Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Безопасность жизнедеятельности и охрана труда

Санитарно-просветительная работа

Скачать
Купить
Изучение особенностей санитарного просвещения - раздела профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленного на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.
Краткое сожержание материала:

Рефрат

Тема: «санитарно-просветительная работа»

Введение

Санитарное просвещение -- раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.

Санитарное просвещение -- обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

Санитарное просвещение как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются все доступные каналы информации: устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т.п.

Санитарно-просветительская работа среди населения осуществляется по программам, разработанным Роспотребнадзором РФ и территориальными ЦГСЭН.

Контроль за эффективностью санитарного просвещения осуществляется территориальными ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами.

1. История развития организаций санитарного просвещения

В том или ином объёме санитарное просвещение проводится во всех развитых странах. Как часть государственной системы здравоохранения санитарное просвещение сформировалось впервые в СССР в 1920-е гг.; оно играло важную роль в решении очередных медико-санитарных задач (борьба с эпидемиями, охрана материнства и младенчества, борьба с так называемыми социальными болезнями, оздоровление условий труда и быта в городе и на селе, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма в 20-30-е гг.; подготовка населения по вопросам санитарной обороны, пропаганда донорства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945; ликвидация санитарных последствий войны, и т.д.). Санитарное просвещение в СССР - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического учреждения и каждого медицинского работника. Республиканские, краевые, областные и городские дома санитарного просвещения осуществляли организационно-методические функции и вместе с соответствующими кабинетами в санитарно-эпидемиологических станциях составляли специальную службу. Кроме органов здравоохранения, распространением медицинских и гигиенических знаний занимались культурно-просветительские учреждения Советов депутатов трудящихся и профессиональных союзов, обществ «Знание», Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и другие организации. Для координации их работы по санитарному просвещению были созданы межведомственный Всесоюзный (ВССП) и республиканские советы. Научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность возглавлял Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (основан в 1928 в Москве).

За рубежом научно-исследовательские институты санитарного просвещения были открыты в Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), на базе гигиенического музея в Дрездене (ГДР). Как научно-исследовательские учреждения или крупные дома санитарного просвещения функционировали также национальные и региональные центры в ряде социалистических (СРР, ВНР, МНР) и капиталистических (Франция, Великобритания, ФРГ, США) стран. С 1949 в системе Всемирной организации здравоохранения существует секция «Санитарное просвещение», которая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом санитарного просвещения (МССП; основан в 1951; ВССП вошёл в его состав в 1957). С 1951 МССП проводит международные конференции; с 1964 практикуются симпозиумы специалистов по санитарному просвещению социалистических стран Европы (1964 - Будапешт; 1967 - Росток; 1970 - Москва; 1974 - Прага). С 1958 МССП издаёт в Женеве международный журнал по санитарному просвещению.

С 1 января 1989г. служба санитарного просвещения реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения - в центры здоровья. Целью деятельности службы формирования здорового образа жизни является повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.

2. Организация санитарно-просветительской работы

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее, анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

- недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

- отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней.

Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

2.1 Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

-агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием;

- наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

- разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

- чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

- демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов.

Цель данной работы -- выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укреп...

Другие файлы:

Санитарно-просветительная работа и медицинское обслуживание в дошкольном учреждении
Гигиеническое воспитание детей. Санитарно-профилактическая работа с родителями. Гигиеническая подготовка техперсонала. Медицинское обслуживание в дошк...

Профессиональная деятельность участковой медицинской сестры
Краткая характеристика учреждения здравоохранения. Организационная работа поликлиники. Структура деятельности участковой медсестры. Формы медицинской...

Работа медицинской сестры ортопедического отделения стоматологической поликлиники
Стоматологическое здоровье жителей Красноярского края как значимый фактор состояния здоровья населения. Расписание стоматологического отделения. Напра...

Руководство для участкового педиатра
В руководстве освещены основные разделы работы участкового педиатра: профилактическая, лечебная, противоэпидемическая, санитарно-просветительная, рабо...

Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора
Медицинский долг. Фармацевтическая ответственность. Неоказание помощи больному. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра...