Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Комплексный анализ текста как средство подготовки учащихся к ЕГЭ

Тип: творческая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Возможности единиц языка. Передача содержания текста и его смысла. Владение основными речеведческими понятиями, умение определять стиль текста, тип речи, средства связи предложений в тексте. Тенденции слияния обучения языку и речи в единое целое.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МОУ Исетская СОШ №1

Творческий отчет

«Комплексный анализ текста как средство подготовки учащихся к ЕГЭ»

учителя русского языка

Бабатенко О.Н.

Исетское, 2009

План

обоснование выбора темы.

Что такое комплексный анализ текста? Разновидности КАТа.

Из опыта работы.

Сравнительный анализ сдачи учащимися ЕГЗ (2004, 2007, 2008)

Приложение.

Литература.

Обоснование выбора темы

Впервые о комплексном анализе текста заговорили в связи с устным экзаменом по русскому языку в 9 классе. Данный подход позволил учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявить возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла (другими словами, учащиеся демонстрируют свои теоретические и практические навыки, полученные за 9 лет обучения).

Наиболее актуальной эта тема стала в 2004 году, когда был введен (тогда еще в качестве эксперимента) экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ.

Задания А29--А31, В1--В8, С направлены на работу с большим текстом, который является центральным звеном второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных учащихся. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым--сочинение - рассуждение.

Учащимся предлагаются задания, проверяющие

- понимание текста, адекватное авторскому замыслу;

- владение основными речеведческими понятиями, умение определять стиль текста, тип речи, средства связи предложений в тексте;

- умение видеть языковые средства, характерные для того или иного стиля или типа речи, в том числе используемые автором изобразительно-выразительный средства;

- умение создавать на основе проанализированного текста собственное связное высказывание, писать сочинение-размышление.

Т.о., данная тема является актуальной. Умение анализировать текст комплексно необходимо не только на рабочих уроках русского языка, но и при подготовке к ЕГЭ.

Что такое комплексный анализ текста?

В процессе обучения на уроках литературы учащиеся, наверное, не раз убеждались в том, что изучение идейно-эстетического содержания произведения в отрыве от языка, первоэлемента словесного искусства, не может дать адекватного представления о замысле автора. И наоборот, изучение языка писателей (нужно сказать, что в школах преподавание русского языка ведется на примерах, взятых, как правило, из художественных произведений, которые представляют собой лучшие образцы русского литературного языка) должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка. Именно поэтому сейчас в преподавании русского языка стало все больше внимания уделяться тексту как такому феномену языка, в котором содержание неразрывно связано со словесным, языковым его выражением, иначе -- с формой.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА включает в себя вопросы, связанные со стилистикой, грамматикой и синтаксисом.

Существуют разные уровни комплексного анализа художественных текстов, у каждого из которых свой предмет и свои задачи.

Существование этих уровней объясняется сложной структурой текста.

Размещено на

Данная схема наглядно показывает, что компоненты структуры определяются двумя главными составляющими: категорией содержания и категорией формы. Идея художественного произведения, согласно схеме, задается темой и материалом действительности, который автор выбирает для ее раскрытия. Сюжет определяется композиционным расположением автором фактов действительности прием -- композиционным расположением языковых единиц.

Комплексный анализ текста может осуществляться в разных направлениях: от содержания к форме и, наоборот, от определенных языковых средств к основной идее рассматриваемого текста.

Анализ языкового материала исходит из представления о языке как о системе, имеющей различные уровни:

Размещено на

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

Таким образом, вспомнив теорию, потренировавшись на тестах, учащиеся смогут применить свои знания в больших объемах, т. к. тексты взяты и из произведений художественной литературы, и из научно-популярной, т. е. эти тексты являются образцами устной и письменной речи.

Разновидности КАТа

Первая группа включает в себя 2 части:

1. текст, в который нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания (может быть только орфография, пунктуация или и то, и другое, в зависимости от целей, поставленных учителем)

10 класс

единица язык текст речь

2. ряд вопросов, на которые нужно ответить. На вопросы требуется ответить кратко или развернуто

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Каким типом речи является данный текст? Обоснуйте свое мнение.

