Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Социолекты и компьютерная коммуникация

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Понятие социолекта, жаргона, сленга и арго. Понятие компьютерной коммуникации. Мотивация участия и функции блогов. Появление компьютерного жаргона и его языковые функции. Специфические черты акронимов как одной из составляющих компьютерного жаргона.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Социолекты и компьютерная коммуникация

1.1 Понятие социолект

1.1.1 Жаргон

1.1.2 Сленг

1.1.3 Арго

1.2 Компьютерная коммуникация

1.2.1 Понятие компьютерной коммуникации

1.2.2 Формы компьютерной коммуникации

1.2.2.1 Чат

1.2.2.2 Социальная сеть

1.2.2.3 Веб-форум

1.2.2.4 Блог

1.2.2.4.1 Мотивация участия и функции блогов

1.2.2.5 Микроблог

1.3 Появление компьютерного жаргона и его языковые функции

Выводы

2. Специфические черты акронимов, как одной из составляющих компьютерного жаргона

2.1 Способы пополнения лексического состава компьютерного жаргона

2.2. Акронимы и аббревиатуры

2.2.1 Определение и виды аббревиатур

2.2.2 История употребления аббревиатур

2.3 Виды акронимов, употребляемых в компьютерной коммуникации

Выводы

3. Специфические черты акронимов как элементов молодежного сленга в Интернете

Выводы

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Начавшееся во второй половине XX века стремительное развитие компьютерных технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию.

Компьютерный жаргон возник одновременно с появлением электронно-вычислительных машин в США в 1946 году. По мере развития вычислительной техники в России также стал складываться специфический язык, которым пользовались компьютерщики-профессионалы. Распространение персональных компьютеров и создание Интернета вовлекло в эту сферу широкие слои населения, которые восприняли и обогатили компьютерную жаргонную лексику. Сравнительно молодой возраст специалистов, занятых в этой области профессиональной деятельности, а также популярность компьютеров в молодежной среде, склонной в силу своего возраста к употреблению жаргонных и сленговых выражений, определяют популярность компьютерного жаргона у этой категории пользователей, а также тенденции его развития.

Стремительно возрастающий жизненный темп и увеличивающееся количество технологических новинок, а соответственно и большее разнообразие способов виртуальной коммуникации приводят к тому, что у пользователей появляется вполне объяснимое желание сэкономить время при передаче какой-либо информации. Однако во избежание недопонимания из-за невозможности передавать интонации и эмоции посредством лексических средств при виртуальном общении, а также в силу того, что каждый человек, особенно в молодом возрасте, стремится к самовыражению, участники компьютерной коммуникации прибегают к передаче своих эмоций и состояний посредством компьютерного жаргона. В то же время условия общения побуждают его носителей к возможно большей скорости приема и передачи информации, поэтому ему в большей степени присуща тенденция к упрощению, минимизации и стандартизации языковых средств. Все это служит предпосылкой для возникновения возрастающего количества акронимов - английских по происхождению и по способу образования сложносокращенных слов, представляющих собой аббревиатуры, образованные из начальных букв слов или словосочетаний.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена широким распространением акронимов в сети Интернет, а также их проникновением в СМИ. Более того, некоторые акронимы начинают проникать в язык устного общения, что вызывает необходимость более серьезно подойти к исследованию данного пласта лексики, а также анализу его влияния на норму русского языка, учитывая тот факт, что подавляющее большинство акронимов носит характер заимствования из английского языка, и, в особенности, из его американского варианта.

Новизна работы заключается в том, что в ней предпринимается попытка проанализировать специфику употребления акронимов в ходе Интернет - коммуникации, т.к. эта область компьютерной лингвистики остается на данный момент относительно новой и малоизученной.

Объектом исследования являются акронимы, используемые при виртуальном общении, и тем самым образующие новый пласт нелитературной лексики компьютерного подъязыка, который становится все более и более популярным не только среди пользавателей Интернета, но также часто используется в прессе и рекламе, как яркое стилистическое средство, направленное на привлечение внимания определенной группы людей, составляющих целевую аудиторию таких печатных изданий и PR-кампаний.

Предмет исследования данной работы состоит в анализе акронимов, используемых пользователями микроблогов, являющихся на данный момент одной из самых современных форм виртуальной коммуникации.

Поставленная цель исследования заключается в выявлении специфических черт акронимов, как элементов молодежного компьютерного жаргона, классификации их основных функций и составлении глоссария наиболее часто употребляемых акронимов.

