Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Концепт "страх - fear" в его языковом и речевом, а именно интонационном и семантическом выражении

Тип: дипломная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Условия возникновения страха и его форм: физиологические основы, детерминанты, психоаналитический взгляд. Концепт как объект лингвистических исследований. Особенности репрезентации концепта "страх" интонационными средствами английского и русского языков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Условие возникновения страха и его формы

1.1 Физиологические основы страха

1.2 Детерминанты страха и тревожности

1.3 Психоаналитический взгляд на проблему

1.4 Виды и формы страха

1.4.1 Биологический страх

1.4.2 Социальный страх

1.4.3 Моральный страх

1.5 Эмоции

1.6 Страх как нормальная реакция организма

1.6.1 Адекватность страха

Глава II. Концепт как объект лингвистических исследований

2.1 Понятие концепта в современной лингвистике

2.2 Актуализация концепта в языке

Глава III. Лексико-стилистические средства реализации концепта «Страх » в сопоставительном плане исследования

3.1 Особенности репрезентации концепта «Страх» интонационными средствами английского и русского языков

3.2 Фреймовая репрезентация концепта «Страх» в английском языке

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине прошлого века язык, как активный посредник между миром действительности и человеческим сознанием, попадает в поле зрения многих специалистов смежных с лингвистикой научных дисциплин: логиков, этнологов, психологов, культурологов, и т.д. Это подтверждает то, что решение многочисленных фундаментальных вопросов (например, вопрос категоризации мира, соотношения языка и мышления) не может быть найдено в рамках какой-либо частной науки. В связи с этим в рамках антропоцентрической парадигмы современной лингвистики выделяется целый ряд перспективных направлений: когнитивная лингвистика (Г.И. Берестиев, Н.Н. Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, З.Д. Поп, Е.В. Рахилина, И.А. Стерш), психолингвистика (В.В. Красных, А.А. Леонтьев), лингвокультурология (Е.Н. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, Н.В. Уфимцева, А.Т. Хроленко), этнолингвистика (А.С. Герд, Н.И. Толстой). По словам А.А. Красавского, "такую интеграцию наук правомерно определить как закономерный и необходимый процесс эволюции человеческой цивилизации, которая задает векторы последующего успешного развития научного знания вообще и гуманитарного в частности" [19:9].

Несмотря на многообразие дисциплин, все они являются развитием, аккумуляцией, ранее выраженных идей таких выдающихся философов языка, как В. фон Гумбольдт, Л. Вайсгербер, Л. Витгенштейн, А.А. Потебня, Е. Сепир, Б. Уорф и акцентируют внимание на изучении экстралингвистических реалий, бытия, мира, через слово. Одной из главных целей описания языка становится исследование языковой картины мира. Язык при этом рассматривается как средство оформления и воплощения знаний о мире, как внешнем, так и внутреннем. Именно язык, по словам В. фон Гумбольдта, "является органом, который создает мысль, следовательно, в становлении человеческого лица, в формировании у нее системы понятий, в присвоении накопленного поколениями опыта языку принадлежит ведущая роль" [Гумбольдт 1984:78].

Центральным термином в изучении языковой картины мира является концепт, который привлекает внимание многих исследователей: лингвистов, культурологов, философов. Однако термин концепт в современной науке о языке не имеет однозначного толкования: решаются вопросы классификации концептов, методов их изучения, структуры концепта и его места, в ряде лингвистической терминологии. Спорность вопроса о статусе концепта свидетельствует, прежде всего, о трудностях формирования новой научной парадигмы.

Вместе с широким кругом теоретических разработок, появились большое количество работ, в которых представлены конкретные описания тех или иных концептов. Несмотря на это, своевременным и важным является обращение к изучению концептуализации и вербализации именно страха, учитывая его принадлежность к базовым эмоциям и то, что эта негативная эмоция почти не рассматривалась в интонационном плане. Кроме этого, актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием современной лингвистики к проблеме концептуализации мира (внешнего и внутреннего), а также особенным интересом к проблеме отображения в языке концептов внутреннего мира человека.

Объектом исследования выступают средства реализации (как вербальные, так и невербальные) эмоционального концепта «Cтрах-Fear». в современной английском языке.

Предметом исследования интонационные, лингвокогнитивные и семантические аспекты средств выражения концепта «Cтрах-Fear» в англоязычной литературе.

Материалом для исследования служили англоязычные тексты "Phone Booth" и "Cellular", а также комментарии к ним.

