Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Лексическое воплощение образа женщины в русских народных сказках

Тип: дипломная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Особенности выражения образа женщины в фольклоре разных народов. Лингвистические средства выражения образов. Структурно-типологическая характеристика лексического воплощения образа женщины в русских народных сказках, их жанрово-стилевое своеобразие.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филологический факультет

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Выпускная квалификационная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Жанрово-стилевое своеобразие воплощение образа женщины в фольклоре
    • §1 Особенности выражения образа женщины в фольклоре разных народов
    • §2 Образ женщины в русском фольклоре
    • §3 Лингвистические средства выражения образов
  • Глава 2. Структурно-типологическая характеристика лексического воплощения образа женщины в русских народных сказках
    • §1 Жанрово-стилевое своеобразие русских народных сказок
      • 1.1 Сказки о животных
      • 1.2 Волшебные сказки
      • 1.3 Бытовые сказки
    • §2 Образ женщины в сказках о животных
    • §3 Образ женщины в волшебных сказках
    • §4 Образ женщины в бытовых сказках
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Женщина... Кто она (или даже «что»)? «Сосуд дьявола» - в европейской формулировке, «веревка, по которой мужчина спускается в ад» - по восточной пословице, или Прекрасная Дама, отблеск Божественного в бренной оболочке? Змея или голубка? Яд или противоядие злу? «Кто же ты, женщина?» - из века в век терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты своей загадочной спутницы. Простое орудие деторождения? Второй пол? Отражение моей творческой фантазии? Истинный источник вдохновения?

Он то высоко возносил ее над собой в экстазе благоговения, трепеща от робости перед своей богиней, то осыпал градом насмешек и унижении, словно рабыню на рынке. Причем, любопытно, как разделились эти две роли: лепту в сооружение головокружительно высокого пьедестала для женщины, как правило, вносили поэты и художники, а главными хулителями женщин и «сквернословами» были в основном философы.

В самом деле, глубокая пропасть простирается между тем берегом, на котором возвышается ослепительно прекрасный образ женщины, изваянный из чистоты и добродетели в мировом искусстве, и противоположным берегом мужского восприятия, усеянным нескончаемой грудой скептических оценок, скопившихся в долине философской мысли со времен Платона. Представить историческую панораму взглядов на женщину - одна из задач нашей работы.

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения. Менялись ее образцы и образы в истории человечества, в восприятии человеческом, в психологическом плане.

Женщина по имени Ева первой сорвала запретный плод с древа познания. Ее имя навсегда осталось в памяти человечества, а познание привело к обесценению женщины и сделало ее воплощением греховности. История доносит до нас весьма противоречивый образ женщины-Евы и Девы, заключающий в себе светлое и томное, возвышенное и низменное, доброе и плохое, ангельское и дьявольское.

В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последняя занимала такое же подчиненное положение, как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют нам о том времени, когда женщина играла выдающуюся роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаем из преданий и мифов, дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме, и множество женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц.П. Короленко См.: Короленко Ц.П. Мифология пола. - Красноярск, 1994. ). В XX веке в нашей стране эпохи социализма господствовал миф о суперженщине: женщине-матери и работнице, общественной деятельнице одновременно.

Целью данной работы является рассмотрение того, при помощи каких лексических средств воплощается образ женщины в русских народных сказках. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть особенности выражения образа женщины в мировом фольклоре.

2. Показать реализацию образа женщины в русском фольклоре.

3. Дать характеристику лексического воплощения образа женщины в русских народных сказках.

В смысловом развертывании художественного текста велика роль лексической структуры, под которой понимается «коммуникативно-ориентированная, концептуально обусловленная ассоциативно-семантическая сеть, отражающая связи и отношения элементов лексического уровня текста» Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - С. 173.. Лексическая структура текста организуется по сетевому принципу с учетом различных связей лексических единиц как по «горизонтали», так и по «вертикали». Ее изучение позволяет конкретизировать семантику и смысл (поверхностный и глубинный) текста.

