Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Казанская лингвистическая школа: предпосылки возникновения, основные представители, вклад в науку

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Общая характеристика и этапы развития Казанской лингвистической школы. Научные труды и наследие в языкознании И.А. Бодуэн де Куртенэ. Н.В. Крушевский и его вклад в развитие языкознания. Труды по языковедению и русскому языку В.А. Богородицкого.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа по теме:

КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, ВКЛАД В НАУКУ

Екатеринбург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ВКЛАД В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

1.1 Казанская лингвистическая школа: предпосылки появления

1.2 Общая характеристика Казанской лингвистической школы

1.3 Казанская лингвистическая школа: вклад в развитие науки

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАЗАНСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

2.1 И.А. Бодуэн де Куртенэ: научные труды и наследие в языкознании

2.2 Н.В. Крушевский и его вклад в развитие языкознания

2.3 В.А. Богородицкий: труды по языковедению и русскому языку

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена Казанской лингвистической школе - самому значимому плоду деятельности в Казанском университете. Именно в КГУ родится учения о фонетике, морфеме, синтагме и др. Здесь будут заложены основы словообразования, проросшие сквозь историко-этимологические студии немецких младограмматистов и отечественных лингвистов. Казанская школа до сих пор является одной из самых авторитетных школ мировой лигвистики.

Актуальность выбранной темы определяется возросшим интересом современных лингвистов к работам представителей Казанского лингвистического кружка - Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ и Николая Вячеславовича Крушевского. Научная концепция Казанской лингвистической школы неоднократно являлась предметом изучения в истории языкознания. Работы ученых школы находят все новое и новое развитие в языкознании.

Целью работы является исследование лингвистических взглядов представителей Казанской лингвистической школы, этапов истории ее возникновения и развития. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) определить основные положения Казанского лингвистического кружка;

2) проанализировать общелингвистические взгляды его участников, пытаясь параллельно выяснить их отношение к воззрениям других языковедов или к другим лингвистическим направлениям.

Структура работы отражает ключевые этапы и логику предпринятого исследования: она состоит из введения, двух глав и заключения.

Первая глава работы включает в себя краткие сведения о предпосылках возникновения Казанского лингвистического кружка ведь именно он в свое время получил наибольшее развитие и ее представителями стали выдающиеся языковеды конца XIX века, такие как Крушевский и Богородицкий. Вторая глава работы состоит из подробного описания основных позиций теорий И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского и В.А Богородицкий, оценка их значимости для языкознания, а также их правильность или неправильность в контексте дальнейшего изучения и доработки. Первая часть главы посвящена понятиям языка и языковых законов, потому что вся концепция Бодуэна де Куртенэ проникнута стремлением дать четкое определение, что такое язык, определить закономерности его развития. Также рассматриваются идеи Крушевского о языковой системе и теории языкового знака, об основных закономерностях в изменениях языка. В последней части второй главы рассматриваются работа Богородицкого «Наука о языке», которая до сих пор считается одной из его главных заслуг в языкознании.

В заключении подводятся общие итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы, связанной с изучением других аспектов этой проблемы.

ГЛАВА 1. КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ВКЛАД В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

1.1 Казанская лингвистическая школа: предпосылки появления

В работах, посвящённых казанской школе языкознания и затрагивающих вопросы её формирования, возникновение казанской школы датируется 1875-м годом, т.е. годом прибытия на кафедру сравнительного языкознания индоевропейских языков Казанского университета её будущего основоположника И.А. Бодуэна де Куртенэ. В то же время вопрос о роли предшествующего периода в формировании казанской школы по существу в лингвистической литературе ещё не ставился.

Предшествующий период явился для казанской школы той почвой, которая позволила сформироваться и окрепнуть новому направлению в сравнительно короткий промежуток времени. Известны факты, свидетельствующие о том, что некоторые члены казанского лингвистического кружка, возглавляемого Бодуэном де Куртенэ, находились под существенным влиянием преемников В.И.Григоровича. Так, С.К.Булич специализировался по славянской филологии у М.П.Петровского, ученика Григоровича. Под влиянием H.H. Булича находились А.И.Александров и А.С. Apхангельский. В известной степени продолжателем традиций В.И.Григоровича является А.А. Царевский [Черепанов, 2002 : 136].