Цель исследования - описание концепта«Cтрах-Fear» в его языковом и речевом, а именно интонационном и семантическом выражении.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

1.раскрыть психологические особенности эмоции страха;

2.обнаружить и описать понятийные признаки концепта страх;

3.проанализировать интонационные особенности выражения эмоционального концепта страх в речи на материалах англоязычных текстов;

4.выяснить семантическую структуру концепта страх в англоязычной картине мира;

5.установить главную лексему обозначения страха и синонимический ряд стилистически нейтральных единиц для обозначения эмоционального концепта страх.

Цель и задачи исследования сыграли важную роль в выборе основных методов исследования, среди которых были применены: аудитивный и интонографический анализы, концептуальный анализ (в частности, фреймовое моделирование), качественный анализ, дедуктивный метод.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые рассматривается не только когнитивный, семантический, но и интонографический подход к изучению эмоционального концепта«Cтрах-Fear».

Теоретическая значимость заключается в последующей разработке как семантического, так и интонационного аспектов выражения эмоционального концепта страх в эмфатической речи, а также в углубленной разработке самого концепта, с переходом его в такие родственные концепты как гнев, боль и т.п. Кроме этого возможным является сравнение как собственно обоих концептов, так и особенностей их выражения в английском и других языках.

Практическая ценность работы определяется тем, что ее материалы и результаты могут быть использованы в курсах теоретической фонетики, лексикологии, в спецкурсах по когнитивной семантике.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель и основные задачи работы, ее теоретическая и практическая значимость, указываются методы исследования.

В первой главе отражены разные подходы к классификации видов и форм страха как эмоции, указывается на его невербальные (физиологические) проявления в разных ситуациях.

Во второй главе анализируется концептуальная сторона страха, уточняется понятие концепт, а также рассматривается его семантическая структура в англоязычной картине мира.

В третьем разделе проведены интонографический и аудитивный анализы речи людей, которые находятся в угрожающей для их жизни ситуации и проявляют страх. Кроме этого, частично указаны гендерные отличия, которые находят место, как в невербальных, так и в вербальных, средствах выражения эмоций. Также раскрыто понятие фрейма и применен метод фреймовой семантики для анализа концепта « Fear». Сжато, изложены компоненты эмоционального концепта страх в современном английском языке.

В заключении представлены основные теоретические и практические результаты дипломной работы; очерчены возможные перспективы последующих исследований из использования материала избранной тематики.

????? I. ??????? ????????????? ?????? ? ??? ?????

1.1 Физиологические основы страха

В понимании феномена страха мы встречаемся с многовариантным определением его как сложного эмоционально психического состояния. По каждому определению стоит солидная экспериментальная база, которая послужила основанием того, что в современной психологической науке сложилась определенная система изучения страха, которая включает научные направления, подходы, теории, определяющие особенности возникновения и протекания страха. Среди направлений выделяются: психофизиологический, представителями которого являются П.К. Анохин, И.П. Павлов, М.Н. Русалова, В.В. Суворова, А. Бандура, Е. Гельгорн, К.И. Изард, В. Кеннон, Л.А. Орбели, Я. Рейковский и др. и психологический - представители В.К. Вилюнас, П.В. Симонов, В. Вундт, А.Р. Лурия, З. Фрейд и др. [Филимонова 2001: 4].

Такие эмоции, как страх, гнев и ярость, повышают интенсивность переменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга. Они усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям.

Представителями психофизиологического направления страх рассматривается как эмоция, которая вызывается быстрым повышением нейронной активности. Согласно р...

Другие файлы:

Концепт "разум" в языковом и художественном представлении
Когнитивная лингвистика, ее сущность. Концепт как ключевое понятие. О романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Концептуальные признаки реалий живой...

Концепт «печаль» в английском, немецком и русском языках
Монография посвящена комплексному контрастивному исследованию эквивалентных лексических групп, объединенных общей семантической темой «печаль», на мат...

Ocoбенности выражения благодарности в иностранном языке ( на примере английского языка)
Вербальному поведению человека свойствен не только окказиональный, но и рекуррентный, повторяющийся характер, что находит отражение, в частности, в на...

Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт (на материале русского и английского языков)
Предмет, задачи и понятия лингвокультурологии. Язык как лингвокультурный концепт, его связь с другими концептами. Образность языка в научном дискурсе....

Концепт "Liebe" в немецком языковом пространстве
Определение понятия, изучение типов и описание базовых характеристик концепта. Раскрытие содержания национальной концептосферы. Изучение компонентов к...