Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Языковая специфика заголовков в СМИ

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Сущность понятия "заголовок", его виды и функции в печатных СМИ. Лексические и синтаксические средства выразительности в заголовках. Анализ выразительных средств, используемых в заголовках журнала "Большой город": эпитетов, иронии, перифраз и метафор.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Гуманитарный университет

Факультет телерадиожурналистики

Курсовая работа

"Языковая специфика заголовков в СМИ"

студентки II курса

Балашовой Е.С.

Руководитель:

Сойнова А.А.

Екатеринбург

2011

Содержание

Введение

Глава 1. Заголовок в печатных СМИ

1.1 Что такое заголовок? Функции и виды заглавий

1.2 Средства выразительности в заголовках

1.2.1 Лексические средства выразительности

1.2.2 Синтаксические средства выразительности

Глава 2. Заголовок в журнале «Большой город»

2.1 Функции и виды заголовков

2.2 Средства выразительности в заголовках журнала «Большой город»

2.2.1 Лексические средства выразительности

2.2.2 Синтаксические средства выразительности

Заключение

Список литературы

Введение

Существует такое выражение: «Как корабль назовете, так он и поплывет». Эту истину можно применить и к журналистике. Не секрет, что успех публикации во многом зависит от её заголовка. Журналист может найти самую актуальную, злободневную тему, получить эксклюзивные комментарии, выбрать свой, индивидуальный и очень увлекательный стиль подачи информации… Но без хорошего, интересного заголовка его статья вряд ли привлечет внимание читателя. Поэтому журналист должен очень требовательно относиться к названию своего материала, совершенствовать его до тех пор, пока заголовок не сразит читателя наповал.

Тема нашей работы - «Языковая специфика заголовков в СМИ» - особенно актуальна для начинающих журналистов. Создать яркий, эффектный заголовок - значит привлечь внимание к своей работе, продать её. Поэтому так важно понять, какими инструментами владеет журналист при создании заглавий, и научиться реализовывать полученные знания на практике.

Цель нашей работы - выявление языковых особенностей заголовков в журнале «Большой город»

Для достижения поставленной цели нам предстоит выполнить следующие задачи:

1. дать определение понятию «заголовок»,

2. выяснить, какую роль заглавие играет в публикации (функции заголовка),

3. выделить основные классификации заголовков,

4. выявить наиболее популярные способы создания заглавий,

5. проанализировать заголовки журнала «Большой город».

Глава 1. Заголовок в печатных СМИ

1.1 Что такое заголовок? Функции и виды заглавий

Крайне трудно найти точные слова и поставить их так,

чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям просторно…

М.Горький

Многие знают, что необычный и яркий заголовок играет роль «крючка»: заглотнув его, читатель знакомится со всей публикацией. Поэтому одна из основных задач журналиста - научиться создавать привлекательный заголовок - «крючок». В данной работе мы определим средства, с помощью которых создаются заголовки в современных СМИ.

Но, прежде чем говорить о выразительных средствах заглавия, начнем с азов: дадим определение и рассмотрим некоторые функции и виды заголовка.

Обратимся к толковым словарям и учебной литературе. В словаре Кузнецова заголовок - «воспроизведённое в печатном или письменном виде заглавие какого-либо издания, публикации» Толковый словарь Кузнецова [Электронный ресурс] - http://mirslovarei.com/content_kuznec/zagolovok-100280.html. В Большой Советской Энциклопедии дается несколько иное определение: «название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание» Большая Советская Энциклопедия. - М. - 1932. т. 25, с. 759. Еще одно толкование встречается у Г.С.Мельник: «заголовок - вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения» Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2008. - С. . Все выше перечисленные определения верны и для газетного заголовка. Мы в данной работе под заголовком будем понимать привлекающее внимание, броское название журналистского материала.

Говоря об основаниях для выделения видов заголовков, нужно отметить, что их - огромное множество. Выделять какую-либо единую классификацию заголовков сложно, так как разные исследователи рассматривают чаще всего разные критерии деления. Например, в журнале «Журналист» предлагают классификацию «на типы, исходя из такого основания, как степень их сложности» Тертычный А. Заголовок - слово главное // Журналист №1 2004. С.80 Там же [Электронный ресурс] - http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200401801:

1. Простой заголовок. Он, как правило, представляет собой утвердительное (реже вопросительное или восклицательное) простое предложение, содержащее законченную мысль. Чаще всего такой заголовок встречается в коротких информационных сообщениях, цель которых - проинформировать читателя о случившемся.

