Социолекты и компьютерная коммуникация
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1. Социолекты и компьютерная коммуникация
1.1 Понятие социолект
1.1.1 Жаргон
1.1.2 Сленг
1.1.3 Арго
1.2 Компьютерная коммуникация
1.2.1 Понятие компьютерной коммуникации
1.2.2 Формы компьютерной коммуникации
1.2.2.1 Чат
1.2.2.2 Социальная сеть
1.2.2.3 Веб-форум
1.2.2.4 Блог
1.2.2.4.1 Мотивация участия и функции блогов
1.2.2.5 Микроблог
1.3 Появление компьютерного жаргона и его языковые функции
Выводы
2. Специфические черты акронимов, как одной из составляющих компьютерного жаргона
2.1 Способы пополнения лексического состава компьютерного жаргона
2.2. Акронимы и аббревиатуры
2.2.1 Определение и виды аббревиатур
2.2.2 История употребления аббревиатур
2.3 Виды акронимов, употребляемых в компьютерной коммуникации
Выводы
3. Специфические черты акронимов как элементов молодежного сленга в Интернете
Выводы
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Начавшееся во второй половине XX века стремительное развитие компьютерных технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию.
Компьютерный жаргон возник одновременно с появлением электронно-вычислительных машин в США в 1946 году. По мере развития вычислительной техники в России также стал складываться специфический язык, которым пользовались компьютерщики-профессионалы. Распространение персональных компьютеров и создание Интернета вовлекло в эту сферу широкие слои населения, которые восприняли и обогатили компьютерную жаргонную лексику. Сравнительно молодой возраст специалистов, занятых в этой области профессиональной деятельности, а также популярность компьютеров в молодежной среде, склонной в силу своего возраста к употреблению жаргонных и сленговых выражений, определяют популярность компьютерного жаргона у этой категории пользователей, а также тенденции его развития.
Стремительно возрастающий жизненный темп и увеличивающееся количество технологических новинок, а соответственно и большее разнообразие способов виртуальной коммуникации приводят к тому, что у пользователей появляется вполне объяснимое желание сэкономить время при передаче какой-либо информации. Однако во избежание недопонимания из-за невозможности передавать интонации и эмоции посредством лексических средств при виртуальном общении, а также в силу того, что каждый человек, особенно в молодом возрасте, стремится к самовыражению, участники компьютерной коммуникации прибегают к передаче своих эмоций и состояний посредством компьютерного жаргона. В то же время условия общения побуждают его носителей к возможно большей скорости приема и передачи информации, поэтому ему в большей степени присуща тенденция к упрощению, минимизации и стандартизации языковых средств. Все это служит предпосылкой для возникновения возрастающего количества акронимов - английских по происхождению и по способу образования сложносокращенных слов, представляющих собой аббревиатуры, образованные из начальных букв слов или словосочетаний.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена широким распространением акронимов в сети Интернет, а также их проникновением в СМИ. Более того, некоторые акронимы начинают проникать в язык устного общения, что вызывает необходимость более серьезно подойти к исследованию данного пласта лексики, а также анализу его влияния на норму русского языка, учитывая тот факт, что подавляющее большинство акронимов носит характер заимствования из английского языка, и, в особенности, из его американского варианта.
Новизна работы заключается в том, что в ней предпринимается попытка проанализировать специфику употребления акронимов в ходе Интернет - коммуникации, т.к. эта область компьютерной лингвистики остается на данный момент относительно новой и малоизученной.
Объектом исследования являются акронимы, используемые при виртуальном общении, и тем самым образующие новый пласт нелитературной лексики компьютерного подъязыка, который становится все более и более популярным не только среди пользавателей Интернета, но также часто используется в прессе и рекламе, как яркое стилистическое средство, направленное на привлечение внимания определенной группы людей, составляющих целевую аудиторию таких печатных изданий и PR-кампаний.
Предмет исследования данной работы состоит в анализе акронимов, используемых пользователями микроблогов, являющихся на данный момент одной из самых современных форм виртуальной коммуникации.
Поставленная цель исследования заключается в выявлении специфических черт акронимов, как элементов молодежного компьютерного жаргона, классификации их основных функций и составлении глоссария наиболее часто употребляемых акронимов.
