Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Безопасность жизнедеятельности и охрана труда

Безопасность жизнедеятельности как научно-техническая дисциплина

Тип: контрольная работа
Категория: Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Скачать
Купить
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Наиболее частые причины несчастных случаев в быту. Правила поведения при отравлении бытовой химией, поражении электротоком, обморожении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

По данным Международной организации труда (МОТ), ежегодно в мире на производстве погибает свыше 200 тыс. чел., 15 млн. чел. Травмируются, сотни тысяч становятся инвалидами. В 1992 г. При несчастных случаях (НС) на производстве из 1000 чел. Работающих погибло в России 0,130 чел.; в 1993 г. -- 0,140; в США -- 0,054; в Японии -- 0,020; в Великобритании -- 0,016. В 1997 г. В России от НС на производстве пострадало 240 тыс. чел., погибло 6 тыс. чел. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научно-техническая дисциплина изучает опасности, угрожающие человеку в среде обитания, закономерности их проявления в целях разработки комплексной системы мер по защите человека и среды обитания от природных опасностей или формируемых в процессе деятельности человека.В научной теории БЖД, таким образом, ключевыми понятиями являются среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Задачи и принципы БЖД

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) -- наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора. Три основные задачи БЖД: Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат. Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод. Ликвидация возможных опасностей исходя из концентрации и остаточного риска и ликвидация последствий воздействия на человека опасности. Опасность -- это явление, процессы или объекты которого способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно Человек живет в мире, полном опасностей. В условиях производства безопасность обеспечивается охраной труда (ОТ), в чрезвычайных ситуациях -- гражданской обороной (ГО), в любых условиях обитания -- безопасностью жизнедеятельности (БЖД). По данным Деятельность - активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде. БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности и сохранение здоровья человека в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.«Безопасность жизнедеятельности», таким образом, является комплексной наукой, опирающейся на достижения как фундаментальных, так и прикладных научных и научно-технических областей знаний. Ключевым понятием безопасности жизнедеятельности является понятие опасности. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Для обеспечения безопасности должны быть выполнены три задачи БЖД. Идентификация (распознавание) опасностей - детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Последовательность проведения анализа следующая: вначале устанавливаются элементы среды обитания как источники опасности; затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям (x, y, z, t).

Защита человека и среды обитания от выявленных опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. защита базируется на определенных принципах, методах и средствах. Защита от остаточного риска данной деятельности, поскольку обеспечить абсолютную безопасность невозможно: изучение закономерностей и построение моделей развития чрезвычайных ситуаций; принципы, методы, приемы и средства их прогнозирования и ликвидации.

В структуре курса БЖД выделены следующие разделы: теоретические основы БЖД; безопасность в бытовой и производственной среде; безопасность в окружающей природной среде; безопасность при чрезвычайных ситуациях. Бытовая среда - это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.

Производственная среда - это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности. Безопасность в природной среде - это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия живой и неживой природы на атомно-молекулярном уровне. Экология является научной базой охраны окружающей среды или охраны природы.

Несчастные случаи в быту

Очень трудно заставить людей соблюдать правила безопасности дома, где тем не менее происходит наибольшее количество несчастных случаев. Когда кажется, что мы защищены от опасностей города, именно в нашей квартире нас подстерегает все те ловушки, жертвами которых ежегодно становятся тысячи людей. Этому способствует все более широкое использование бытовых электроприборов, не соответствующих нормам безопасности, и небрежность при строительстве жилья. Например, отсутствие заземления электроприборов или дифференцированного выключателя является источником многих бед, обрушивающихся в основном на домохозяек и детей. Наиболее частые причины несчастных случаев - это рассеянность, неосторожность, легкомыслие при использовании ядовитых веществ, сложных приспособлений и электроприборов. Большая часть бытовых происшествий со смертельным исходом вызвана:

· случайными падениями;

· удушьем и утоплением;

· отравлением газом и другими веществами;

· поражением электричеством;

· падением предметов;

· пожарами;

· природными факторами (переохлаждение, солнечные и тепловые удары);

· кипящими жидкостями;

· неосторожным обращением с оружием и домашними инструментами.

