Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Особенность словарной работы в школе. Работа учащихся над словарем. Организация уроков русского языка в начальных классах при проведении лексической работы. Организация практической деятельности по лексической работе. Формирование фонематического слуха.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Лексическая, или словарная работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако еще К.Д. Ушинский писал, что "только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями". Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. Считаем, что одним из эффективных приемов лексико-семантической работы может быть анализ системных отношений слов.

В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения лексики и словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т.Баранов, А.В.Прудникова, Т.А.Ладыженская и др. Особое внимание уделяется созданию системы работы по лексике и обогащению словарного запаса.

Вопросы изучения отдельных разделов лексической системы: многозначности слов, антонимов, синонимов, эмоционально-экспрессивной лексики - разрабатываются Л.А. Введенской, И.Н. Зайдман, Ж.Я. Ермола, H. A. Ипполитовой, П.И. Колосовым, Н.К. Никитиной, В.П. Озерской, Ю.П. Плотниковой, П.С. Пустоваловым и многими другими. Лексическая работа в связи с развитием речи рассматривается в работах H.A. Купиной, В.Е. Мамушина, К.П. Щепиной, Т.М. Фалиной, Н.А.Моралевой, В.Я.Булохова, И.Е.Синицы и др. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В.А.Добромыслов, М.Т.Баранов, О.П.Мистратова, В.М. Богуславский и др. Обогащение словарного запаса при обучении синтаксису рассматривается в работах Т.М. Пахновой, Ю.П.Плотниковой, Г.И.Сниткиной. Лексическая и словарная работа не могут проводиться без опоры на лингвистические словари. Приемы работы в школе с различными лингвистическими словарями стали предметом внимания М.В.Ушакова, М.Т. Баранова, Е.А. Бариновой, Н.И. Дорошенко, P.E. Нохриной, Ф.И. Вирченко, А.Н.Тихонова. [13]

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, мы сформулировали все исследовательские параметры.

Тема: Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

Проблема: Каковы методические условия для проведения лексической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Цель: Создание методических условий для проведения лексической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Объект: Организация уроков русского языка в начальной школе.

Предмет: Лексическая работа.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Раскрыть основные понятия: «урок», «слово», «пассивный запас языка»,

3. «активный запас языка» ,«лексика», «словарная работа и её приёмы», «лексическое значение», «многозначность», «амонимы», «синонимы», «деформированный текст»;

4. Теоретически обосновать выбор методических условий;

5. Разработать методические рекомендации для проведения уроков русского языка в начальной школе.

Методы педагогического исследования:

Изучение и анализ научной литературы, описательный метод, изучение педагогического опыта.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают лексику, непосредственно на уроках русского языка, литературном чтении, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, с изобразительным искусством, со спортом и т.д. Таким образом, словарный запас школьников стремительно увеличивается из урока в урок, изо дня в день. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и, таким образом, облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Задачи данной главы:

1. Раскрыть особенности организации уроков русского языка в начальных классах при проведении лексической работы.

2. Проанализировать опыт учителей школы в проведении лексической работы на уроках русского языка в начальной школе

1.1 Особенности организации уроков русского языка в начальных классах при проведении лексической работы

Задачами данного параграфа являются:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования

2. Раскрыть содержание понятий: «урок русского языка», «слово», «пассивный запас языка», «активный запас языка», «лексика», «словарная работа и её приёмы», «лексическое значение», «многозначность», «антонимы», «синонимы», «деформированный текст»;

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Урок -- это педагогическое произведение, он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.[10]

В рамках данной темы, дадим определения основным понятиям.

Слово - основная единица речи, от богатства и мобильности словаря зависит качество речи и успешность общения.

Лексика (от греч. Lexicos - словарный) -- это совокупность всех слов языка, его словарный состав [12]. Словарный запас может быть активным и пассивным. В активный словарный запас входят те, повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. К пассивному запасу слов относят устаревшие или неологизмы. Например: боярин, вече, стрелец, брадобрей - парикмахер; понеже - потому что; комонь - конь; ланиты - щеки; наущать - подстрекать; и др. Понятие активного и пассивного запаса языка в лексико-графическую теорию и практику ввел Л.В. Щерба [19].

Словарная работа в школе -- область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение отенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. В начальных классах словарная работа проводится исключительно на практической основе, с 4 класса получает теоретическую опору в виде кратких сведений по лексикологии, а затем и по стилистике. [9]

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

1. Запись слов по алфавиту. Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и, например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.

2. Выборочный диктант. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями. Учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в...

Другие файлы:

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Проблема организации словарной работы Методика словар...

Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности
Содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников, предусмотренной разными программами обучения русскому языку...

Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе
Пособие знакомит с методикой поэтапного изучения орфоэпических норм на уроках русского языка и чтения в начальной школе. Предлагает научиться зримо пр...

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе
Методика и особенности преподавания русского языка в начальной школе, содержание и анализ действующей программы. Возможности использования орфографиче...

Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе
Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе. Методика работы над словами-антонимами. Характеристика словаря младшего шко...