Методика изучения инфинитива на уроках русского языка в 5-6-ых классах дагестанской национальной школы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство науки и образования
Российской Федерации
Дипломная работа
Методика изучения инфинитива на уроках русского языка в 5-6-ых классах дагестанской национальной школы
Оглавление
Введение
Глава 1. Инфинитив как исходная форма глагольной парадигмы русского языка
1.1 Значение инфинитива, его структура и грамматические категории
1.2 Синтаксические функции инфинитива. Инфинитивные предложения
1.3 Стилистическая характеристика инфинитива
Выводы
Глава 2. Методика изучения инфинитива на уроках русского языка в 5-6-ых классах дагестанской национальной школы
2.1 Развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи как одна из важнейших целей обучения русскому языку в школе
2.2 Анализ программы и учебников по русскому языку для 5-6-ых классов национальных школ Российской Федерации
2.3 Констатирующий эксперимент и его результаты
2.4 Методика изучения инфинитива на уроках русского языка в 5-6-ых классах дагестанской (нерусской) школы
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Инфинитив - это своеобразная глагольная форма, которая обладает редкими признаками внеречевого свойства, внеконтекстуальной значимости. В этом отношении инфинитив очень сходен с именительным падежом существительного. Подобно именительному падежу существительного, глагол в неопределенной форме называет действие вообще, само по себе: играть, стучать, читать и т.д.
Именительный падеж существительного - исходная форма в системе словоформ данного слова. Точно так же инфинитив является исходной формой в глагольном формообразовании.
Своеобразен инфинитив и по своему составу: не изменяясь и сохраняя безотносительность к кому- (чему-) либо, выражая лишь идею действия, он выступает в трех структурно-морфологических разновидностях, оканчиваясь на -ть, -ти, -чь.
Инфинитив самобытен и в синтаксическом функционировании: он может быть любым членом предложения.
Все эти особенности инфинитива создают для нерусских учащихся значительные трудности в его усвоении, усугубляемые интерферирующим влиянием родного языка, в котором морфемная структура инфинитива, морфологические признаки и сочетательные возможности существенно отличаются.
В связи с этим в данном дипломном исследовании мы попытались выявить типичные ошибки у учащихся дагестанской национальной школы, допускаемые ими при употреблении инфинитивных конструкций в письменной речи; разработать наглядные пособия к теме "Инфинитив", которые помогут ученикам 5-6-ых классов глубже усвоить эту тему; предложить систему упражнений, лингвистических задач и коммуникативных заданий, направленных на развитие всех видов речевой деятельности учащихся при работе с инфинитивом.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1) изучение учебной, научной и научно-методической литературы по теме дипломной;
2) анализ школьной программы по русскому языку и учебников русского языка для 5-6-ых классов НШ РФ;
3) изучение методического опыта преподавателей практического курса русского языка на факультете дагестанской филологии;
4) констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
Материалы дипломного исследования могут быть использованы в процессе преподавания ПКРЯ, при проведении педагогической практики, а также при чтении спецкурса по методике преподавания русского языка в НШ.
Дипломная работа имеет следующую структуру: "Введение", "Глава 1", "Глава 2", "Заключение", "Список использованной литературы", "Приложение" (№1, 2).
Глава 1. Инфинитив как исходная форма глагольной парадигмы русского языка
1.1 Значение инфинитива, его структура и грамматические категории
Инфинитив (неопределенная форма глагола) - это исходная форма глагольной парадигмы, называющая процесс, но не обозначающая отнесенности глагола к лицу, числу, времени, наклонению, роду. Инфинитиву присущи категории вида и залога (решить, решать; решиться, решаться).
Инфинитив имеет суффиксы -ть (-ти), -чь. Основа инфинитива у большинства глаголов совпадает с основой прошедшего времени, к которой присоединяются суффиксы -ть или (в позиции под ударением) -ти (чита-л-а - читать; уме-л-а - уметь; нес-л-а - нести; вез-л-а - вез-ти).
Суффикс -чь, представленный в инфинитиве глаголов, восходит по своему происхождению к суффиксу -ти, преобразовавшемуся в сочетании с конечным заднеязычным основы /г/, /к/ в -чь (берег-л-а - бере-чь; пек-л-а - печь).
Изолированный глагол идти (и глаголы с компонентом -йти) образуют инфинитив от основы настоящего времени с помощью суффикса -ти (ид-ут - ид-ти; сойд-ут - сой-ти) с утратой конечного /д/ основы.
Но совокупность объективных и субъективных (методических) факторов приводит на практике к спорным ситуациям, например, вышеназванные компоненты, т.е. -ть (-ти), -чь - суффиксы или окончания инфинитива?
