Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Вербализация концепта "любовь" в поэзии Серебряного века

Тип: дипломная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Концепт "любовь" с точки зрения гендерной репрезентации (на примере поэзии А. Ахматовой и Н. Гумилёва). Синтагматический аспект исследования лексемы "любовь" в контекстуально-предикативных сочетаниях. Тема эротики и сексуальности в творчестве поэтов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"

Кафедра русского, общего и славянского языкознания

Дипломная работа

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА "ЛЮБОВЬ" В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Исполнитель: Емельянчикова р.В.

Научный руководитель: д.ф.н.,

профессор Коваль в.и.

Рецензент: к.ф.н., доцент

ЕРМАКОВА Е.Н.

Гомель 2012

Реферат

Дипломная работа: 64 страницы, 66 источников.

Ключевые слова: концепт, любовь, гендер, языковая картина мира.

Объект исследования: универсальные и специфические значения слова любовь с точки зрения гендерной лингвистики в поэзии А. Ахматовой и Н. Гумилёва.

Предмет исследования: механизмы вербализации концепта "любовь" в ракурсе гендерной лингвистики на примере поэзии серебряного века.

Методы исследования: концептуальный, логико-семантический, лексико-семантический, функциональный, структурный, текстограмматический, контекстуальный анализ, метод лингвистического наблюдения.

Цель дипломной работы: комплексное выявление особенностей вербализации концепта "любовь", его функционирование в художественном тексте с точки зрения гендерной лингвистики.

Задачи дипломной работы: характеристика лексической представленности концепта "любовь" в поэзии серебряного века как лингвистического термина, лингвокультурологической категории; определение и описание концептуальных признаков.

Выводы: 1. Актуальность данного исследования объясняется необходимостью углубленного изучения способов концептуализации в художественной картине мира в рамках когнитивной лингвистики. Концепт "любовь" является лингвокультурным эмоциональным концептом, представляющим собой сложное ментальное образование высокой степени абстракции, имеющее языковое выражение и отмеченное этнокультурной спецификой.

2. В текстах поэзии серебряного века концепт "любовь" находит различные лексические реализации, но, в большинстве случаев, отражает личный опыт поэтов.

Предложения: материалы дипломной работы могут быть использованы при подготовке к урокам по русскому языку и литературе, при написании последующих научных работ.

Практическая значимость: ценность данной работы заключается в возможности применения выводов и материалов исследования в области языка художественной литературы, при подготовке лекционных и практических занятий по теории языка, лингвосемиотике, общему и сопоставительному языкознанию, лингвокультурологии; при разработке тематики дипломных и курсовых работ, при обучении межкультурной коммуникации.

Содержание

Введение

1. Понятие "лингвокультурный концепт" и подходы к его изучению

2. Основные понятия гендерной лингвистики

3. Концепт "любовь" в аспекте гендерной лингвистики

3.1 Этимологический анализ лексемы любовь как ядра концепта

3.2 О типологии видов любви

3.3 Анализ концепта "любовь" с религиозной точки зрения

4. Концепт "любовь" с точки зрения гендерной репрезентации (на примере поэзии А. Ахматовой и Н. Гумилёва)

4.1 Проблема сходства и различий в психологии мужчин и женщин

4.2 Вербализация концепта "любовь" в поэзии Николая Гумилева и Анны Ахматовой в лексико-семантическом аспекте

4.3 Синтагматический аспект исследования лексемы любовь в контекстуально-предикативных сочетаниях

4.4 Синтагматический аспект исследования лексемы любовь в контекстуально-непредикативных сочетаниях

4.5 Воплощение концепта "любовь" в художественной системе образов А. Ахматовой и Н. Гумилева

