Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Безопасность жизнедеятельности и охрана труда

Анализ эффективности обслуживания рабочих мест

Скачать
Купить
Рабочее место как первичное звено производственно-технологической структуры предприятия. Главные цели организации рабочего места. Основное, вспомогательное оборудование и технологическая оснастка рабочего места. Системы и формы обслуживания рабочих мест.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • 1. Обслуживание рабочих мест
  • 2. Системы обслуживания рабочих мест
  • 3. Формы обслуживания рабочих мест
  • 4. Анализ эффективности обслуживания рабочих мест
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.

Рабочее место представляет собой закрепленную за отдельным рабочим или группой рабочих часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной части производственного процесса.

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников.

Для выявления причин неэффективного использования рабочего времени нужно провести анализ организации и обслуживания рабочего места, основной задачей которого является определение соответствия состояния всех элементов организации рабочего места типовым решениям, нормам проектирования, отражающим новейшие достижения науки и техники, передового опыта.

Анализ начнется с изучения оснащения рабочего места оборудованием и оснасткой, которое включает в себя основное, вспомогательное оборудование и технологическую оснастку рабочего места.

рабочее место обслуживание оборудование

1. Обслуживание рабочих мест

Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ. За счет организации обслуживания рабочих мест основных рабочих создаются необходимые условия для ведения трудовых и производственных процессов без перебоев, с наиболее полным использованием технологического оборудования по времени и мощности, с высокой производительностью труда.

Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими-специалистами вспомогательных подразделений и служб предприятия.

Основные функции обслуживания и их содержание:

1. Производственно-подготовительная - комплектование материалов, заготовок, деталей и распределение работ с обеспечением технической экономической документацией (рабочие чертежи, схемы, инструкции, наряды на выполнение сдельных работ и т.п.).

2. Инструментальная - обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии.

3. Наладочная - наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента.

4. Энергетическая - обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, водой, топливом), а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов.

5. Ремонтная - текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-механических цехов и участков.

6. Контрольная - контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны, а также обслуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов, учет, анализ причин и предупреждение брака продукции или работ.

7. Транспортная - перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри, а иногда и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов. Для выполнения этой функции на большинстве предприятий создаются транспортные цехи, укомплектованные необходимыми видами транспортной техники.

8. Складская - приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей.

9. Ремонтно-строительная - текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории.

10. Хозяйственно-бытовая - поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях, а также обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом, питьевой водой, в надлежащих случаях - спецпитанием, средствами индивидуальной защиты и другими видами бытового обслуживания работников на производстве.

2. Системы обслуживания рабочих мест

Та или иная функция обслуживания осуществляется по определенной системе. Под системой обслуживания рабочих мест и работников понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тез или иных функций обслуживания. Для каждой функции обслуживания может быть разработана и установлена своя система обслуживания. Это зависит от конкретных условий, типа и объемов производства, численности работающих, сложности оборудования и его состояния и т.д.

Основные принципы организации системы обслуживания по той или иной функции можно свести к следующим:

разграничений функций обслуживание и функций основного производственного процесса с целью перехода от самообслуживания и детализированного обслуживания к специализированному централизованному;

обеспечение плановости или большинства систем обслуживания, их согласование и увязка с оперативно-производственным планированием, подчинение регламента и сроков обслуживания задачам и регламенту работы основного производства;

организация комплексного обслуживания с выполнением работ по всем важнейшим функциям в соответствии с технологической последовательностью;

рациональная организация труда вспомогательных рабочих с обеспечением всем необходимым для высокопроизводительной работы (материалами, инструментом, комплектующими изделиями, запасными частями и т.п.);

обеспечение высокого качества обслуживания, надежности ремонта, устойчивости наладки, точности регулировок и своевременности выполнения всех работ по обслуживанию;

регулярная и надежная связь рабочих мест и рабочих основного производства с обслуживающим персоналом.

Однако какая бы система обслуживания рабочих мест ни применялась на предприятиях, какие бы ни были избраны способы организации обслуживания основных рабочих, их рабочих мест и производственного оборудования, существует ряд общих обязательных требований к организации всей системы обслуживания.

1. Обязательная увязка системы обслуживания с системой оперативно-производственного планирования.

2. Любая система обслуживания должна быть предупредительной, т.е. гарантирующей основное производство от простоев и потерь рабочего времени по каким бы то ни было причинам (поломки, аварии и т.д.).

3. Заблаговременная подготовка производства по всем важнейшим функциям его обслуживания.

4. Система обслуживания в целом должна иметь комплексный характер, т.е. предусматривать планомерное и взаимоувязанное выполнение различных работ по обслуживанию рабочих мест и оборудования разными службами и работниками по заранее разработанным графикам.

5. Высокое качество и надежность обслуживания, что особенно важно при выполнении ремонтов, регулировке и наладке оборудования, а также при изготовлении и ремонте инструмента.

6. Экономичность системы - выполнение всех функций обслуживания с минимальными затратами труда и средств.

Выполнение перечисленных требований возможно при условии слаженной, научно обоснованной организации труда всех вспомогательных рабочих и четкой координации функций обслуживания как между основными и вспомогательным производством, так и внутри вспомогательных подразделений и служб предприятия. Решение этой задачи представляет определенные сложности, поэтому первым этапом работы по внедрению научной организации труда вспомогательного персонала, и в первую очередь рабочих, непосредственно обслуживающих основное производство, является изучение и анализ существенных форм и систем обслужи...

Другие файлы:

Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест
Понятие и классификация рабочих мест. Организация, оснащение рабочего места. Планировка рабочих мест, их обслуживание. Нерациональная планировка и обс...

Организация и нормирование труда на предприятии
Организация обслуживания рабочих мест: системы, формы обслуживания. Принципы научной организации обслуживания рабочих мест. Затраты оперативного време...

Организация рабочих мест и их обслуживание в ООО "Прайм"
Сущность и элементы организации рабочих мест, ее характеристика и показатели. Анализ организации рабочих мест и рабочего времени на предприятии, испол...

Совершенствование организации рабочих мест на предприятии
Теоретические основы организации рабочих мест. Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика. Анализ и оценка организации рабочих...

Аттестация рабочих мест
Сущность и задачи аттестации рабочих мест, группы рабочих мест. Основные методические положения, направленные на повышение организационного и техничес...