Искусство является не только способом образного познания, но и средством эстетического освоения и описания мира: «Художественные средства, сконцентрированные в эстетически действующей системе, воспринимаясь нами как особого рода сигналы, способны мощно возбуждать наш духовный мир, становясь тем самым стимулами жизненного регулирования различных общественно мобилизующих настроений». Анализ структурированных особым образом сигналов эстетической информации позволяет реконструировать творческий замысел писателя, который определяет его первичную коммуникативную деятельность, и выявить коммуникативный эффект, производимый текстом, при постижении читателем его эстетического смысла в процессе вторичной коммуникативной деятельности.

Следует отметить особую роль лексических элементов в художественном тексте. «Они выступают как средство означивания различных явлений воплощенной действительности и как основная форма репрезентации обобщенного синтетического художественного образа реального мира, отражающего определенную концепцию автора» Там же. С. 97..

Лексический уровень участвует в создании предметно-логической основы текста и отражении темы, в формировании эстетически обусловленной концептуальности и эстетически ориентированной прагматичности произведения. Он связан с другими подуровнями текста в экстралингвистическом аспекте, является основной формой репрезентации авторской концепции, позволяющей осмыслить ее в процессе познавательной деятельности адресата. Процесс смыслового восприятия читателя осуществляется посредством установления смысловых связей между словами, которые передаются прежде всего лексическими составляющими текста Ср.: Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - С. 29 - 30..

Слово как элемент текста обладает коммуникативной ориентацией, которая определяется его системно-языковыми качествами, системно-структурной организацией текста, его концептуальностью. Оно ориентировано на коммуникативную ситуацию не только в контексте, но и вне его.

О разных подходах к изучению коммуникативных свойств слова и их сущности см. в книге Болотнова Н.С. «Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня» (1992). Вслед за Болотновой Н.С. мы считаем, что коммуникативная ориентация слов обусловлена ассоциативно, и именно ассоциативное поле слова определяет способность его участвовать в коммуникации в качестве элемента лексической системы текста, т.е. определяет его коммуникативный потенциал, который зависит от лексико-грамматических особенностей слова и некоторых других факторов. Коммуникативная ориентация лексических элементов художественного текста выражается эстетически обусловленной актуализацией их ассоциативных связей, направленных на формирование художественного смысла целого текста или его фрагмента.

Полагаем, вслед за Болотновой Н.С., что, участвуя в коммуникации, слово мобилизует все свои лингвистические и экстралингвистические ресурсы, подчиняя их определенной микростратегии автора и макростратегии всего текста. Если слова - ключевые, т.е. непосредственно соотносятся с общим концептом текста, то их коммуникативная ориентация будет прямой. Если же лексические единицы соотносятся с общим концептом текста опосредованно, через ассоциативные поля, их коммуникативная ориентация - косвенная (через текстовую парадигматику и синтагматику).

В коммуникативном аспекте выявленные особенности языка создают особую установку на восприятие художественных текстов читателем и определяют специфику коммуникативной стратегии автора. Своеобразие художественного текста заключается в способности выполнять эстетическую функцию, предполагающую «воздействие на адресата как красотой и целесообразностью художественной формы, так и концептуальностью содержания» Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - С. 23..

Другие файлы:

Семейные отношения на примерах мифов и сказок
Мифологическое мышление и мифы наших предков. Взаимосвязь типа культуры и типа семей. Основные черты мужчины и женщины в сказках. Обыгрывание семейных...

Типология отрицательных персонажей в русских и таджикских народных сказках
Человекообразные отрицательные персонажи и вредоносные звероподобные и животные персонажи русских и таджикских народных сказок. Сопоставительный анали...

Отношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках

: Христианские мотивы в русских народных сказках

Стереотипный образ женщины в английской и русской лингвокультурах (на материале пословиц и антипословиц)
Лингвокультурное исследование пословиц, особенности представления образа женщины и ее социальной роли на примере английских и российских пословиц. Лич...