Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Лексический и стилистический подходы к анализу творчества Пьера Даниноса на примере его повести "Les carnets du Major Thompson"

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Особенности творческого пути Пьера Даниноса и его место в мировой литературе. История создания подборки произведений "Les carnets du Major Thompson". Стилистический анализ сборника и лексико-стилистические особенности литературного наследия писателя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

26

Размещено на

Введение

пьер данинос стилистический лексический

Тема нашей курсовой работы отражает лексический и стилистический подходы к анализу творчества Пьера Даниноса на примере его самой известной повести «Les carnets du Major Thompson».

Актуальность исследования заключается в том, что Данинос, с помощью красноречия, юмора и многочисленных стилистических средств, сумел создать сборник рассказов, который были тепло принят читателями и критиками. Благодаря особенному, неординарному таланту Даниноса к созданию шаржированных персонажей, Майор Томпсон стал одной из ключевых фигур французской юмористической литературы. Кроме того, книга «Les carnets du Major Thompson» уже переведена на 45 языков и до сих пор пользуется спросом во всем мире. И именно его умение складывать из нескончаемого потока выразительных средств столь легкое и прекрасное произведение обусловило наш выбор данной темы.

Объект исследования - повесть Пьера Даниноса «Les carnets du Major Thompson».

Предмет исследования - лексико-стилистические особенности произведения «Les carnets du Major Thompson».

Цель исследования - анализ стилистических особенностей творчества Пьера Даниноса на примере сборника рассказов «Les carnets du Major Thompson», благодаря которым отражается уникальность его творчества и своеобразный взгляд на мир.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать творческий путь Пьера Даниноса и место его творчества в мировой литературе;

2. Изучить историю создания сборника «Les carnets du Major Thompson»;

3. Проанализировать лексико-стилистические особенности творчества Пьера Даниноса на примере его книги «Les carnets du Major Thompson».

Теоретическая база исследования - труды, монографии и статьи известных ученых и ведущих литературоведов в области литературной критики, а так же книги и учебники по стилистике и зарубежной литературе.

Методы исследования - стилистический анализ сборника, обработка информации из разных источников.

Новизна и практическая значимость исследования состоят в обобщении информации о творчестве Пьера Даниноса, анализе и выявлении особенностей его стиля, что, в последствие, может быть использовано при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по филологии, а также на занятиях по языку.

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами и включает введение, 2 главы, заключение и список литературы(14 источников).

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Биография и творчество Пьера Даниноса

«После того как писатель появился на свет, ему остается одно: дождаться, пока у всего света появится интерес к нему». Сей мудрый совет желающим создать бестселлер, как, впрочем, и большинство иных рекомендаций, Пьер Данинос дает читателям, опираясь на собственный солидный житейский опыт: сам писатель, во всяком случае, своего часа дождался -- его «Записки майора Томпсона» оказались не только бестселлером (тираж давно перевалил за миллион), но и бестселлером с большим запасом живучести: книга переиздается снова и снова, а майор обрел бессмертие среди восковых фигур музея Гревен. [2, 3]

Пьер Данинос родился в Париже 26 мая 1913 года. Начал он как спортивный хроникер в журналах «Теннис» и «Гольф», затем стал сотрудничать в других периодических изданиях.

В 1939 году Данинос был мобилизован. За месяцы «странной войны» он написал свой первый роман -- «Кровь людей». Что и говорить, бездеятельность французской армии давала мало материала для журналистской хроники, зато располагала к усидчивости и крупным жанрам. Однако позднее Пьер Данинос исключил этот традиционный любовный роман из библиографии своих произведений, надо думать, по несоответствию с тем родом литературы, к которому он обратился в дальнейшем и в котором прославился.

Уже в названии следующей его книги -- «Еврика и Амеропа»,-- написанной в Рио-де-Жанейро, куда писатель эмигрировал после майской катастрофы 1940 года и вторжения гитлеровских войск во Францию, проступает умение вывернуть наизнанку, расколоть, перелицевать стершееся слово: один из ведущих приемов Даниноса-юмориста.

В 1947 году Пьер Данинос получил премию «Энтералье» за роман «Записки господа бога», и о нем заговорила критика. Господь бог Даниноса -- добродушный вольтерьянец, иронически относящийся к своему всемогуществу и находящий несколько комичным положение, при котором он должен заниматься одновременно проблемами космоса и расстройством желудка мадам Дюпон,-- отчасти напоминает круглоголового, наивного и лукавого вседержителя из альбомов Жана Эффеля. Будучи существом не слишком серьезным, он не прочь поразвлечься мистификациями и розыгрышами, которые важно именует «экспериментами», отдавая дань научным увлечениям века. Так, вняв мольбам мадам Лимонер, жительницы Руана, страдающей бесплодием, господь бог милостиво посылает ей сына, однако -- в порядке эксперимента -- решает, что этот сын родится стариком и с годами станет молодеть. Антельм Лимонер выходит из чрева матери седым, морщинистым, тряся от дряхлости головой. В детстве он поражает окружающих полным нежеланием играть со сверстниками и энциклопедическим обилием знаний. Став к зрелым годам талантливым коммерсантом, Антельм постепенно впадает в детство -- в буквальном смысле слова,-- сначала разоряясь, как это свойственно подростку, на марки, а затем на игрушки и сладости. Наконец в возрасте семидесяти лет он гибнет под автомобилем, переходя Елисейские поля, как сущий младенец, которому неведомы правила уличного движения. [2,4]

