Язык современных российских СМИ: социологический анализ
Краткое сожержание материала:
Размещено на
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Язык современных российских СМИ:
социологический анализ»
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблематики языка СМИ как основного средства воздействия на массовое сознание
§1.1 Язык как социальная система
§1.2 Воздействующая роль СМИ в современном обществе
Глава 2
§2.1 Тенденции в поведении аудитории СМИ
§2.2 Отношение аудитории к СМИ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
СМИ играют огромную роль в общественной и политической жизни страны, делает их предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов. Проблемы СМИ стали постоянной темой на страницах таких известных журналов, как «Журналист» (российский ежемесячный журнал, единственное в России профессиональное издание, освещающее все грани деятельности печатных и электронных средств массовой информации. http://www.newpolitolog.ru/ Издается с января 1914 по настоящее время. Мальцев Г.П. курировал “Журналист” как заместитель генерального директора ИД “ЭГ”, возглавлявший дирекцию общественно - политических изданий ИД “ЭГ”. Был генеральным секретарем Союза журналистов России, возглавил журнал в июне 1999 года.). «Эксперт» (российский деловой еженедельник, важная часть российского делового сообщества. Издается с 1995 года в Москве по настоящее время. Фадеев В.А. Главный редактор журнала «Эксперт». Российский журналист и общественный деятель, директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты). «Forbes» (является ведущим деловым журналом в мире. Признание журнал получил благодаря своим смелым расследованиям в мире бизнеса и объективным оценкам событий, а также различным спискам и рейтингам, публикуемым им. Издается с 2004 года по настоящее время. Осетинская Е.Н. главный редактор журнала Forbes в России с мая 2011 года. Главный редактор сайта Vedomosti.ru c марта 2010 по май 2011 года. В 2007-2010 годах - главный редактор газеты «Ведомости», в 2004-2007 годах шеф-редактор, в 2002-2004 заместитель редактора этого же издания. Ранее работала корреспондентом и обозревателем в газетах «Ведомости», «Сегодня» и ИА «Росбизнесконсалтинг») и др. изданий. Организаторами этого проекта стали Союз журналистов России (творческое неполитическое общественное объединение для защиты интересов журналистов России, Общественная коллегия по жалобам на прессу - российская независимая общественная организация. Коллегия создана для разрешения конфликтных ситуаций в журналистском сообществе. Образована в 2005 году по инициативе Большого жюри Союза журналистов России. Богданов В.Л. председатель Союза журналистов России с 1992 года. Член исполкома Международной федерации журналистов), Фонд защиты гласности (развитие идей гласности и прав человека создает большую общественную потребность в правовом регулировании отношений людей в сфере получения и распространения информации. Эффектно предоставляют российским СМИ и их юридическим службам, адвокатам, а также судам всех уровней и дознавателям правоохранительных органов, политикам и правозащитникам, преподавателям и студентам тематически ориентированную и высокопрофессиональную информационно-консультативную и аналитическую помощь. http://www.newpolitolog.ru/ Симонов А.К. советский и российский писатель, кинорежиссёр, правозащитник. С 1991 года президент Фонда защиты гласности), автономная некоммерческая организация «Интерньюс» (Асламазян М.А. генеральный директор «Интерньюс-Россия», председатель правления Internews International), центр права и средств массовой информации и Национальный институт социально-психологических исследований (Психологический институт им. Щукиной Л.Г. (Психологический институт РАО, ПИ РАО) - научно-исследовательское учреждение Российской академии образования, научные подразделения которого ведут психологические исследования. Рубцов В.В. российский психолог, доктор психологических наук, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО (с 1992 г. по настоящее время). Исследованием влияния СМИ занимался институт географии РАН (Осипов Ю.С. российский математик и механик, педагог, профессор. Президент РАН с 1991 года. Академик АН СССР. Лауреат Ленинской премии (1976) и Государственной премии России). Тенденции развития наших СМИ вызывают большой интерес и за рубежом. Издательством Оксфордского университета были изданы несколько книг Эллен Мицкевич, сотрудницы центра изучения общественной политики и директора центра коммуникации и журналистики Университета Дьюка (частный исследовательский университет, расположенный в городе Дарем, Северная Каролина, США). http://www.newpolitolog.ru/
Также разработанность проблематики языка мы находим в работах зарубежных: Никлас Луман (немецкий социолог. «Теория общества»), Мануэль Кастельс (американский социолог. «Галактика Интернет»), Юрген Хабермас (немецкий философ и социолог. «Демократия. Разум. Нравственность»), Пал Тамаш (венгерский социолог.), Патрик Шампань (французский социолог. «Делать мнение.») и отечественных социологов: Борис Грушин (советский и российский философ. «Четыре жизни России»), Борис Дубин (российский социолог. «К вопросу о выборе пути: Элиты, массы, институты в России и Восточной Европе»), Валерий Мансуров (российский социолог. «Переосмысливая неравенство»), Герман Дилигенский (российский социолог. «Социально-политическая психология»), Геннадий Батыгин (российский социолог. «Социальные показатели образа жизни советского общества: методологические проблемы»). Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. М.2007
Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе научного интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.
Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью». http://www.newpolitolog.ru/
Объект исследования - современные российские средства массовой информации (СМИ).
Предмет исследования - язык современных российских средств массовой информации.
Цель данной работы - выявление характера и причин языковых изменений в современных российских СМИ.
Теоретическая и методологическая база исследования представляет собой совокупность подходов и методов, ориентированных на специфику объекта и предмета исследования. Теоретическую базу исследования составили работы современных отечественных и зарубежных социологов, журналистов, психологов, педагогов. Методологической основой исследования выступил принцип системности как совокупность общепринятых принципов и методов философского, общенаучного и частнонаучного познания. В работе использованы институциональный, ценностный, деятельностный подходы. Также дебютные работы аспирантов (СИ) РАН. Конкретность исследований достигается благодаря сравнительному и количественному анализам. http://www.newpolitolog.ru/
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблематики языка СМИ как основного средства воздействия на массовое сознание
§1.1 Теоретическая интерпретация основных понятий: язык, информация, коммуникация, массовая коммуникация
Являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык - это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности. Познание с помощью языка осуществляется через языковой знак, в значении которого фиксируются выделенные совокупной общественной практикой существенные свойства объекта. Конкретный язык, таким образом, служит для выражения накопленного знания, представляя его в особой знаковой форме. Володина М.Н. Язык СМИ - основное воздействие на массовое сознание.
Познавательная функция языка неотделима от его репрезентативной функции, в чем состоит основное отличие языка от прочих семиотических систем. Фиксация, или кодирование, в форме языкового знака воспринятого и по-своему «осмысленного» человеком опыта делает возможной передачу информации от одного носителя к другому и сохранение ее во времени и пространстве.
Диапазон действия человеческого языка, практически неограничен. Значение слов, отражающее познавательный опыт конкретного сообщества людей, говорящих на одном языке, обеспечивает человеку возможность конвенциональной ориентации в мире. В этом, прежде всего, состоит опосредующая роль слова как знака.
Конкретные языки представляют собой своеобразную информационную запись, которая выражается в определенной знаковой системе, отличается спецификой культурно-исторического отражения и является одной из основных форм познавательной активности человека. Значение в этом смысле приобретает исторически фиксированную функцию орудия познания. С точки зрения современных исследований, знанием принят...
Представления студенческой молодежи о брачном партнере (социологический анализ на примере студентов вузов г. Москвы)
Теоретические основы анализа семейно-брачных отношений и представлений о партнере, значимых для вступления в брак. Социологический анализ представлени...
Исследование проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами
Развитие международного усыновления в России, его преимущества и проблемы. Анализ статистических данных о распределении усыновлений иностранными гражд...
"Кавказский излом" в прозе Л.Н. Толстого и современных российских писателей
Важнейшие составляющие феномена Кавказа как семантического ядра развитого тематического комплекса в русской литературе. Реализация темы боевых действи...
Молодёжные субкультуры в современном российском обществе: социологический анализ
Сущность субкультуры как проявление потребности в самовыражении, её элементы. История и причины появления молодёжных субкультур, их особенности и клас...
Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Финляндии
Проблемы и перспективы современных миграционных процессов. Социологический аспект социальной работы с мигрантами. Роль государства и общественных орга...