4. Определите стиль текста, докажите свое мнение.

Далее следует ряд вопросов, касающихся каждого из 5 разделов языкознания

ЛЕКСИКА

5. Подберите синонимы к слову большого.

6. Подберите антонимы к словам: близко, мокрый, широкий.

ОРФОГРАФИЯ, ПУНКТУАЦИЯ

7. Вставьте пропущенные орфограммы, выделите графически ту часть слова, в которой была пропущена орфограмма.

8. Расставьте знаки препинания в последнем предложении.

СИНТАКСИС

9. Объясните постановку знаков препинания в предложении, обозначенном знаком.

10. В 1-ом предложении найдите грамматическую основу. Над каждым словом надпишите, какая это часть речи.

МОРФОЛОГИЯ

11. Произведите морфологический разбор одного причастия.

ФОНЕТИКА

12. Произведите фонетический разбор слова листья.

МОРФЕМИКА

Разберите набежавший, (не)мигающий по составу.

Может быть задание по стилистике

- укажите предложение, в котором автор использует эпитеты, метафору, инверсию;

- укажите средства выразительности, использованные в 6 предложении.

Иногда последним заданием может быть создание творческой работы (сочинения-размышления по тексту, сочинения-рецензии на данный текст - отношение к проблеме, поднятой автором, оценка речевого оформления текста).

(Приложение 1)

Вторая группа также включает 2 части

1. текст, в который нужно вставить пропущенные буквы (или знаки препинания, или комплексно - орфография и пунктуация)

2. ряд тестовых вопросов, касающихся стилистики (определи стиль и тип речи - 4 варианта, один правильный), орфографии и пунктуации (сколько запятых пропущено в тексте), синтаксису (какая характеристика соответствует выделенному предложению)

2. Смысловой тип данного текста -- это:

а) повествование; б) описание; в) рассуждение.

3. Текст относится к следующему стилю:

а) официально-деловому; б) публицистическому;

в) научному; г) художественному.

4. Какое сочетание слов служит грамматической основой в первом предложении?

а) вернется лето; б) захватит осень; в) вернется лето и захватит.

5. Среди 1 - 4 предложений найди предложение, которое связано с предыдущим с помощью повтора слов и союза. Укажи номер.

6. Какие из указанных средств выразительности использованы в тексте? Выпиши по 1--2 примера.

а) метафора; б) сравнение; в) эпитет; г) олицетворение

7. В 6 предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: . Выпиши это слово.

(Приложение 2)

Третья группа состоит из:

1. текста, в котором нет пропущенных букв и знаков препинания (или нужно найти один пропущенный знак препинания - запятую, тире, двоеточие…)

2. и заданий разных уровней:

- задания тестового характера с выбором ответа (обычно касаются основной мысли и темы текста, стиля текста и типа речи, лексики - синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д.);

- задания с кратким ответом на вопрос (морфемика - способ образования слова; морфология - выписать нужную часть речи; синтаксис - способ подчинительной связи в словосочетани...

Другие файлы:

ЕГЭ-2009. Русский язык. На пути к экзамену. Сдаем без проблем.
М.: Эксмо, 2009. - 224 с. Книга адресована абитуриентам, поступающим в высшие учебные заведения, а также учащимся старших классов...

Комплексный лингвистический анализ текста отрывка романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Анализ художественного пространства текста. Пространство "квартира старухи-процентщицы", которое включает в себя несколько подпространств. Лексико-гра...

Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся
Цели и основные направления модернизации российского образования. Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения. Необходимость введе...

Комплексный лингвистический анализ текста отрывка романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Анализ художественного пространства и времени текста, номинаций героев, речесубъектной, парадигматической и синтагматической организации текста романа...

Контрольная работа №1 (А) Комплексный анализ лексического состава текста