Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Выразительные возможности односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы (на материале произведений писателей XIX века)

Тип: дипломная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Изучение односоставного предложения в отечественной лингвистике. Типология односоставных предложений в грамматике и в концепции В.В. Бабайцевой. Роль односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы в произведениях писателей XIX века.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Федеральное государственное образовательное учреждение
  • высшего профессионального образования
  • «Тывинский государственный университет»
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ ОПИСАНИИ РУССКО-ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА)
  • Дипломная работа по дисциплине «Русский язык»
  • Выполнила:
  • студентка 6 курса ФФ, ЗФО
  • Суруу А. С.-Д.
  • Научный руководитель:
  • к.п.н., доцент, Базыр Г.С.
  • Абакан 2013
  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Проблема односоставных предложений в лингвистической науке
  • 1.1 История изучения односоставного предложения в отечественной лингвистике
  • 1.2 Типология односоставных предложений в Русской грамматике и в концепции В.В. Бабайцевой
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Анализ произведений писателей XIX века при описании русско-дворянской усадьбы
  • 2.1 Стилистические функции односоставных предложений
  • 2.2 Роль односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы в произведениях писателей XIX века
  • Выводы по 2 главе
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Список источников

Введение

Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране предъявляет повышенные требования к выпускникам школы. Одной из главных линий развития учащихся средствами предметов общеобразовательной школы является овладение «функциональной грамотностью - владение учащимися умениями и навыками, связанными с учебной, познавательной, творческой деятельностью в рамках данного предмета, необходимой для усвоения этого предмета, формирования самостоятельной деятельности для решения практических и теоретических задач» [«Школа 2100», 2001: 15-16].

В аспекте изучения русского языка содержательные линии развития включают развитие речевой деятельности, овладение культурой речи и поведения, формирование языкового чутья и потребности пользоваться всем богатством языка.

Широкие возможности обогащения речи учащихся появляются при изучении темы «Простое односоставное предложение». Методическая ценность данной темы определяется лингвистической сложностью грамматического материала, трудностями в усвоении его учащимися, богатством семантико-стилистических оттенков в значении предложения.

Вопрос о природе предложения до сих пор остается одним из самых трудных в синтаксисе. Занимая центральное место в синтаксисе, предложение, тем не менее, не имеет общепринятого определения. Недостаточно изученным остается и вопрос о выразительных возможностях предложения, в том числе и односоставного. Современный русский литературный язык обладает достаточно сложной системой односоставных предложений, которая включает не только определенное количество типичных разновидностей, но еще и разнообразных переходных случаев. Односоставные предложения в различных вариация широко распространены в современном русском языке: в художественной литературе, в периодической печати, в научной речи, в рекламе и т.д.

Односоставные предложения являются средством компактной и экономной передачи информации, а также ярким выразительным средством. Эти его свойства указывают на необходимость активного введения данных конструкций в речь школьников, обучение правильному их использованию в речи. С другой стороны традиционное изучение данной темы предполагает изучение структурных особенностей односоставных предложений, что мало способствует эмоциональному восприятию таких предложений, что в свою очередь не вызывает стремление использовать такие конструкции в речи.

Особенно велики стилистические ресурсы и возможности синтаксиса. Это можно объяснить многообразием синтаксических конструкций, а также сложностью самого предложения как основной коммуникативной единицы высшего уровня языка. Предложение является важнейшей синтаксической единицей, в которой перекрещиваются и интегрируются все уровни языка.

Таким образом, актуальность исследования определяется с одной стороны, повышенным интересом русского синтаксиса к изучению односоставных предложений с точки зрения их двойственной природы, промежуточного положения, которую занимают между двусоставными и односоставными, к функционированию односоставных предложений в художественных текстах и тем вниманием, которое уделяется стилистическому аспекту изучения синтаксических единиц, в том числе и односоставных в школьной грамматике. А выявление способов или средств выражения различных грамматических и модальных значений текста способствует лучшему формированию речевых и лингвистических умений и навыков.

Цель исследования - выявление выразительных возможностей односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы в произведениях писателей XIX века.

Объект исследования - односоставные предложения в русском языке.

Предмет исследования - выразительные возможности односоставных предложений в художественном тексте.

