Огонь как экстралингвистическая основа в концептуализации картины мира
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава I. Антропологическая лингвистика в современном и общем арабском языкознании
- 1.1 Становление антропологической лингвистики
- 1.2 Антропологическая лингвистика в арабском языкознании
- 1.3 Методы антропологических изысканий в языкознании
- Глава II. Огонь как экстралингвистическая основа в концептуализации картины мира
- 2.1 Ономасиология семемы "огонь" в арабском языке
- 2.2 Концептуализация огня в арабской языковой картине мира на уровне фразеологии
- Заключение
- Список литературы
Введение
В современной лингвистике антропологические исследования получили широкое распространение. Однако, материалы современного арабского языка с позиций индоевропейского антропологического языкознания насколько нам известно к исследованию не привлекались. Тем не менее, отмечены работы, которые согласуются с общеизвестным фактом о большой антропологичности арабского языка. Например, работа Газова-Гинзберга "Был ли язык изобразителен в своих истоках?".
Актуальность антропологизма в языкознании не вызывает сомнения. Это обстоятельство обуславливает актуальность выбранной нами темы в качестве дипломной работы.
Выбирая объектом изучения огонь в этническом сознании носителей арабского языка, мы исходили из гипотезы о том, что экстралингвистическая реальность "огонь" как архетип, существующий в сознании всякого этноса, должен был играть существенную роль в концептуализации объективной реальности. Проверка нашей гипотезы предполагает изучение лексики и фразеологии, связанной с темой огня и решение следующих задач:
1) вычленение семем со значением "огонь";
2) отбор фразеологических единиц с компонентами дЗС, беИ, УЪнС, ФЪбЙ, бЩн, жеМ, НСЮ, жЮП, МНг;
3) их семасиологический и ономасиологический анализ;
4) выявление способы концептуализации объективной реальности.
Решение этих задач позволит осуществить цель нашего дипломного исследования: описание ментальной сущности "огонь" в этническом сознании носителей арабского языка.
Материалом дипломной работы послужили слова со значением "огонь", фразеологические единицы, пословицы и поговорки, имеющие своим компонентом слова, соотнесенные с этим понятием.
антропологическая лингвистика огонь арабский
Отобранный материал исследовался методом логического анализа, широко применяемого в описании языковой картины мира. К исследованию привлечены также информанты - носители арабского языка, в социальной сети facebook, проживающие в Палестине, Иордании, Йемене, Тунисе, Египте, Судане, Ливии, Бахрейне, Марокко, в возрасте от 20-45 лет, общей численностью 100 человек.
Источниками дипломного проекта явились учебная и научная литература по общему и арабскому языкознанию, истории и культуры арабских стран, лексикографическая литература, собрания пословиц и поговорок арабского народа, а также информанты, о которых шла речь выше.
Наша дипломная работа состоит из краткого введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Антропологическая лингвистика в современном и общем арабском языкознании
1.1 Становление антропологической лингвистики
Антрополингвистика, антропологическая лингвистика - раздел лингвистики, изучающий эволюцию человеческого мышления на основе её отражения в соответствующей эволюции языка (прежде всего его лексики). Её исходным положением является то, что практически все исторические изменения в человеческом сознании, развитии культуры и росте знаний отражаются в лексической системе языка. В истории формирования любой области научного знания можно выделить ряд основных этапов развития и, прежде всего, донаучный и научный этапы. При исследовании эволюции старых областей знания мы можем выделить три этапа их развития: донаучный этап, когда в мышлении люди пользовались представлениями и называющими их обычными словами, протонаучный этап (ранний, примитивно-научный), оперирующий специальными представлениями, наименования которых являются прототерминами, и собственно научный этап оперирования понятиями и терминами.
Антропоцентрический подход к изучению сущности человека является одним из важнейших направлений развития современной филологической науки (см.: Морковкин, 1988; Карасик, 1992; Арутюнова, 1999; Сорокин, 1999; Карасик, 2000). Формирование антропоцентрически ориентированной лингвистики можно квалифицировать как своеобразную реакцию ученых на исчерпавший свой объяснительный потенциал в середине XX века структурализм, рассматривающий язык вне человека, а человека - вне языка. Современная отечественная и зарубежная наука о языке опирается на антропоцентрическую парадигму, согласно которой при анализе любых языковых средств определяющим становится человеческий фактор.
Антрополингвистика связана с такими науками, как эпистемология, антропология, науковедение, возрастная психология, социальная психология, этнолингвистика и лингвокультурология.