В современных домах с натертыми воском или покрытыми лаком полами, с шаткими переносными лестницами, пластиковыми стульями, ножки которых скользят, неустойчивыми табуретками, со скользящими по полу коврами факторы риска значительны. Это приводит к несчастным случаям чаще всего из-за невнимательности. Занимаясь домашними делами, возьмите себе за правило работать спокойно. Это будет и менее утомительно, и принесет большую отдачу. Лучше подольше поработать, чем угодить в больницу с травмами, вызванными спешкой или усталостью. Не задохнуться и не утонуть. У пожилых людей с нарушениями центральной нервной системы часто во время еды пища попадает в дыхательные пути. Удушье может наступить мгновенно или же спустя некоторое время в легких начинаются воспалительные процессы. Но эта опасность подстерегает не только пожилых. Достаточно проглотить куриную или рыбную косточку, чтобы обед закончился трагически. Часто это случается, когда люди начинают говорить с полным ртом; при вдохе маленькие кусочки пищи могут попасть в трахею и вызвать тяжелые последствия. Есть два вида помощи, которую необходимо оказать в этом случае. Они зависят от возраста пострадавшего. Если это ребенок в возрасте до одного года, его необходимо положить себе на предплечье лицом вниз. Головка ребенка должна быть ниже его груди. Ударить быстро четыре раза между лопаток ладонью, постоянно помня о хрупком сложении ребенка. Затем перевернуть ребенка лицом вверх и нажать двумя пальцами четыре раза на грудную клетку. Повторить попеременно эти два приема. При оказании помощи взрослым, пострадавшего надо нагнуть грудью вперед и четыре раза энергично ударить его по спине между лопатками раскрытой ладонью. Если это не дает результатов, надо вновь нагнуть его лицом вниз и взять его голову подмышку, подойдя к нему спереди, и сделать четыре быстрых энергичных надавливания снизу вверх. Если человек кашляет, то как правило, он сам в состоянии справиться с ситуацией и вмешательство в данном случае необязательно. Но если он теряет сознание, необходимо применять обычную технику приведения в чувство. В ванне или в бассейне достаточно нескольких капель воды, попавших в трахею, чтобы вызвать состояние паники и полной потери контроля. Последствия этого очень тяжелые - человек может даже утонуть. Поэтому необходимо предусмотреть защитные приспособления в декоративных бассейнах и у колодцев. Отравления происходят практически всегда по небрежности: из-за использования отравы от насекомых или употребления в пищу фруктов, овощей, зелени, обработанных какими-то химикатами, из-за прикосновения к яду от грызунов без тщательного мытья рук. Иногда достаточно вдохнуть токсичное вещество, чтобы наступило отравление.

безопасность жизнедеятельность несчастный случай

Как вести себя в случе опасных ситуаций

Необходимо научиться оценивать опасность препаратов, внимательно изучать способ их применения. Помните: многие чистящие вещества и кислоты, служащие для уборки дома, имеют очень высокую степень токсичности. Самые опасные из них - пятновыводители, противокоррозийные средства, жидкости для промывки сантехники. Около половины случаев отравлений вызвано медикаментами, в остальных случаях “виновниками” стан...

Другие файлы:

Безопасность жизнедеятельности как научно-техническая дисциплина
По данным Международной организации труда (МОТ), ежегодно в мире на производстве погибает свыше 200 тыс. чел., 15 млн. чел. Травмируются, сотни тысяч...

Здоровье человека и окружающая среда. Синдром длительного сдавления
Человек живет в мире, полном опасностей. В условиях производства безопасность обеспечивается охраной труда (ОТ), в чрезвычайных ситуациях - гражданско...

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина
Цели и задачи введения в школьную учебной программу дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Факторы риска окружающей среды, влияющие на здоровье...

Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве
Три основные задачи Безопасности жизнедеятельности. Воздействие среды жизнедеятельности на здоровье человека. Причины производственного травматизма и...

Безопасность жизнедеятельности. Ч. 2. Безопасность технологического оборудования
Подготовлено в соответствии с программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для технических вузов. Издается в четырех частях, вкл...