Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Лингводидактика и методика

Тип: эссе
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Условия и закономерности развития билингвальной и бикультурной личности (полилингвальной, поликультурной) в процессе обучения и преподавания иностранных языков и культур. Сущность, особенности становления механизма билингвизма на начальном этапе обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

ЭССЕ

Лингводидактика и методика

Актуальность данной темы обусловлена стремительным развитием современного общества и необходимостью формирования полилингвальной и поликультурной личности. С учетом современного диалога культур и распространяющейся глобализации, предъявляются более высокие требования к личности с точки зрения формирования толерантного отношения к культурам и нациям.

В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является, вероятно, единственным инструментом, с помощью которого становится возможным взаимопонимание и взаимодействие между представителями различных лингвосообществ. Отсюда совершенно очевидна необходимость уделять особое внимание проблеме формирования у учащихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации [1, 12].

Развитие поликультурного образования обусловлено как современными историческими и социокультурными предпосылками, так и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии.

Поликультурное образование на современном этапе направлено на осуществление коммуникации и социализации учащихся в процессе обучения и включает в себя:

· ценностный, мировоззренческий компонент содержания воспитания, т.е. система ценностей, или жизненных смыслов. Язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального характера и реализуются в процессе языкового диалогового общения;

· культурологический компонент, т.е. уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку. Привлечение фактов культуры изучаемого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;

· личностный компонент, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке [1, 13].

Изучение всего комплекса исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования. Они представлены в сравнительной таблице, которая отражает условия и закономерности развития полилингвальной и поликультурной личности в процессе обучения и преподавания иностранных языков и культур.

обучение иностранный язык билингвизм

Подходы к поликультурному образованию

Концепции

Авторы

Цель поликультурного образования

Ведущие идеи

Аккультурационный подход

1. Много-этническое образование

Боос-Нюнниг,

Зандфукс

Создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры; оказание помощи и поддержки представителям контактирующих культур, воспитание взаимной открытости, интереса и терпимости.

Ориентация на культуру переселенцев; идеи свободного выбора и трансцендентальности восприятия человека человеком.

2.Бикультурное образование

Фтенакис и др.

Усвоение сформировавшихся в семье ценностей и норм поведения на эмоциональном и когнитивном уровне; развитие способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры, а также формировать свою собственную культурную идентичность.

Становление «билингвальнобикультурной» идентичности; постоянное сравнение двух культур.

Диалоговый подход

1. Концепция «диалога культур»

Библер, Розенцвейг, Бубер, Левинас, Матюхина, Шафрикова, Менская, Веденина, Дмитриев,

Приобщение к различным культурам, формирование общепланитарного cознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское куль-

Идеи открытости, диалога культур, культурного плюрализма.

Крюгер-Потратц, Tомас

турнообразовательное пространство.

2. Деятельностная концепция

Тарасов, Сорокин, Поммерин, Хоманн, Зандфукс, Циммер

Воспитание в духе мира, разрешение межкультурных конфликтов.

Идея признания индивидуальных различий каждой личности, идея «переформулирования» чуждой культуры в терминах своего лингвокультурного опыта.

3. Концеп-ция мульти- перспективного образования

Х. Гёпферт, У. Шмидт

Развитие способности к межкультурной коммуникации, формирование представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждойкультуры.

Идея преодоления монокультурной ориентации, идея переориентации процесса обучения от событийной истории к социальной.

Социально-психологический подход

1. Концепция антирасистского воспитания

Муллард, КаррингтонКоул, Троун

Формирование активной позиции по отношению к неравенству, развитие способности критически воспринимать стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам.

Теория структуры общества, идеи равенства и справедливости.

2. Концепция «культурных различий»

Гайтанидес, Бордо, Мемми, Тейлор, Хакль

Развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважения чужих культур, другого образа мышления, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, интеграции элементов других культур в собственную систему мышления.

Идеи о различиях в культурном облике человека и их влиянии на эмоциональную сферу человека.

3. Концепция социального обучения

Эссингер, Граф, Шмитт

Развитие эмпатии, солидарности, способности решать конфликты.

Психологические предпосылки поликультурного образования, теория социального воспитания

На основе выше приведенного анализа сформировалось мое собственное видение сущности поликультурного образования учащихся. По моему мнению, поликультурное образование следует рассматривать как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий:

- на когнитивном уровне освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;

- на ценностно-мотивационном уровне формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам;

- на деятельностно-поведенческом уровне активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.

Важнейшей составляющей поликультурного образования является билингвальное обучение.

Понятие билингвальное языковое образование предполагает взаимосвязанное и равнозначное овладение учащимися двумя языками (родным и неродным), освоение родной и неродной/иноязычной культуры, развитие учащегося как двуязычной и биокультурной (поликультурной) личности и осознание им своей двуязычной и биокультурной принадлежности [1, 12].

Таким образом, хотя для языковой личности нельзя провести прямой параллели с национальным характером, но глубинная аналогия между ними существует. Нельзя не упомянуть, что еще великий немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт рассматривал язык, как определенную духовную энергию народа, как особое видение картины мира. Следовательно, представляется возможным трактовать языковую личность как глубоко национальный феномен и рассматривать в связи с конкретным языком - конкретную языковую личность, (например, русский язык - русская языковая личность).

Применительно к изучению иностранного языка необходимо, наряду с понятием “языковая личность”, рассматривать лингводидактическую категорию “вторичная языковая личность”, которая понимается как совокупность способностей человека к адекватному вз...

Другие файлы:

Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика.
Учебное пособие, написанное известными специалистами, авторами многочисленных учебников и учебных пособий по школьной и вузовской методике, призвано с...

Методика обучения математике в начальной школе
В книге более точно и разносторонне описана методика формирования вычислительных навыков и методика работы обучению решению задач....

Методика клинического обследования ребенка
Пособие для студентов в 5 частях. Методика обследования органов пищеварения (пальпация, перкуссия, аускультация). Методика обследования органов кровет...

Методика преподавания русского языка иностранцам
Лингвистические основы методики преподавания русского языка иностранцам:Фонетическая система русского языка и методика работы по фонетике.Некоторые во...

Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях
Методика обследования звуковой стороны речи у детей. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Содержание, структура и методика занятий по формиро...