Выразительные возможности односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы (на материале произведений писателей XIX века)
Краткое сожержание материала:
Размещено на
- Федеральное государственное образовательное учреждение
- высшего профессионального образования
- «Тывинский государственный университет»
- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ ОПИСАНИИ РУССКО-ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА)
- Дипломная работа по дисциплине «Русский язык»
- Выполнила:
- студентка 6 курса ФФ, ЗФО
- Суруу А. С.-Д.
- Научный руководитель:
- к.п.н., доцент, Базыр Г.С.
- Абакан 2013
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблема односоставных предложений в лингвистической науке
- 1.1 История изучения односоставного предложения в отечественной лингвистике
- 1.2 Типология односоставных предложений в Русской грамматике и в концепции В.В. Бабайцевой
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Анализ произведений писателей XIX века при описании русско-дворянской усадьбы
- 2.1 Стилистические функции односоставных предложений
- 2.2 Роль односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы в произведениях писателей XIX века
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Библиографический список
- Список источников
Введение
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране предъявляет повышенные требования к выпускникам школы. Одной из главных линий развития учащихся средствами предметов общеобразовательной школы является овладение «функциональной грамотностью - владение учащимися умениями и навыками, связанными с учебной, познавательной, творческой деятельностью в рамках данного предмета, необходимой для усвоения этого предмета, формирования самостоятельной деятельности для решения практических и теоретических задач» [«Школа 2100», 2001: 15-16].
В аспекте изучения русского языка содержательные линии развития включают развитие речевой деятельности, овладение культурой речи и поведения, формирование языкового чутья и потребности пользоваться всем богатством языка.
Широкие возможности обогащения речи учащихся появляются при изучении темы «Простое односоставное предложение». Методическая ценность данной темы определяется лингвистической сложностью грамматического материала, трудностями в усвоении его учащимися, богатством семантико-стилистических оттенков в значении предложения.
Вопрос о природе предложения до сих пор остается одним из самых трудных в синтаксисе. Занимая центральное место в синтаксисе, предложение, тем не менее, не имеет общепринятого определения. Недостаточно изученным остается и вопрос о выразительных возможностях предложения, в том числе и односоставного. Современный русский литературный язык обладает достаточно сложной системой односоставных предложений, которая включает не только определенное количество типичных разновидностей, но еще и разнообразных переходных случаев. Односоставные предложения в различных вариация широко распространены в современном русском языке: в художественной литературе, в периодической печати, в научной речи, в рекламе и т.д.
Односоставные предложения являются средством компактной и экономной передачи информации, а также ярким выразительным средством. Эти его свойства указывают на необходимость активного введения данных конструкций в речь школьников, обучение правильному их использованию в речи. С другой стороны традиционное изучение данной темы предполагает изучение структурных особенностей односоставных предложений, что мало способствует эмоциональному восприятию таких предложений, что в свою очередь не вызывает стремление использовать такие конструкции в речи.
Особенно велики стилистические ресурсы и возможности синтаксиса. Это можно объяснить многообразием синтаксических конструкций, а также сложностью самого предложения как основной коммуникативной единицы высшего уровня языка. Предложение является важнейшей синтаксической единицей, в которой перекрещиваются и интегрируются все уровни языка.
Таким образом, актуальность исследования определяется с одной стороны, повышенным интересом русского синтаксиса к изучению односоставных предложений с точки зрения их двойственной природы, промежуточного положения, которую занимают между двусоставными и односоставными, к функционированию односоставных предложений в художественных текстах и тем вниманием, которое уделяется стилистическому аспекту изучения синтаксических единиц, в том числе и односоставных в школьной грамматике. А выявление способов или средств выражения различных грамматических и модальных значений текста способствует лучшему формированию речевых и лингвистических умений и навыков.
Цель исследования - выявление выразительных возможностей односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы в произведениях писателей XIX века.
Объект исследования - односоставные предложения в русском языке.
Предмет исследования - выразительные возможности односоставных предложений в художественном тексте.
Цель и задачи исследования предопределили решение следующих задач:
1) Изучить историю изучения односоставных предложений в отечественной лингвистике;
2) Рассмотреть типологию односоставных предложений в Русской грамматике-80 и в концепции В.В. Бабайцевой.