В ходе данного исследования нами ставятся и решаются следующие задачи:
1. анализ языка общения Интернет-пользователей в микроблогах с целью выделения специфических черт акронимов как элементов компьютерного жаргона;
2. описание словообразовательных, синтаксических и экспрессивных особенностей исследуемого пласта лексики;
3. попытка определить виды структурно-семантических отношений между акронимами, с одной стороны, и вербальными составляющими компьютерного текста - с другой;
4. попытка дать классификацию основных функций акронимов, как элементов молодежного сленга в Интернете;
5. составление глоссария акронимов.
Теоретическая значимость заключается в том, что работа продолжает более ранние исследования в данной области и является попыткой дать новый взгляд на особенности акронимов как элементов молодежного сленга в Интернете.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что она может быть использована при составлении глоссариев Интернет-акронимов, при чтении студентам спецкурсов по общему языкознанию, социолингвистике, психолингвистике и лингвокультурологии, а также служить источником практического материала при составлении новых пособий по данной дисциплине.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых в области языкознания, социолингвистики, психолингвистики и Интернет-общения; среди них особое внимание было уделено трудам Т.И. Ерофеевой, В.И. Беликова, Л.П. Крысина, Т.Н. Захаровой, Л.Ф. Компанцевой, П.В. Лихолитова, Н.Б. Мечковской, Н.В. Виноградовой, Н.С. Андриановой, М.Л. Макарова, М.С. Школовой и др.
Материалом исследования являются акронимы, употребляемые участниками виртуальной коммуникации в микроблогах Twitter.com, Plurk.com и Juick.com.
В качестве метода исследования в работе используется сплошная выборка из порядка 40 микроблогов из двух американских микроблог-сервисов Twitter.com и Plurk.com и самого популярного русского микроблог-сервиса Juick.com, дается сопоставительный анализ структурно-семантических отношений между акронимами и вербальными составляющими компьютерного текста, а также делается попытка дать классификацию основных функций акронимов, как элементов молодежного сленга в Интернете
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, включающей в себя две главы, практической части, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении определяются предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи, обосновываются выбор темы, научная новизна, актуальность, практическая и теоретическая ценность работы.
В первой главе рассматривается понятие «социолект», дается его определение, а также объясняется разница в употреблении терминов, характеризующих такие формы социолекта как жаргон, арго и сленг. Также выявляется специфика компьютерной коммуникации и рассматриваются ее основные формы: чат, социальная сеть, веб-форум, блог и микроблог. Наряду с этим в главе уделяется внимание истории появления компьютерного жаргона и его основным языковым функциям.
Вторая глава содержит характеристику специфических черт акронимов, как одной из составляющих компьютерного жаргона. В ней рассматриваются способы пополнения лексического состава оного, сопоставляются понятия «акроним» и «аббревиатура», приводится определение, виды и история употребления аббревиатур и основные виды акронимов, употребляемые в компьютерной коммуникации. Особое внимание уделяется специфике синтаксиса компьютерного подъязыка, представленного эмотиконами.
Третья глава посвящена анализу специфических черт акронимов как элементов молодежного сленга в Интернете, в ходе которого определяется ряд их семантических особенностей, выделяются виды структурно-семантических отношений между акронимами и вербальными составляющими компьютерного жаргона, а также дается характеристика их основных функций на примере выборки из двух американских и одного русского микроблогов.
В заключении излагаются основные результаты исследования.
В списке литературы приводятся цитируемые труды.
В приложен...
Коммуникация с переводом и ее особенности
Основополагающие и вспомогательные компоненты коммуникации. Коммуникация с использованием двух языков в качестве объекта теории перевода в концепции Р...
Коммуникация как функция управления
Понятие коммуникации - процесса социального взаимодействия, целью которого является достижение принимающей стороны точного понимания отправленного соо...
Невербальная и паравербальная коммуникация
Коммуникация как общение с помощью комплекса языковых и невербальных средств. Сущность невербальной коммуникации, раскрытие ее основных форм и способо...
Межкультурные коммуникации
Взаимодействие культур различных социальных групп. Рост социальной дифференциации. Культурная специализация. Межкультурная коммуникация. Основные поня...