Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Жанр рецензии в системе функциональных стилей

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Понятие и классификация функциональных стилей. Разновидности рецензий - экспертная, купленная и потребительская. Структура авторских рецензий на кинофильмы. Отличия рецензии от аннотации, статьи и отзывов. Языковое оформление структуры кинокритики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Жанр рецензии в системе функциональных стилей

Введение

Данная работа посвящена исследованию экспертной рецензии на кинофильмы.

Под рецензией (от лат. Recensio, нем. Rezension, англ. review - «рассмотрение») - принято понимать отзыв, разбор и оценку художественного, научного, научно-популярного произведения, произведений театрального искусства, кинематографа, пластических искусств, выставки, шоу и т.д.; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензия относится к числу аналитических жанров. А. Тертычный пишет, что «одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций». Рецензирование стало актуальным постепенно, с развитием книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. Ближе к началу XIX века количество изданий - книг и журналов - распространилось настолько, что появилась нужда в экспертах, людях, ставших медиумами между миром книг и обществом. Такое положение дел обусловлено необходимостью выбора: из всех изданий человек должен выбрать именно то, что заслуживает его внимания. Рецензия предназначается не только читателям, но и автору - как оценка проделанной им работы

Объектом исследования стали немецкоязычные рецензии на современные кинофильмы.

Предметом исследования стала их жанровая особенность.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа выявить основные особенности, характеризующие кино-рецензию как жанр.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать структуру экспертной рецензии.

2. Проанализировать языковое оформление структурных элементов рецензии.

Цель и задачи определили структуру работы.

Во введении формулируются цели и задачи, определяется объект и предмет исследования.

В теоретической части рассматривается понятие функционального стиля и их классификация, определяется место рецензии в системе функциональных стилей.

В исследовательской главе анализируется структура экспертной рецензии и языковые особенности.

В заключении мы подводим итог исследовательской работы.

1. Жанр рецензии в системе функциональных стилей

1.1 Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей

Язык, являясь продуктом развития общества, выполняет в этом обществе ряд функций. Характер и формы использования языка так же разнообразны, как и области человеческой деятельности [1], т.е. в разных коммуникативных сферах способы реализации языка различны. В этой связи принято говорить о функционально-стилистической дифференциации в рамках литературного языка.

Основной единицей стилистической системы является функциональный стиль. [2]

Термин «функциональный cтиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

Становление современного учения о функциональных стилях русского языка связано с именами таких ученых, как Б.Н. Головин, М.Н. Кожина, О.А. Лаптева, О.Б. Сиротинина, О.Н. Шмелёв и др.

В самом общем виде основы функциональной стилистики были заложены в 20-30-е годы М.М. Бахтиным, В.В. Виноградовым, Г.О. Винокуром. Внимание исследователей было направлено не только на функционирование языка внутри языковой системы, но и на закономерности функционирования языка под влиянием экстралингвистических факторов, стремление рассмотреть многообразие форм и видов речевого общения.

В целом ряде работ Г.О. Винокур доказывал, «что речь устная и письменная, ораторская и разговорная, канцелярская и парламентская, докладная записка или указ, беседа с приятелем и дипломатический обмен любезностями - все эти языковые задания требуют и своих средств выполнения» [Винокур 1929:7]. Основой современного учения о функционально-стилевой дифференциации языка является понятие функциональных стилей как типов функционирования языка. Стили языка - это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями различий в степени активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения [Головин 1988:261].

О.Б. Сиротинина и В.Е. Гольдин объясняют выделение стилей в языке тем, что «разнообразие применений литературного языка приводит к появлению в нем его функционально-стилевой дифференциации». При этом стиль определяется как разновидность литературного языка, каждая из которых предназначена для общения в определенной сфере человеческой деятельности [Русский язык и культура общения 1998:37].

Экстралингвистические факторы, условия, в которых используется язык, влияют на отбор речевых средств, вероятность употребления тех или иных лексем, грамматических форм и конструкций, т.е. формируют систему функциональных стилей.

Следуя концепции Кожиной назначение того или иного «…вида деятельности (а следовательно - и сферы общения) …обуславливает специфику определяемых ими функциональных стилей речи, закономерности функционирования в них языковых средств и их речевую организацию» [3].

