Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Методы повышения уровня общей лексической компетенции студентов-иностранцев, изучающих русский язык

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Общие принципы обучения лексике студентов-иностранцев. Рассмотрение наиболее важных проблем в сфере лексики, которые вызывают наибольшие сложности у студентов, изучающих русский язык как иностранный. Понятия "семантическое поле" и "категоризация лексики".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Методы повышения уровня общей лексической компетенции студентов-иностранцев, изучающих русский язык

Кузнецов Андрей

2013

Аннотация

лексика студент иностранный язык

В данной работе я хотел бы рассмотреть сначала общие принципы обучения лексике студентов-иностранцев в российских ВУЗах, объяснить основные и наиболее важные проблемы в сфере лексики, которые вызывают наибольшие сложности у студентов изучающих русский язык, как иностранный.

Содержание

Введение

Раздел 1. Общие положения методики обучения лексике

1.1 Лексика как раздел языкознания

1.2 Понятия "Семантическое поле" и "Категоризации лексики"

1.3 Положительные черты семантизации

1.4 Типы заданий

1.5 Примеры заданий

Раздел 2. Типы уроков по обучению лексике (планы уроков)

Раздел 3. ИКТ в РКИ

3.1 Платформа для создания онлайн тестов SurveyMonkey

3.2 Принцип создания учебных тестов в SurveyMonkey

Библиография

Введение

В данной работе я хотел бы рассмотреть сначала общие принципы обучения лексике студентов иностранцев в российских ВУЗах, объяснить основные и наиболее важные проблемы в сфере лексики, которые вызывают наибольшие сложности у студентов изучающих русский язык, как иностранный.

Второй раздел моей работы посвящен рассмотрению вопросов к планам уроков и их типов а также рассмотрению уровней лексической компетенции учащихся и заданий на проверку и закрепление полученных знаний.

Третий раздел моей работы будет посвящен внедрению ИКТ и метода медиа презентаций с целью улучшения ассоциативного мышления в концепции "Слово>предмет >образ>действие".

Раздел 1. Общие принципы и положения методики обучения лексике

Введение в раздел №1

В данном разделе этой работы я постараюсь рассмотреть основные термины и понятия современной лексикографии сквозь призму общей направленности моей работы, а именно с точки зрения специализации "Русский как иностранный" и каково отражение терминов общей теории лексикографии в сравнительно-молодой научной сфере. Мы рассмотрим следующие термины и понятия такие, как семантическое поле и категоризации лексики, типы лексики в РКИ, лексические уровни русского языка, что такое базовый уровень лексической компетенции в РКИ, что такое продвинутый уровень лексической компетенции и в конце первого раздела я дам список возможных заданий на определение уровня лексической компетенции учащегося.

1.1 Лексика как раздел языкознания

Лексика неразрывно связана с не менее важной лингвистической дисциплиной "Лексикологией". Давайте определим чем же занимаются и за что же отвечают данные разделы науки начнем с определнеий терминов: Лексикология и Лексика.

Лексикология многоаспектна, то есть она изучает слово с самых различных сторон:

1. Значение слова;

2. Отношения между словами;

3. Происхождение слова;

4. Сфера употребления слова

5. Экспрессивность и стилистическая окраска слова. Изучение лексики во всех этих аспектах обнаруживает, что огромное количество слов русского языка -- это не хаотическое скопление, а совершенно определенная система, так как все слова так или иначе соотносятся и связываются Друг с Другом. Следовательно, в целом лексикология изучает словарную, то есть лексическую систему языка.

Лексика (от греч. Lexicos - словарный) -- это совокупность всех слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией (от греч. Lexicos - словарный и logos-- учение). У терминов "лексика" и "лексикология" корень общий, но выражают они совершенно разные понятия, которые нельзя путать. Лексика -- это слова;

А что такое слово мы сразу можем задать себе такой вопрос.

Слово - это единица обладающая меняющейся формой, значениями (полисемичность слов существует во многих языках)и случаями употребления поэтому лексика неразрывно связана с лексикологией. Изучая слова сразу необходимо выделить их семантические поля и провести категоризацию их по группам по отношению к определенному предмету чтобы их возможно было выучить не по одному а группами. Давайте разберем первое понятие "Семантическое поле" а за тем проведем категоризацию лексики по типам.