3) Описать стилистические функции односоставных предложений..
4) Проанализировать выразительные возможности односоставных предложений в описании русско-дворянской усадьбы в произведениях писателей XIX века.
5) Сделать подборку дидактического материала для изучения стилистических функций односоставных предложений в старших классах школ с нерусским (тувинским) языком обучения.
Методы исследования. В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в работе используется:
1) метод лингвистического описания, который реализуется через следующие этапы:
- изоляция односоставных предложений как предмета специального изучения от других простых предложений;
- идентификация (отождествления) существенных признаков односоставных предложений на фоне других элементов простых предложений;
- интерпретация (объяснении) структуры и значения односоставных предложений при помощи приемов квалификации;
2) метод сплошной выборки позволил нам выделить из художественных текстов сложные синтаксические целые с описанием дворянской усадьбы;
3) статистический метод;
Материалом для исследования послужили художественные произведения таких писателей, как И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин. На рубеже XIX - XX веков повышенное внимание образу дворянской усадьбы уделяли писатели самых различных взглядов, принадлежащие к разным литературным направлениям и объединениям. В результате был создан огромный пласт художественной литературы, где образ дворянской усадьбы получил детальную разработку и многогранное освещение. Поэтому в качестве материала для сопоставительного анализа также привлекаются также прозаические и поэтические произведения других писателей и поэтов XIX века.
Новизна исследования заключается в том, что нами сделана попытка подготовить дидактический материал для изучения стилистических функций односоставных предложений современного русского языка учащихся в 8 классе школ с нерусским (тувинским) языком обучения.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы дипломной работы могут найти применение также в практике преподавания русского языка в старших классах.
Апробация данной работы проводилась в муниципальной средней образовательной школе с. Арыскан Улуг-Хемского кожууна.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 56 наименований, и списка источников.
Глава 1. Проблема односоставных предложений в лингвистической науке
1.1 История изучения односоставного предложения в отечественной лингвистике
Изучение типов простого предложения - одна из важнейших сторон работы языковедов в области синтаксиса русского языка. Односоставные предложения долгое время не были объектом исследования отечественных лингвистов. На протяжении XIX в. и еще в начале XX в. подобные синтаксические структуры рассматривались учеными преимущественно как неполные реализации «классических» предложений с двумя главными членами.
Представители логического направления (А.X. Востоков, Ф.И. Буслаев) рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку в предложении как синтаксической единице усматривалась обязательная двучленность структуры, связанная с построением логического суждения, которое мыслилось только как двучленное.
Не была достаточно выявлена специфика односоставных предложений и лингвистами психологического направления, признававшими основой предложения: «сказуемое» (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский). Без сказуемого предложение считалось немыслимым, так как только сказуемое способно выразить «особое движение мысли, известное под именем «предицирования» Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь и др. - 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1966. - С. 352.. А. М. Пешковский, связывая категорию сказуемости, как категорию, создающую предложение, с формами глагола или словами, связанными с этими формами, такж...
Выразительные возможности односоставных предложений при описании русско-дворянской усадьбы (на материале произведений писателей XIX века)
История изучения односоставного предложения в отечественной лингвистике. Их типология в Русской грамматике-80 и в концепции В.В. Бабайцевой. Роль одно...
Грамматическая основа двусоставных и односоставных предложений
Определение грамматической основы предложения. Разграничение подлежащего и сказуемого. Исследование понятия двусоставных и односоставных предложений....
Особенности употребления номинативных предложений на материале художественных произведений английских писателей
Номинативные предложения и модально-временные модификации. Сфера употребления номинативных предложений. Основные семантико-функциональные типы номинат...
Дворянские усадьбы Ленинградской области как ресурс для развития семейного туризма
Исследование потребительского спроса на семейные туристско-экскурсионные программы с посещением музеев-усадеб и усадебных парков. Проект семейной квес...
Стилистические и грамматические функции односоставных предложений
Сущность понятия "предложение", его роль. Характеристика коммуникативных и структурных типов предложений. Специфика анализа предложений. Односоставные...