Подростковая наркомания
Краткое сожержание материала:
32
Размещено на
- Оглавление
- Введение
- 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики наркомании
- 2. Роль медицинских работников в системе профилактических мероприятий по предупреждению молодежной наркомании
- 3. Рекомендации по профилактике наркомании
- Заключение
- Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Коренные социально-политические и экономические преобразования в России, изменившие всю систему социальных экспектаций, стали серьезным испытанием для тех слоев населения, которые оказались не готовы к переходу на рыночные отношения. Реформы сопровождались ростом негативных явлений в обществе, в частности увеличением случаев девиантного поведения, к числу которых относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, вандализм, суицид, бродяжничество и др.
Особую тревогу вызывает усиливающаяся тенденция роста подростковой наркомании, которая представляет серьезную угрозу физическому, психическому и нравственному здоровью нации. Наркотизация несовершеннолетних - процесс, детерминирующий общую аморализацию и деградацию личности, деформацию ее ценностных ориентаций и нравственных установок. Кроме того, наркотизация - это интенсивный катализатор асоциального поведения подростков.
В современном российском обществе наблюдается массовое безразличное, а нередко и откровенно одобрительное отношение подростков к потреблению наркотиков, сформировавшееся на фоне падения уровня общей культуры, потери доверия к коренным культурным основам естественного существования, девальвации духовных ценностей, отступления от общечеловеческих норм нравственности, усиления бездуховности и ее результата - потребительско-эгоистического отношения к жизни, апатии, равнодушия к себе и другим.
Объект исследования: социально-педагогические аспекты профилактики наркомании.
Предмет исследования: специфика подростковой наркомании и социально-педагогические аспекты ее профилактики.
Цель исследования: обосновать концептуальные положения организации, содержания и методики социально-педагогической профилактики наркомании; определить основные пути совершенствования социально-педагогической профилактики наркомании среди подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и специальную литературу, а также архивные данные по проблеме развития наркомании в России.
3. На основе анализа явных и латентных тенденций выявить количественные и качественные параметры распространения наркомании среди подростков в современной России.
4. Выделить факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения подростков в трансформирующемся российском обществе и разработать меры по их профилактике.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики наркомании
«Масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возрос до степени серьезной угрозы здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности и безопасности государства в целом. Однако надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе пока нет» [6].
Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи. Расширяется детская и подростковая наркомания. Согласно сведений, полученных из ОГУЗ «Новосибирский областной наркологический диспансер», количество лиц, зарегистрированных в учреждениях здравоохранения с диагнозом «наркомания» составило 13233 человека, из них 186 человек - лица в возрасте от 15 до 17 лет и 754 человека - лица от 18 до 19 лет.
Согласно трактовке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) можно выделить 3 критерия в определении понятия «наркотики»:
1.Медицицинский: наркотики - вещество или смесь веществ, прием которых влечет за собой изменения функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы.
2.Социальный: массовое немедицинское употребление данного средства приняло такие масштабы, что приобрело социальную, общегосударственную значимость и требует специальных мер противодействия.
3.Юридический: признание этого вещества соответствующей правительственной инстанцией наркотическим и включение его в официальный «Список наркотических средств».
Наркозависимое поведение полифункционально, как и любое другое. Однако в ходе развития зависимости на разных стадиях доминируют разные функции:
-познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания);
-гедоническая функция (получение удовольствия);
-психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения, повышение уровня комфортности);
-компенсационная функция (замещение проблемного
функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.);
-стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности);
-адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики);
-анестетическая функция (избегание боли) [5].
При определении стратегии разрушения зависимости, либо ее первичной профилактики, необходимо выявить совокупность функций каждого этапа развития зависимого поведения и оценить их с позиций доминирования.
Среди причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, можно выделить следующие: социально-экономические, конституционально-биологические, социальные, индивидуально-психологические [4].
I. Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: 1) причины глобального характера; 2) традиционные причины.
К причинам глобального характера относят:
- в последнее время Россия становится крупным рынком сбыта наркотиков: в связи с интеграцией в мировую рыночную систему границы страны всё больше становятся прозрачными, что способствует её включению в сферу мирового наркобизнеса;
- географическое положение: Россия находится на пересечении мировых торговых путей, она граничит с регионами, где широко распространен наркобизнес, да и ней самой расположены так называемые «наркозоны»;
- приобщение российской молодежной культурно-досуговой сферы к распространенным в мире модным культурным течениям, включающим в качестве системного элемента потребление наркотиков (различные варианты «наркофилософии», музыкально-танцевальные стили типа «кислотного рока», «рейва»). Наркотики, как видно, становятся составной частью не только молодежного образа жизни, но молодежной субкультуры [2].
Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным её регионам, слоям и группам населения. К ним можно отнести:
- агрессогенность социально-политической и социально-экономической ситуации в стране в целом и в отдельных её регионах. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадапционного синдрома, который создает положительные предпосылки для нарконизации данной части населения;
- разрушение существовавшей тоталитарной системы моральных и поведенческих ценностей без достаточной замены её четкой иерархией принятых в цивилизованном мире общечеловеческих идеалов и гуманных норм поведения, что обусловливает пассивную социальную позицию в отношении наркотиков [4];
- толерантное отношение среди населения к таким явлениям, как алкоголизм и табакокурение. Нельзя сказать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению [8].
II. К причинам конституционально-биологического характера обычно относят наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями:
- наследование детьми у неблагополучных семей психических и биологических особенностей, способствующих развитию вредных привычек: табакокурение, употребление спиртных напитков и наркотиков. К ним же необходимо отнести патологию беременности, осложненные роды, тяжелые и хронические заболевания, сотрясения, травмы головного мозга;
- пограничные нервно-психические расстройства, умственная отсталость, задержки психического развития;
- психические заболевания, тяжелый характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников [7].
III. Социальные причины:
- условия воспитания в семье (криминальная, аморальная, неполная семья с конфликтным взаимодействием родителей, отсутствие внимания, контроля и авторитета родителей);
- низкий уровень образования членов семьи;
- влияние неформальной группы сверстников;
- терпимость общественного мнения к пьянству и наркомании...
Детская и юношеская субкультуры
Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания. Сущность понятия "подростковая субкультура". Основные подходы к исследованию про...
Наркомания в России и в мире
Изучение наркомании, которая сегодня представляет серьёзную опасность для любой страны, независимо от ее географического положения, политического стро...
Наркомания как болезнь века
Сущность наркомании. Понятие, особенности причин и механизмов формирования зависимости. Наркомания как одна из тяжелейших болезней, поражающих организ...
Наркомания в местах лишения свободы: состояние и перспективы
Наркомания как современная социальная проблема общества. Распространение наркомании в среде осужденных. Механизм незаконного оборота наркотических сре...