следующие его слова: "Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым". На первом этапе...

Другие файлы:

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Формы существования, функции, история языка.
Описание: В книге рассматриваются проблемы взаимосвязи языка и общества, языка и мышления; формы существования языка в виде развивающегося явления, не...

Формы национального русского языка
Понятие, свойства, формы существования национального русского языка. Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы исторического существов...

Творческие формы развития познавательного интереса на уроках немецкого языка на средней ступени обучения
Анализ понятия "творчество". Психолого-педагогическая сущность познавательного процесса. Возрастные психологические особенности развития познавательно...

Правила русского языка
Основные разновидности русского языка. Понятие просторечия и его особенности. Сущность и виды норм в языкознании. Основные формы именительного падежа...

Экономическая сущность государственного кредита и формы его организации
Понятие, функции, формы и механизм целевого бюджетного кредитования и кредиторская задолженность. Государственный и муниципальный долг: сущность, осно...