Анализ рассказа И. Бунина "Музыка"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Анализ рассказа И. Бунина «Музыка»
бунин музыка рассказ творчество
В рассказе И. Бунина «Музыка» звучит тема творчества. Автор в необыкновенно образной форме рассказывает о процессе создания произведения, как бы приоткрывая дверцу в «святую святых». Он выступает творцом, или, скорее сотворцом бога: «Я же делал, именно делал, нечто совершенно непостижимое: я делал музыку, бегущий поезд, комнату, в которой я будто бы очнулся и будто бы зажег огонь, я творил их так же легко, так же дивно и с такой же вещественностью, как может творить только бог».
Рассказ «Музыка», являясь произведением прозаическим, вмещает в себя мелодичность поэзии, что, в принципе, так характерно для творчества писателя. Однако здесь мы встречаем нечто бурлящее, похожее на водопад: предложения сливаются в каком-то своеобразном ритме, слова подхватываются на лету, звуки образуют определенное фонетическое единство. Этому способствуют соответствующие синтаксические конструкции:
Ш многосоюзие в сочетании с параллелизмом: «Я тянул то крепче, то слабее - и, необыкновенно легко согласуясь с моим желанием, то тише, то громче, то торжественно ширясь, то очаровательно замирая, звучала музыка, перед которой была ничто музыка всех Бетховенов в мире». // «Я уже понял, что это сон, мне было уже страшно от его необыкновенной жизненности, и я сделал отчаянное усилие очнуться и, очнувшись, сбросил ноги с кровати и зажег огонь, но тотчас же узнал, что все это опять дьявольская игра сна, что я лежу, что я в темноте и что нужно во что бы то ни стало освободиться от этого наваждения, в котором, несомненно, чувствовалась какая-то потусторонняя, чужая, хотя в то же время и моя сила, сила могущественная нечеловечески, потому что человеческое воображение обычной, дневной жизни, будь то воображение хоть всех Толстых и Шекспиров вместе, может все-таки только воображать, грезить, то есть все-таки мыслить, а не делать».
Ш риторические вопросы: «Что же это такое? Кто творил? Я, вот сейчас пишущий эти строки, думающий и сознающий себя? Или же кто-то, сущий во мне помимо меня, тайный даже для меня самого и несказанно более могущественный по сравнению со мною, себя в этой обыденной жизни сознающим? И что вещественно и что невещественно?»
Вместе с тем, необходимо отметить прием алитерации и звукописи, особенно заметный в следующих строках, где повторяются звуки [й], [у], [ш]: «Я, вот сейчас пишущий эти строки, думающий и сознающий себя? Или же кто-то, сущий во мне помимо меня, тайный даже для меня самого и несказанно более могущественный по сравнению со мною, себя в этой обыденной жизни сознающим? И что вещественно и что невещественно?» Помимо того, эти звуки почти всегда являются окончаниями причастий, что дает возможность говорить о наличии некой внутренней рифмы.
Несмотря на то, что это произведение нельзя с уверенностью назвать версетом, тем не менее, оно содержит в себе элементы ритмической организации, придающей ему мелодичное звучание.
Размещено на Allbest.ru
Филологический анализ рассказа И.А. Бунина "Тёмные аллеи"
Выявление экстралингвистических параметров интерпретации рассказа Бунина "Темные аллеи". Анализ концептуального, денотативного пространства, структурн...
Анализ рассказа Бунина "Ворон"
Анализ сюжетной линии в рассказе Бунина "Ворон". Описание характера и внешности отца героя. Любовный треугольник, состоящий из девушки и влюбленных в...
Анализ рассказа И.А. Бунина Муза