В ходе данного исследования нами ставятся и решаются следующие задачи:

1. анализ языка общения Интернет-пользователей в микроблогах с целью выделения специфических черт акронимов как элементов компьютерного жаргона;

2. описание словообразовательных, синтаксических и экспрессивных особенностей исследуемого пласта лексики;

3. попытка определить виды структурно-семантических отношений между акронимами, с одной стороны, и вербальными составляющими компьютерного текста - с другой;

4. попытка дать классификацию основных функций акронимов, как элементов молодежного сленга в Интернете;

5. составление глоссария акронимов.

Теоретическая значимость заключается в том, что работа продолжает более ранние исследования в данной области и является попыткой дать новый взгляд на особенности акронимов как элементов молодежного сленга в Интернете.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что она может быть использована при составлении глоссариев Интернет-акронимов, при чтении студентам спецкурсов по общему языкознанию, социолингвистике, психолингвистике и лингвокультурологии, а также служить источником практического материала при составлении новых пособий по данной дисциплине.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых в области языкознания, социолингвистики, психолингвистики и Интернет-общения; среди них особое внимание было уделено трудам Т.И. Ерофеевой, В.И. Беликова, Л.П. Крысина, Т.Н. Захаровой, Л.Ф. Компанцевой, П.В. Лихолитова, Н.Б. Мечковской, Н.В. Виноградовой, Н.С. Андриановой, М.Л. Макарова, М.С. Школовой и др.

Материалом исследования являются акронимы, употребляемые участниками виртуальной коммуникации в микроблогах Twitter.com, Plurk.com и Juick.com.

В качестве метода исследования в работе используется сплошная выборка из порядка 40 микроблогов из двух американских микроблог-сервисов Twitter.com и Plurk.com и самого популярного русского микроблог-сервиса Juick.com, дается сопоставительный анализ структурно-семантических отношений между акронимами и вербальными составляющими компьютерного текста, а также делается попытка дать классификацию основных функций акронимов, как элементов молодежного сленга в Интернете

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, включающей в себя две главы, практической части, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении определяются предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи, обосновываются выбор темы, научная новизна, актуальность, практическая и теоретическая ценность работы.

В первой главе рассматривается понятие «социолект», дается его определение, а также объясняется разница в употреблении терминов, характеризующих такие формы социолекта как жаргон, арго и сленг. Также выявляется специфика компьютерной коммуникации и рассматриваются ее основные формы: чат, социальная сеть, веб-форум, блог и микроблог. Наряду с этим в главе уделяется внимание истории появления компьютерного жаргона и его основным языковым функциям.

Вторая глава содержит характеристику специфических черт акронимов, как одной из составляющих компьютерного жаргона. В ней рассматриваются способы пополнения лексического состава оного, сопоставляются понятия «акроним» и «аббревиатура», приводится определение, виды и история употребления аббревиатур и основные виды акронимов, употребляемые в компьютерной коммуникации. Особое внимание уделяется специфике синтаксиса компьютерного подъязыка, представленного эмотиконами.

Третья глава посвящена анализу специфических черт акронимов как элементов молодежного сленга в Интернете, в ходе которого определяется ряд их семантических особенностей, выделяются виды структурно-семантических отношений между акронимами и вербальными составляющими компьютерного жаргона, а также дается характеристика их основных функций на примере выборки из двух американских и одного русского микроблогов.

В заключении излагаются основные результаты исследования.

В списке литературы приводятся цитируемые труды.

В приложен...

Другие файлы:

по дисциплине: Информационные технологии в социальной сфере на тему: Компьютерная преступность и компьютерная безопасность

Коммуникация с переводом и ее особенности
Основополагающие и вспомогательные компоненты коммуникации. Коммуникация с использованием двух языков в качестве объекта теории перевода в концепции Р...

Коммуникация как функция управления
Понятие коммуникации - процесса социального взаимодействия, целью которого является достижение принимающей стороны точного понимания отправленного соо...

Невербальная и паравербальная коммуникация
Коммуникация как общение с помощью комплекса языковых и невербальных средств. Сущность невербальной коммуникации, раскрытие ее основных форм и способо...

Межкультурные коммуникации
Взаимодействие культур различных социальных групп. Рост социальной дифференциации. Культурная специализация. Межкультурная коммуникация. Основные поня...