Цель и задачи исследования предопределили решение следующих задач:

1) Изучить историю изучения односоставных предложений в отечественной лингвистике;

2) Рассмотреть типологию односоставных предложений в Русской грамматике-80 и в концепции В.В. Бабайцевой.

3) Описать стилистические функции односоставных предложений..

4) Проанализировать выразительные возможности односоставных предложений в описании русско-дворянской усадьбы в произведениях писателей XIX века.

5) Сделать подборку дидактического материала для изучения стилистических функций односоставных предложений в старших классах школ с нерусским (тувинским) языком обучения.

Методы исследования. В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в работе используется:

1) метод лингвистического описания, который реализуется через следующие этапы:

- изоляция односоставных предложений как предмета специального изучения от других простых предложений;

- идентификация (отождествления) существенных признаков односоставных предложений на фоне других элементов простых предложений;

- интерпретация (объяснении) структуры и значения односоставных предложений при помощи приемов квалификации;

2) метод сплошной выборки позволил нам выделить из художественных текстов сложные синтаксические целые с описанием дворянской усадьбы;

3) статистический метод;

Материалом для исследования послужили художественные произведения таких писателей, как И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин. На рубеже XIX - XX веков повышенное внимание образу дворянской усадьбы уделяли писатели самых различных взглядов, принадлежащие к разным литературным направлениям и объединениям. В результате был создан огромный пласт художественной литературы, где образ дворянской усадьбы получил детальную разработку и многогранное освещение. Поэтому в качестве материала для сопоставительного анализа также привлекаются также прозаические и поэтические произведения других писателей и поэтов XIX века.

Новизна исследования заключается в том, что нами сделана попытка подготовить дидактический материал для изучения стилистических функций односоставных предложений современного русского языка учащихся в 8 классе школ с нерусским (тувинским) языком обучения.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы дипломной работы могут найти применение также в практике преподавания русского языка в старших классах.

Апробация данной работы проводилась в муниципальной средней образовательной школе с. Арыскан Улуг-Хемского кожууна.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 56 наименований, и списка источников.

Глава 1. Проблема односоставных предложений в лингвистической науке

1.1 История изучения односоставного предложения в отечественной лингвистике

Изучение типов простого предложения - одна из важнейших сторон работы языковедов в области синтаксиса русского языка. Односоставные предложения долгое время не были объектом исследования отечественных лингвистов. На протяжении XIX в. и еще в начале XX в. подобные синтаксические структуры рассматривались учеными преимущественно как неполные реализации «классических» предложений с двумя главными членами.

Представители логического направления (А.X. Востоков, Ф.И. Буслаев) рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку в предложении как синтаксической единице усматривалась обязательная двучленность структуры, связанная с построением логического суждения, которое мыслилось только как двучленное.

Не была достаточно выявлена специфика односоставных предложений и лингвистами психологического направления, признававшими основой предложения: «сказуемое» (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский). Без сказуемого предложение считалось немыслимым, так как только сказуемое способно выразить «особое движение мысли, известное под именем «предицирования» Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь и др. - 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1966. - С. 352.. А. М. Пешковский, связывая категорию сказуемости, как категорию, создающую предложение, с формами глагола или словами, связанными с этими формами, такж...

Другие файлы:

Выразительные возможности односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы (на материале произведений писателей XIX века)
История изучения односоставного предложения в отечественной лингвистике. Их типология в Русской грамматике-80 и в концепции В.В. Бабайцевой. Роль одно...

Грамматическая основа двусоставных и односоставных предложений
Определение грамматической основы предложения. Разграничение подлежащего и сказуемого. Исследование понятия двусоставных и односоставных предложений....

Особенности употребления номинативных предложений на материале художественных произведений английских писателей
Номинативные предложения и модально-временные модификации. Сфера употребления номинативных предложений. Основные семантико-функциональные типы номинат...

Дворянские усадьбы Ленинградской области как ресурс для развития семейного туризма
Исследование потребительского спроса на семейные туристско-экскурсионные программы с посещением музеев-усадеб и усадебных парков. Проект семейной квес...

Стилистические и грамматические функции односоставных предложений
Сущность понятия "предложение", его роль. Характеристика коммуникативных и структурных типов предложений. Специфика анализа предложений. Односоставные...