Лингвокультурология, обязанная своим происхождением антропологически ориентированной лингвистике, интенсивно развивающаяся со второй половины 90-х годов XX века в самостоятельную лингвогуманитарную парадигму, имеет своим исследовательским объектом две знаковых системы - язык и культуру, представляющие собой неразрывно связанные друг с другом социальные феномены. Ее основной исследовательской целью является анализ культурно-языковой компетенции членов того или иного этноса, изучение их менталитета как носителей конкретного лингвокультурного коллектива.
Переход лингвистики на антропологическую парадигму, совершившийся в последние десятилетия XX в., стимулировал быстрое развитие междисциплинарных областей гуманитарных исследований, в основе которых лежит триединство "человек - язык - культура". Это такие дисциплины, как этнолингвистика и социолингвистика, лингвострановедение и лингвокультурология Различные направления антропологической лингвистики восходят, как известно, к концепции В. фон Гумбольдта, который видел в языке воплощение и проявление духа народа, его миропонимания и менталитета. "Мы мыслим мир таким, каким нам оформил его сначала наш язык. Различия в философии и духовной жизни стоят в неосознаваемой зависимости от классификации, которую осуществляет язык".Л. Вайсгербер считает язык "промежуточным миром", который находится между реальным миром и человеком, его сознанием.
Появление антрополингвистики было провозглашено в "Белостокском манифесте", подписанном известными терминоведами Великобритании, Германии, Польши, России и Украины в 2004 г. в Белостоке на конференции, результаты которой отражены в первом томе "Белостокской серии антрополингвистики" (Language and Culture. - Белосток, 2004).
В 2005 г. вышел в свет первый учебник антрополингвистики - "Основы антрополингвистики (к лингвистическим основаниям эволюции мышления)". - М., 2005, и в этом же году в Нижнем Новгороде была защищена первая диссертация по данной тематике.
Выявляя характеристики, общие для всех языков, лингвистическая антропология ведет поиск языковых универсалий. Существуют некоторые универсальные черты: специфические формы (напр., носовые звуки), виды грамматических операций (напр., замена имен местоимениями) или типы изменений (напр., менее естественный звук заменяется более естественным). Далее, некоторые черты языков более универсальны, чем другие, - они чаще встречаются в одном языке или присутствуют в большем числе языков. Табличная фиксация сравнительной распространенности таких черт позволяет выстроить иерархические зависимости ("импликационные универсалии”), которые показывают, какие из них могут быть обнаружены с максимальной вероятностью в большинстве языков.
Исследование языков в лингвистической антропологии проводится, чтобы охарактеризовать социально-политическую атмосферу, в которой они возникают, установить общие закономерности их становления и развития, понять, под действием каких сил такие языки иногда становятся национальными (как креольские).
Язык не только отражает реальность, но и интерпретирует ее, создавая особую реальность, в которой живет человек. Язык рассматривается как путь, по которому мы проникаем не только в современную ментальность нации, но и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя. Отзвуки давно минувших лет, пережив века, сохраняются сегодня в пословицах, поговорках, фразеологизмах, метафорах, символах культуры и т.д. Все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, так как по-разному фиксирует в себе мир и человека в нем.
Почему исследуются именно фразеологизмы, метафоры, символы и другое? Дело в том, что они - ценнейший источник сведений о культуре и менталитете народа, в них как бы законсервированы мифы, легенды, обычаи [Маслова В.А., 2001, 3-4]
Антропоцентрическая парадигма - это переключение интересов исследователя с объектов познания на субъектов, т.е. анализируется человек в языке и язык в человеке. С позиций антропоцентрической парадигмы человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем....
Картина мирав познании и языке
Теоретические аспекты исследования картины мира. Концептуальная картина мира как основа понимания смысла речевого произведения. Способы исследования н...
Концептуализация огня в современной языковой картине мира на материале немецкого языка
Лингвистическое исследование картины мира. Анализ процесса концептуализации и языковой репрезентации в рамках когнитивного подхода. Формирование и отр...
Понятие языковой картины мира
Национально-культурная специфика фрагментов картины мира как основа понимания смысла речевого произведения. Анализ фактов межъязыкового сходства или р...
Концептуализация огня в современной языковой картине мира на материале немецкого языка
Место концепта в языковой картине мира, его системное описание. Лингвистический анализ процесса концептуализации и языковой репрезентации в рамках ког...
Анализ структуры отдельного фрагмента языковой картины мира
Феномен понятия "картина мира". Функциональные, образные и дискурсивные, номинативные средства языка как элементы языковой картины мира. Анализ фрагме...