2. Усложненный заголовок. ««Формируется» из нескольких самостоятельных, логически завершенных частей, представляющих некую законченную мысль, утверждение или отдельный вопрос, важные для понимания сути данного материала» Тертычный А. Заголовок - слово главное // Журналист №1 2004. С.80 Там же [Электронный ресурс] - http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200401801.

3. Заголовочный комплекс. Такой вид включает в себя собственно заголовок и подзаголовки (некоторые исследователи относят к заголовочному комплексу также «шапки, анонсы, рубрики, названия тематических полос и лиды» Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2008. С. 98).

Теперь попробуем разбить заголовки на виды по другому критерию, например, по цели эмоционального воздействия на аудиторию. Получаем такую условную классификацию Тертычный А. Заголовок - слово главное // Журналист №1 2004. С.80 Там же [Электронный ресурс] - http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200401801, характерную, как правило, для заголовков «желтой» прессы:

1. «интригующие»

2. «страшные»

3. «сногсшибательные»

4. «скандальные»

5. «интимные»

Более сложную типологию заголовков предлагает Э.А.Лазарева. Ее классификация газетных заголовков строится на основе отражения элементов смысловой структуры текста Лазарева Э.А. Заголовок в газете. - Свердловск: издательство Уральского университета, 1989. С. 28:

1. Однонаправленные заголовки отражают один из элементов смысловой структуры текста:

· Тема

· Развивающий или констатирующий тезис

· Аналитическая оценка ситуации

· Иллюстрации (например, цитаты или известное выражение)

2. Комплексный заголовок одновременно связан с несколькими элементами смысловой структуры. Такие заголовки передают усложненную информацию, степень их информативности выше.

Заголовок - это не просто яркое и нестандартное название журналистского материала. Как и любой элемент публикации, он играет свою роль и выполняет различные функции:

1. Номинативная (назывная) - самая очевидная функция. Прочитав заголовок, читатель в той или иной степени представляет, о чем пойдет речь в статье. Замечу, что в некоторых публикациях заглавие выполняет только эту функцию.

2. Аттрактивная (привлечение внимания аудитории). Заглавие - своеобразная реклама текста. «Современный деловой человек должен уметь оперативно выбирать нужную информацию из общего потока. Одним из ориентиров для него может стать заголовок статьи» Вардзелашвили Ж. Заголовок в средствах массовой информации как средство воздействия на сознание личности [Электронный ресурс] - http://vjanetta.narod.ru/page_7.htm.

3. Оценочная. Часто оценка автора в публикации выражается не только напрямую или косвенно в тексте, но и уже на уровне заглавия. Это позволяет в некоторых случаях читателю «поймать» тон повествования, понять идеи журналиста.

Выбирая название для статьи, важно помнить: в разных типах издания заголовок выполняет разные функции. Например, для читателя деловой прессы заглавие должно точно передавать тему, проблемы статьи; экспрессивность и способность «продать» материал уходят на второй план. В «желтой» прессе, напротив, название статьи должно «кричать» читателю: «Посмотри на меня!». «Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы и некорректно используют понятия» Тертычный А. Заголовок - слово главное // Журналист №1 2004. С.80 Там же [Электронный ресурс] - http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200401801. В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять две главные задачи -- «показывать суть содержания текста и привлекать внимание аудитории» Тертычный А. Заголовок - слово главное // Журналист №1 2004. С.80 Там же [Электронный ресурс] - http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200401801.

1.2 Средства выразительности в заголовках

Другие файлы:

Особенности перевода газетных заголовков
Определение структуры и основных элементов заголовков газетных статей, их лексико-грамматические особенности. Специфика и порядок перевода газетных за...

Перевод заголовков в немецком языке
Лексико-стилистические и грамматические особенности заголовков, их виды и функции. Основные трудности перевода немецких заголовков на русский язык. Кл...

Языковая специфика общения в чате и семантика ника
Информационная и коммуникационная функции интернета, история его появления. Особенности, свойства и возможности чата как средства коммуникации. Языков...

Стилистика газетных заголовков
Стилистическая характеристика газетных заголовков. Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля. Роль и значение заго...

Рубрикация. Классификация заголовков
Общие понятие рубрикации как системы заголовков структурных элементов работы и основного текста. Виды деления текста на главы и параграфы. Классификац...