Опыт жизни «наоборот», «с обратного конца», возвращающий буквальный смысл выражению «впадать в детство», необыкновенно развлекает господа бога, и, совершенно запустив дела созвездий и туманностей, Всемогущий тщательно ведет запись наблюдений за подопытным смертным, чья странная жизнь создает немало забавных ситуаций.

За романом были написаны фельетоны, впоследствии составившие сборники «Соня, другие и я», «Как жить вместе с Соней (или без нее)». В этих сборниках автор с юмором открыто показывает быт и нравы типичного среднего буржуазного семейства, ограниченного и в духовных интересах, и в средствах, стремящегося не отстать от «людей своего круга», выглядеть «не хуже других».

Сюжетные линии своих книг Пьер Данинос брал из повседневной жизни. Главным примером этого является повесть «Записки майора Томпсона», созданная в 1954 году. В книге персонажи представлены стандартными деталями, общими местами, стереотипными суждениями. «Записки майора Томпсона» представляют мнение классического англичанина на типичного француза и, вместе с тем, это и взгляд классического француза на типичного англичанина. Юмор в книге базируется на том, что привычное, нормальное, стандартное оказывается странным, нелепым, совершенно не укладывающимся в сознание британского сэра. [2,5]

Все произведения Даниноса с течением времени приобретают ностальгическую прелесть. Даже французы, ни разу не державшие в руках книг писателя, хорошо знакомы с его творчеством. Причина в том, что его произведения сразу же разошлись на афоризмы.

Сегодня Данинос один из самых популярных во Франции сатириков и юмористов. Поклонники его творчества любят не столько за глубину наблюдений, а за его необычный, теплый, человечный юмор.

Умер Данинос 7 января 2005 года, в Париже. [2,6]

1.2 История создания книги «Les carnets du Major Thompson»

Для создания Майора Томпсона Данинос взял несколько выразительных черт от людей, которых он знал: «Я взял усы одного, рачьи глаза другого, ноги колесом третьего: майор Томпсон родился».

«С этого момента я стал перешивать подлинное раздвоение личности. В течение трех месяцев я ощущал себя экс-майором Британской армии, высадившимся в Кале с цепью исследования французских джунглей. Ночью мне случалось поглаживать несуществующие усы...» [ 2, 10]

Отразив своего соотечественника в вытаращенных голубых глазах добрейшего майора Томпсона, как в увеличительном зеркале, Пьер Данинос последовал классической традиции французских просветителей -- не случайно ему приходило в голову избрать в повествователи перса. Подобно персидскому вельможе Узбеку Монтескье или Гурону Вольтера, хотя без их глубины и энциклопедичности, Уильям Мармадюк Томпсон, ходячее воплощение английского духа, создан Даниносом, чтобы отстранить своим Изумлением французскую повседневность, обнаружив ее странность, невероятность, «экзотичность», ибо, как заявляет сам майор, нравы воинов племени маори представляются ему куда менее загадочными, чем поведение обывателя из Рубэ в воскресный день.

«Записки майора Томпсона» -- это взгляд типичного англичанина на типичного француза, но в то же время это и взгляд типичного француза на типичного англичанина. Еще точнее было бы сказать, что в книге Даниноса фигурируют типовой англичанин и типовой француз: персонажи, составленные из стандартных деталей, общих мест, стереотипных суждений. И юмор строится на том, что привычное, стертое, «нормальное» оказывается странным, нелепым, совершенно не укладывающимся в сознание британского тугодума. [2, 11]

Во всем он видит явное противоречие хваленому французскому здравому смыслу. Почему француз должен губить драгоценное время, доказывая всяким чиновникам, что он действительно существует, живет там, где живет, и что дети его живы, поскольку не умерли? Почему француз считает необходимым осведомиться у метрдот...

Другие файлы:

Стилистический анализ критического этюда В.В. Вересаева "Художник жизни"
Отражение в творчестве Вересаева основных этапов в развитии русской интеллигенции. Стилистический, лексический, морфологический и синтаксический анали...

The Thompson Submachine Gun
The Thompson submachine gun, or Tommy gun developed an almost iconic status during the 20th century. It had an unusual beginning, for it was developed...

Thompson/Center Encore Rifle and Shotgun Models
Single Shot Performance & Versatility. The Thompson Center Encore Rifle "System" is capable of delivering "minute of angle" accuracy right out of the...

Лексический состав «повести временных лет»: словоуказатели и частотный словник

Страх в "Петербургских повестях"
Уровни проявления страха в произведениях: от лексического до сюжетно-композиционного. Мотив денег и мотив сумасшествия. От множественности к хаосу. Ни...