4.6 Тема эротики и сексуальности в творчестве поэтов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Проблемы исследования процессов концептуализации и категоризации действительности были и остаются актуальными для лингвистики. Одним из сложнейших и до сих пор не решённых вопросов является описание концепта, признанного учёными основной формой категоризации знания и главным средством концептуализации действительности. Проблемам изучения природы концепта посвящены труды как зарубежных, так и отечественных учёных: Ю.С. Степанова [1], Л.В. Миллер [2], Р.И. Павилёниса [3], Д.С. Лихачёва [4],Н.Д. Арутюновой [5], Е. С. Кубряковой [6], А. П. Бабушкина [7], 3. Д. Поповой, И. А. Стернина [8], В. В. Колесова [9, с.107],Ч. Филлмора, А.А. Потебни, С.А. Аскольдова, В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, Б. Уорфа, Дж. Лакоффа, М. Минского и многих других. На многие из вышеперечисленных работ мы будем опираться при написании дипломной.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении языка как лингвокультурного семиотического концепта, осмысление литературы и культуры через призму гендера ценный материал как для литературоведения, культурологии, так и для гуманитарных наук в целом, однако лишь только в 80-е годы подобного рода исследования стали восприниматься как более или менее единый комплекс (постструктуралистский в своей основе), наиболее приемлемый для анализа "знаковости женского сознания" и тех средств, при помощи которых эта "знаковость" находит свое выражение в литературе. Несмотря на то что существуют попытки обоснования необходимости гендерных исследований в гуманитарных науках [10], они не нашли еще широкого применения в отечественном литературоведении, поэтому данная проблема остается актуальной и требует своего осмысления.

Гендерные исследованияв литературоведении весьма перспективная область исследований. Гендерная поэтика это часть исторической поэтики, разработка которой стоит в ряду первостепенных задач современной науки о литературе. Предметом данного вида поэтики является гендер, который выступает не в качестве биологического пола, а как совокупность социальных репрезентаций, "культурная маска пола" в границах тех или иных социокультурных представлений, закрепившихся в данном обществе. В соответствии с данным подходом гендер рассматривается как важный концепт литературы и предстает как измерение социальных моделей поведения, укорененных в данном типе культуры.

Многие исследователи обращались к изучению концепта" любовь" как семантической модели художественной картины мира. Среди них В.А. Луков, Вл.А. Луков [11], Е.В. Баканова [12], Т.В. Михайлова, А.В. Михайлов [13], Р.Г. Апресян [14], М.И. Жук [15], В.И. Коваль [16] и другие.

Актуальность данного исследования объясняется необходимостью углубленного изучения способов концептуализации в художественной картине мира в рамках когнитивной лингвистики.

Темой данной дипломной работы является "Вербализация концепта "любовь" в поэзии серебряного века. Термин серебряный век, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначает искусство (прежде всего, литературу России рубежа 19-20 вв. или начала 20 в.). Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом, соотнесено с выражением "золотой век", которым часто называли пушкинскую эпоху, первую треть XIX века.

В русской литературе сложная судьба этого понятия определила нечеткость его значения как в плане временных рамок, так и в плане круга конкретных авторов. Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, или еще уже символизма и акмеизма (включая весь спектр имен от К. Бальмонта, А. Брюсова, А. Блока и А. Белого до Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама) [1, c . 155].

Н. Гумилев и А. Ахматова являются ярким представителями поэзии серебряного века, поэтому для выявления особенностей вербализации концепта "любовь" их поэзия является наиболее подходящей. Выбор для изучения лексем с указанным значением, употребляемых в лирике именно этих авторов, не случаен. Любовь в поэзии Н. Гумилева это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка рокового". Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета. Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она", "Укротитель зверей" и многих других.

Лирика же, будучи тем родом литературы, объектом в котором является внутренний мир человека, а основным содержанием переживание (то есть мысли, чувства, настроения), и благодаря которому поэт может достичь значительной смысловой сгущенности и эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте, позволяет наиболее тонко и точно выразить любовное чувство.

Интересным представляется сопоставление мужской и женской лирики с целью выявления возможных сходств и различий в употреблении концепта "любовь".

Таким образом, выбор творчества поэтов серебряного века для исследования в аспекте, заявленном темой данной работы, является обоснованным.

Другие файлы:

Концепт в поэзии серебряного века
Понятие языковой концептуальной картины мира. Проблема концепта в лингвистике. Современное понимание этого термина. Специфика поэтического концепта. П...

Образы царей и нищих в поэзии Серебряного века
Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской л...

Концептосфера слова "любовь" в творчестве А.А. Ахматовой
Понятие концепта и концептосферы. Слово как фрагмент языковой картины мира, как составляющая концепта. Становление смысловой структуры слова "любовь"...

Вербализация концепта "движение" на материале английского языка
Ключевая лексема концепта "движения", особенности его вербализации на материале английского языка. Общие и специфические особенности восприятия, поним...

Серебряный век в русской поэзии
Основные черты русской поэзии периода Серебряного века. Символизм в русской художественной культуре и литературе. Подъем гуманитарных наук, литературы...