На основе глаголов типа лечь, печь рассмотрим, есть ли окончания у неопределенной формы глагола? Ответить на этот вопрос можно, лишь определив, что понимается под термином "окончание" ("флексия").
В научной и методической литературе сложилось два понимания этого термина: узкое и широкое.
В узком ("традиционном") смысле "окончание" - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Среди окончаний есть "нулевые флексии".
"Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: стен-а, стен-ы, стен-е… стен-ы; красн-ый, красн-ая, красн-ое, красн-ые; пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем… К флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, -ти в глаголе нести)".
Сходство форманта -ти (-ть) с окончанием проявляется в том, что он образует одну из грамматических форм глагола (инфинитив) и занимает место в конце словоформы; после -ть могут выступать только постфиксы (купать-ся). Как всякий грамматический аффикс, -ти (-ть) не входит в основу и не участвует в образовании новых слов. Этим сходство -ти (-ть) с окончанием в основном исчерпывается.
Гораздо более существенными оказываются признаки, отличающие -ти (-ть) от окончаний. Окончание - изменяемая часть слова, выражающая грамматические значения рода, числа, падежа и лица. Инфинитив - особая форма глагола, не являющаяся членом ни одной из внутриглагольных словоизменительных парадигм (наклонения, времени, лица, рода, числа). Следовательно, инфинитив не может считаться изменяемой формой в том смысле, в каком признаются изменяемыми формы, обладающие личными, родовыми, числовыми и падежными окончаниями. Конечно, инфинитив - одна из форм изменяемой части речи - глагола, однако из этого следует только то, что -ти (-ть) является формообразующим аффиксом. И если неправомерно искать окончание в деепричастиях (читая, создав), в формах сравнительной степени прилагательных и наречий (красивее, выше), то и признание -ти (-ть) окончанием в неизменяемой форме - инфинитиве является нелогичным.
Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении - инфинитив либо управляет именами, либо примыкает к глаголам, к словам категории состояния. В любом случае его грамматическая форма остается неизменной, т.е. -ти (-ть) не выполняет синтаксической роли.
Наконец, сам факт расположения -ти (-ть) в конце слова нельзя считать определяющим, так как, во-первых, в этой позиции могут стоять и суффиксы (играя, ниже, бегом), и корни (вдаль); во-вторых, окончания могут располагаться и не в конце слова (пят-и-десят-и, встречал-а-сь).
Таким образом, исходя из принятого понимания флексии, едва ли правомерно определять -ти (-ть) как окончание. Более логично квалифицировать этот элемент в соответствии со сложившейся традицией как формообразующий (грамматический) суффикс.
Однако известно и другое (широкое или, как его называет М.Ф. Лукин, "новое") понимание окончания: окончанием может считаться всякий морф, выражающий грамматическое значение и не входящий в основу. В соответствии с таким пониманием -ти (-ть), естественно, следует признать окончанием, так же, как и все другие формообразующие аффиксы (причастий, деепричастий, времени, наклонения, сравнительной степени и др.). В таком случае, как это признает И.Г. Милославский, в одном слове можно выделить несколько окончаний: ходи-л-а (-а - ж.р., ед.ч., -л- - прошедшее время), нес-и-те (-те - мн.ч., -и- - повелительное наклонение).
Можно принимать или не принимать такую точку зрения, но нельзя отказать ей в последовательности и обоснованности: все грамматические аффиксы объединяются в один тип (окончание) на основе их общей функции - служить средством выражения грамматических значений и образования грамматических форм. Здесь, как говорится, все понятно.
Труднее понять, почему, в целом приняв за исходное узкое (традиционное) определение окончания, школьный учебник и "Русская грамматика" одни формообразующие аффиксы (-ти, -ть) называют окончаниями, другие (-л-, -е, -ее, -вши, -ши и т.п.) - суффи...
Особенности изучения стилистики в 8 классе
Стилистика как область научного знания и учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Место науки о стилях в школьной практ...
Методика работы со словарями на уроках русского языка в младших классах
Работа со словарями в начальной школе; чтение-рассматривание, методика обучения и воспитания младших школьников. Виды словарей: школьный учебный русск...
Изучение иноязычных слов латинского происхождения на уроках русского языка в 5-7 классах
Необходимость использования этимологии при преподавании современного русского языка, его словарный состав. Лексика с точки зрения ее происхождения. По...
Состав слова и методика его изучения на уроках русского языка в начальной школе
Понятие морфем, их значения. Методика изучения состава слова в начальных классах. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по сос...
Изучение фразеологии в средних классах
Понятия, особенности, функции фразеологизмов, их употребление в стилях речи. Типичные ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка. Ме...