В зависимости от принципов классификации различные ученые выделяют различное количество стилей.

Так А.Н. Гвоздев и лингвисты, считающие функции языка главным стилеобразующим фактором, выделяют 3 стиля: научно-деловой, художественно-публицистический и разговорный [4].

Лингвисты, которые отдают предпочтение сфере функционирования языка, выделяют количество стилей соответственно количеству выделяемых сфер общения. Так, В.А. Аврорин выделяет 12 таких сфер и, соответственно, стилей [5].

Исследователи, исходящие из первенства в ряду стилеобразующих факторов типа работы сознания (Б.Н. Головин, М.Н. Кожина), выделяют научный, деловой, публицистический, художественный и разговорный стили. М.Н. Кожиной была предпринята попытка связать обе системности (языковую и ситуативную) посредством выявления влияния типа сознания на языковую избирательность, проявляющуюся, в том числе в выделении основной черты, стилевой доминанты [6].

Другая теория выражается в выявлении соответствия языковых особенностей стиля коммуникативным запросам и в выделении на этом основании двух сфер использования языка: строгой и нестрогой - по данному признаку конституируются доминанты функциональных стилей - от требований максимальной точности и однозначности (официально-деловой стиль) до минимума заботы о форме выражения (разговорный стиль) [7]. В строгие сферы использования языка включаются научный и официально-деловой стили. В нестрогие входят разговорная речь, публицистический стиль и язык художественной литературы.

Выделение или невыделение разговорного и художественного стилей стало предметом дискуссии ведущих отечественных лингвистов. В ее основе - различные взгляды на проблему типологии речи и проблему системности стиля. Книжно-письменным стилям, представляющим кодифицированный литературный язык, у Д.Н. Шмелева и сторонников его концепции противопоставлены разговорная речь и язык художественной литературы. Открытость языка художественной литературы для иностилевых вторжений, его особая предназначенность и разительное отличие разговорной речи от книжно-письменных стилей, обусловленное неподготовленностью и спонтанностью речи, определили самостоятельный статус этих функциональных разновидностей национального языка. Саратовская лингвистическая школа под руководством О.Б. Сиротининой решает проблему стилевой дифференциации комплексно. Представление о функциональной разновидности языка опирается на системность экстралингвистических факторов. О.Б. Сиротинина убедительно доказывает в своих научных работах, что именно совокупное действие всех этих факторов формирует стилевую доминанту, вокруг которой и на основе которой происходит системная организация всех параметров стиля, его специфических и наиболее вероятных свойств. [8]

О.Б. Сиротинина к факторам выделения стилей, например, относит сферу общения (сфера правового регулирования жизни общества, науки, обучения, общественно-политическая, обиходно-деловая и т.д.), функции коммуникации (общение, сообщение, воздействие), характер адресата речи (массовый, публичный и т.д.), самих условий речи (одминальность / неодминальность, наличие / отсутствие непосредственного контакта и т.п.).

Функциональные стили не имеют четких границ. В каждом из них выявляется ядро с наиболее ярко выраженной спецификой и периферия, в которой специфика стиля ослаблена и наблюдается пересечение с характеристиками иного функционального стиля. В настоящее время наблюдается тенденция к интенсивному взаимопроникновению стилей, усилению влияния одних стилей на другие, в результате чего происходят заметные измен...

Другие файлы:

Прагматические особенности рецензии как жанра письменной речи
История становления рецензии как жанра, ее место среди современных функциональных стилей. Лексические и синтаксико-графические средства оформления рец...

Различия основных функциональных стилей японского языка
Исследование процесса возникновения и развития функциональных стилей японского языка. Эпистолярный, официально-деловой, научный, разговорный, публицис...

Функциональная стилистика английского языка
В пособии излагаются новые теоретические положения, которые лежат в основе выделения функциональных стилей литературного языка. Рассматриваются вопрос...

Фонетические стили звучащей речи
Фоностилистика как лингвистическая дисциплина, ее элементы. Понятие полного и неполного стилей произношения. Типы нормативной речи: монологическая-диа...

Стилистика современного китайского языка
Книга представляет собой вузовский курс стилистики современного китайского языка. Она состоит из введения и трех разделов, соответственно посвященных...