Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Национальные особенности речевого поведения

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Понятие и основные типы речевого поведения. Речевое поведение в межличностном и социально-ориентированном общении, его важность для межкультурной коммуникации. Особенности речевого и неречевого поведения различных народов в коммуникативных ситуациях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава I. Речевое поведение в работе с людьми

1.1 Понятие и основные типы речевого поведения

1.2 Речевое поведение в межличностном и социально-ориентированном общении

Глава II. Национальная специфика речевого поведения

2.1 Особенности речевого и неречевого поведения разных народов в коммуникативных ситуациях

2.2 Специфика речевого поведения русских

Заключение

Библиография

Введение

Речевое поведение человека - сложное явление, связанное с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. Также, коммуникативное поведение в самом общем виде определяется нами как совокупность норм и традиций общения народа. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т.д.), с одной стороны, и , с другой - в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации - жесты, мимику, тональные особенности. Также, коммуникативное поведение в самом общем виде определяется нами как совокупность норм и традиций общения народа.

Актуальность исследования. Описание коммуникативного поведения народа сейчас, в конце ХХ - начале ХХI века, стало весьма актуальным в силу ряда объективных причин:

Ш Расширились межнациональные контакты, поэтому сейчас накоплено много фактов, требующих обобщения;

Ш Активно развивается коммуникативная и антропоцентрическая лингвистика, поставившая в центр внимания проблему “Язык и человек”;

Ш Активизировались контрастивные, сопоставительные и межкультурные исследования;

Ш Активизировался интерес к межкультурной коммуникации и межкультурному пониманию, национальной самобытности разных народов;

Ш Увеличивается число межэтнических конфликтов, требующих урегулирования, что повышает важность исследований в сфере межкультурной коммуникации;

Объектом исследования являются особенности речевого поведения.

Предметом исследования является специфика национального речевого поведения различных наций.

Целью исследования стало изучение и сравнение речевого поведения японской, финской и русской национальностей.

Для достижения цели требуется решение следующих задач:

1. Описать особенности речевого поведения.

2. Исследовать национальную специфику речевого поведения.

Методы исследования. С учётом специфики объекта изучения применялось пассивное наблюдение; анализ материала проводился с помощью описательного, сравнительно-сопоставительного и статистического методов, приёмов обобщения и классификации.

Материалом для нашего исследования послужили публицистические источники; страноведческие очерки журналистов-международников; телевизионные передачи о разных странах; специальная литература; страноведческие и этнографические публикации; культурологические публикации; учебная литература; видео-курсы различных языков; национально-ориентированные учебники и учебные пособия; анализ языковых средств; данные контрастивной лингвистики; Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней предпринята попытка анализа коммуникативного поведения.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в теоретических и практических курсах по переводу, межкультурной коммуникации, прагмалингвистике, социолингвистике и на практических занятиях.

Структура работы. Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Речевое поведение в работе с людьми

1.1 Понятие и основные типы речевого поведения

речевое поведение общение коммуникативный

Речевое поведение - использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Изучение коммуникативного поведения в разных сферах речевого общения имеет и практический интерес. Встречаясь с представителями иной культуры и вступая с ними в общение, мы оцениваем партнера в соответствии с теми коммуникативными признаками, которые свойственны родной культуре. Поэтому очень часто наша оценка не совпадает с самооценкой нашего партнера по коммуникации, что приводит зачастую к коммуникативным неудачам в общении, к непониманию и к закреплению негативных стереотипов.

Различается вербальное и невербальное коммуникативное поведение. Вербальное коммуникативное поведение--это совокупность правил и традиций речевого общения в определенных условиях коммуникации (этикетные формулы, соблюдение временных рамок, интервалы общения и т. д.). Невербальное коммуникативное поведение--совокупность правил и традиций, регламентирующих ситуативные условия общения, мимика и жесты, организация пространства в общении и др. Вербальное и невербальное коммуникативное поведение тесно связаны друг с другом.

И.Г. Родченко в своей статье «Типы речевого поведения» говорит о том, что своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Являясь участниками общения, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые цели. Автор подчеркивает, что прогноз вряд ли был бы возможен, если бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях массовой коммуникации.

В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении. Таким образом, И.Г. Родченко предлагает следующую классификацию:

«Системщики» - для представителей этого типа характерно особо тщательное отношение к подготовке речевого высказывания. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, критично относятся к публичному выражению чувств. Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайне редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Они не любят отступать от намеченного плана и, если что-то происходит, что «выбивает их из колеи», то им бывает очень трудно справиться с возникшей неразберихой. В этих случаях «системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как и во время выступления, они лишь опосредовано, через материал, поддерживали связь со слушателями. По мнению автора, этот тип идеален при подготовке материала, хорош в чтении научных сообщений и докладов, но проигрывает, когда необходимо добиться от аудитории сопереживания.

«Мыслители» - люди такого типа способны на неожиданные решения, им нередко свойственен парадоксальный взгляд на события. Они могут уводить внимание слушателей далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к нему спустя какое-то время. «Мыслители» не особенно заботятся о впечатлении, которое производят, бывают небрежны в жестах (засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других, склонны к использованию наглядных материалов, черчению разных графиков и диаграмм. Автор считает, что «мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного ресурса времени.

«Поэты» - их непременным преимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка. Если люди этого типа обладают приятной внешностью, красивым голосом, изящными манерами, то поддерживать контакт с таким собеседником - редкое удовольствие. «Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо труднее существовать в жестких рамках плана и работать с информацией.

«Вожди» - это люди, способные воодушевить толпу. Содержание их выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается так уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления. Однако, отмечает автор, если предмет речи не задевает их за живое, то «вожди», к сожалению, теряют свою силу слова.

Разумеется, пишет И.Г. Родченко, массовая коммуникация - лишь одна из форм речевого поведения и далеко не все люди попадают в такие условия. Зато побывать в ситуации конфликта доводилось каждому. Автор считает, что человек проявляет себя именно в ссоре, споре, столкновении интересов. Речевое поведение человека в ситуации эмоционального стресса многое говорит о его личности. Исходя из этого В.И. Максимов [12] пишет, что выделяется три типа речевого поведения в споре: конфликтный, центрированный и кооперативный.

Как утверждает автор, конфликтный тип - это агрессор или манипулятор, чьи действия открыто или завуалировано направлены против партнера по общению. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения собеседника. В речевом поведении их отличает неумение замечать окружающее пространство и уменьшать или повышать в зависимости от этого...

Другие файлы:

Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников
Семья как социальный институт. Специфика современной семьи. Особенности речевого поведения дошкольников. Апробация эксперимента по выявлению влияния р...

Культура речевого поведения
Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии, правила и принципы. Значение культуры речи в воспитании. Закономерности речевого пов...

Особенности речевого поведения педагога в учебной ситуации. Приемы учебного слушания
Сущность понятия "речевое поведение". Основные элементы профессионализма и речевого поведения современного учителя. Характеристика типов языковых куль...

Национально-культурная специфика речевого поведения
В монографии исследуется связь национальной культуры и речевого общения, рассматриваются проблемы культурно-национальных вариантов генезиса речевого о...

Анализ речевого поведения мужских и женских персонажей романа Ф.М. Достоевского "Идиот" в аспекте гендерной лингвистики
Создание романа Ф.М. Достоевского "Идиот". Образ князя Мышкина. Речевое поведение главного героя романа. Гендерно-маркированные особенности речевого п...