Карикатура в СМИ
ВведениеКарикатура - (от итал. Caricatura нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критично направленного преувеличения и подчеркивания негативных сторон жизни, с целью их разоблачения и высмеивания. В более узком смысле - отдельный жанр изобразительного искусства (чаще всего в графике, форма сатиры.) В графической карикатуре резко преувеличиваются основные, наиболее характерные черты отрицательных персонажей с целью их сатирического разоблачения и осмеяния.1.1 История появления и развития карикатурыЭлементы карикатуры известны в искусстве Древнего Египта, античного мира, средневековья и эпохи Возрождения. Нечто похожее на карикатуру можно увидеть в набросках Леонардо да Винчи. Хотя в них не было сатирического содержания, они лишь носили характер гротеска.Многие специалисты считают, что К. как самостоятельный жанр начала своё существование с сатирических картин А. Каррачи в сер. 16 в., поскольку основной целью автора было стремление рассмешить своего зрителя. В дальнейшем карикатура полуила более глубокое развитие в работах французов Филиппона и Гензи, английского графика Хогарта, испанского художника Гойи. (В детстве Ф. Гойя нарисовал деву Марию с синими усами и старика Иосифа с трубкой в зубах, за что и был наказан.)1.2 Появление карикатуры в печатиНо главная роль в утверждении карикатуры как самостоятельного жанра принадлежит, прежде всего, французам: сатирическим графикам Домье и Доре, благодаря которым К. стала широко тиражироваться и прочно обосновалась на страницах периодических изданий. Произошло выделение К. из традиционно понимаемого вида изобразительного искусства, в искусство связанное с журналистикой, периодической печатью.Карикатура с самого начала возникновения была средством борьбы с политической властью, поэтому карикатуристы всегда представляли опасность для государственных и политических лидеров. Впервые карикатуристы проявили себя как политические борцы в период Реформации, которую возглавил Мартин Лютер. Один из историографов папства вынужден был признать, что своим успехом в Германии Реформация обязана карикатуре.Карикатура преследовала Наполеона в течение всей его жизни. Во Франции К. всегда играла значительную роль в периоды политической нестабильности социальных потрясений.Наибольшего расцвета достигает в период революционных подъемов. Значительная роль в развития мировой карикатуры принадлежит В. Хогарту, Дж. Гилрею (Англия), Г. Гросу (Германия), Ф. Гойи (Испания), А.Дам'е, П. Гаварни (Франция), И.Церебенёву, А.Венецыанову, П. Баклевскому (Россия).(Самые старые карикатуры на Бисмарка)1.3 Карикатура в белорусских печатных изданиях 20-30 гг.В белорусском искусстве сатирическая направленность присутствует в отдельных графических работах художников 19 - нач. 20 в. А. Бартэльса, К.Бахматовича, М. Микешина. В нач. 20 в. развитие карикатуры связано с революционным рабочим движением. Во время Гражданской войны карикатура вместе с плакатом получила широкое развитие в "Окнах РОСТА", которые существовали в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве и других городах. карикатура печатный издание белорусскийОстрой сатирической направленностью выделялись карикатуры журнала "Маланка" (издавался в 1926-1927 в Зап. Беларуси, художники Я. Горид, Я. Драздович, В Сидарович). Карикатура была и во многих других печатных изданиях, пусть и не в таком количестве, как в «Маланке». Напрммер, в газетах «Чырвоная змена» и « Звязда» за 1925 - 1927 годы, п