1.2 Понятия "Семантическое поле" и "Категоризации лексики"

Семантическое поле - обширное объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга. С. П. отражает связи и зависимости между эл-тами действительности -- объектами, процессами, свойствами, поэтому естественно включает в себя лексику значимых частей речи -- имен существит., прилагат., глаголов. Каждое С. П. имеет семантич. ядро -- определенное понятие, выраженное словом, называемым "архилексемой поля", вокруг к-рого группируется лексика, формирующая центр и периферию поля. Так, вокруг архилексемы вода формируется С. П., отражающее такие системноорганизов. фрагменты действительности, как "Водоемы и их части" (море, ручей, река, омут, приток, исток...); "Формы существования воды, определяемые характером и способом ее движения" (водопад, водоворот, каскад, всплеск, волна...); "Характер и особенности движения воды" (литься, течь, струиться, плескаться, брызнуть...); "Характерные движения, производимые в воде, связанные с водой" (купаться, плавать, нырять, наводнять, обливать...) и др. С. П. обладает сдвоенной структурой: на первичное поле (денотативное, исходное), отражающее реальные связи и зависимости между эл-тами действительности (течет вода, всплеск воды, утонуть в воде, капля жидкости, кипит вода, плывет лодка), налагается поле вторичное (метафорич.), отражающее метафорич. связи и социальные, интеллектуальные и духовные сферы.

Начинаем с презентации новой лексики в начале каждого урока с помощью ассоциативного мышления, то есть визуальный образ плюс слово. Презентация новой лексики подразумевает два процесса: предъявление и интерпретацию лексической единицы. Предъявление лексической единицы происходит не изолированно, а в контексте, потому что именно при включении слова в предложение оно приобретает свой статус и значение. Предъявление лексической единицы сопровождается ее интерпретацией, ядром которой является сообщение сведений о ее значении - семантизация. На начальном этапе обучения РКИ вследствие отсутствия у учащихся широкого лексического запаса необходимо использовать простые способы семантизации, чтобы слова были поняты учащимися однозначно. К таким способам относятся перевод, применение наглядности, подбор антонимов, перечисление. На среднем этапе обучения РКИ используются такие средства семантизации, как толкование значения слова, применение синонимов, а также сильного семантизирующего контекста. На продвинутом этапе обучения РКИ к данным средствам семантизации добавляются использование словообразовательной цепочки, указание на внутреннюю форму слова. Сложностью при семантизации лексики на среднем и продвинутом этапах обучения является предъявляемое учащимся требование достаточно высокого уровня владения языком. Преподавателю необходимо достаточно большое количество времени при использовании таких способов семантизации, как толкование значения слова, указание на внутреннюю форму слова, использование сильного семантизирующего контекста. При семантизации слов с помощью синонимов возникает следующая трудность: в языке редко встречаются полные синонимы; как правило, каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит, свою коннотацию и употребление, что необходимо оговаривать на занятиях. Здесь необходимо отметить, что объяснение слов с помощью синонимов на продвинутом этапе обучения усложняется введением такого понятия, как контекстуальные синонимы (слова, которые лишь в определенном контексте являются синонимами. Кроме того, в некоторых случаях без использования средств наглядности у учащихся может формироваться неверное представление о значении лексической единицы. Поэтому зачастую преподаватель вынужден прибегать к применению одного из основных способов семантизации начального этапа обучения РКИ - наглядности.

Следует заметить что изучение лексике и ее употреблению неразрывно связано с изучением правил произношения, которые также составляют огромную сложность для иностранцев. (но в данной работе мне не стоит задача объяснить как учить иностранцев правилам произношения).

1.3 Положительные черты семантизации

1. Семантизация с помощью синонимов и словообразовательной цепочки.

2. Развитие творческих способностей.

3. Развитие творческих и ассоциативного мышления

4. Облегчение объяснения многозначных слов

Берем тему "Водоемы". Сразу проявляются два критерия:

· Большие

· Маленькие

· Стоячая вода или нет

· Пресная или соленая

Всегда берите более общие понятия чтобы было можно проиллюстрировать наглядно.

(Вода, океан, море, озеро река, водоем, ручей). На более старших курсах 3-4 в сильных группах можно вводить и общенаучную терминологию.

Пример 2

Например мы хотим научить новой лексик...

Другие файлы:

Художественный текст как средство формирования лексического навыка на языковых специальностях университета
Понятие лексического навыка. Содержание лексической компетенции. Практика обучения лексике у студентов языковых специальностей. Роль художественного т...

Непропавшие сюжеты: пособие по чтению для иностранцев, изучающих русский язык
Учебное пособие включает в себя рассказы русских писателей разной степени адаптации. Тексты снабжены серией лексико-грамматических упражнений, способс...

Поговорим? Пособие по разговорной практике. Продвинутый этап
Настоящее пособие предназначено для иностранцев, изучающих русский язык на продвинутом этапе обучения и желающих лучше понимать со слуха и использоват...

Русский язык - мой друг
Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Адресован студентам-иностранцам, начинающим изучать русский язык. Его содержание соответствует требо...

Иллюстрированный словарь. Русский язык
Тематический иллюстрированный словарь предназначен для учащихся школ, изучающих русский язык. В Словаре представлено 35 тематических разделов. Каждый...