Казанская лингвистическая школа связана с предшествующим периодом и по линии ориенталистики. Бодуэн де Куртенэ интересовался вопросами тюркологии и изучал тюркские языки у В.В.Радлова и Н.И. Золотницкого. Он сознавал значение Казанского университета как крупнейшего центра ориенталистики. По его инициативе на историко-филологическом факультете Казанского университета было введено, после продолжительного перерыва, преподавание восточных языков, игнорирование которых расценивалось Бодуэном де Куртенэ как существенный недостаток науки о языке, «в особенности ввиду новейшего направления лингвистики и этнографии, направления, ставящего на первом плане непосредственное знакомство с исследуемыми явлениями»[Бодуэн де Куртенэ, 1997 : 65].

Важно подчеркнуть, что до прибытия Бодуэна Куртенэ в Казани уже была подготовлена почва для изучения санскрита, являвшегося базой сравнительно-исторического исследования языков. В этом отношении предшественником казанской школы является П.Я.Петров.

В период, предшествовавший оформлению казанской лингвистической школы, в Казани были достигнуты значительные успехи как в области славяноведения, так и ориенталистики. При исследовании языков делались попытки применения сравнительно-исторического метода. Существенные успехи были достигнуты в области русской и тюрко-татарской диалектологии.

Развитие науки о языке в Казани связано с историей Казанского университета, основанного в 1804 году и явившегося крупнейшим научным центром восточной части России. До основания университета в Казани велось преподавание многочисленных языков в славяно-латинской школе, семинарии и гимназии. К концу XVIII в. в этих учебных заведениях преподавались монгольский, калмыцкий, турецкий, арабский, персидский, армянский и китайский языки, а из числа европейских языков - латинский, греческий, французский и немецкий. Преподавание восточных языков в Казанском университете было введено вскоре после его основания.

Восточное отделение Казанского университета было закрыто по указу сената в 1854 г. и переведено в Петербургский университет. Сенат объяснял ликвидацию восточного отделения в Казани необходимостью открыть возможность высшей власти для наблюдения за воспитанием кавказских горцев», однако неубедительность этого довода для передовых представителей русской лингвистической науки была очевидной. Так, И.А. Бодуэн де Куртенэ отмечал, что восточный факультет только по частным соображениям и недоразумениям был перенесён в Петербург.

После закрытия восточного отделения в совет было подано несколько заявлений профессоров университета, в которых указывалось на необходимость возобновления преподавания восточных языков и, в первую очередь, -- санскрита и персидского языка, причём, последнее мотивировалось той ролью, которую выполняют эти языки в системе сравнительно-исторического языкознания.

В связи с успехами славянского языкознания в Казани заслуживает внимания деятельность Казанского общества любителей отечественной словесности, возникшего в 1805 г. В 1818 г. оно насчитывало более 100 членов, причём, «сношения его простирались почти на всю Россию, а сверх того начинались в Варшаве, Богемии, Вене и были в Персии» [Черепанов, 2002 : 137].

Основной задачей общества ставилось способствование распространению отечественной словесности, но в то же время указывалось на необходимость этнографического и лингвистического изучения местного края. Параллельно велось исследование местных русских и татарских наречий силами словесного факультета университета. Ф.И. Эрдман, Г.Суровцев, А.Теплоухов и другие языковеды, изучавшие местные русские и татарские наречия, стремились решить ряд теоретических и практических задач диалектологии и среди них -- вопросы отношения литературного языка к общенародному языку, вопросы исторической диалектологии и лексикографии.

К моменту приезда И.А. Бодуэна де Куртенэ в лингвистической жизни Казани наблюдался временный спад, объяснявшийся как закрытием разряда восточной словесности в университете, так и уходом из университета крупнейшего представителя славяноведения В.И.Григоровича. Тем не менее, учитывая лингвистические традиции Казани, И.А. Бодуэн де Куртенэ рассчитывал найти в Казанском университете соответствующую научную среду для осуществления своих научных замыслов.

1.2 Общая характеристика Казанской лингвистической школы

Во-первых, четкое разграничение звукового и оптического аспектов речи. В лингвистической...

Другие файлы:

Казанская лингвистическая школа. Лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ. Учение о фонеме
3) казанская, основанная И.А. Бодуэном де Куртенэ, учениками которого являются Н.В. Крушевский, преемник Бодуэна на казанской кафедре В.А. Богородицки...

Меркантилисты и физиократы: сходства и различия, основные представители этих учений
Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма, его основные представители. Особенности меркантилизма в различных странах. С...

История лингвистических учений
Дана системная панорама развития мировой лингвистической мысли, начиная с первых опытов исследования языка и до настоящего времени. Представлена совре...

Исторические предпосылки менеджмента
Исторические периоды развития управленческой мысли, как предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция управления как науки. Четыре подхода к развити...

Чикагская исследовательская школа и ее вклад в развитие социологии
Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного напра...