Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Функции радиовещания

Тип: контрольная работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Радионовости как "секундная стрелка истории". Функции, обеспечивающие социальное управление обществом. Краткая характеристика главных особенностей воспитательной и эстетической функции. Радиовещание в системе современных средствах массовой информации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В 19 веке никто даже не имел представления о том, что такое радио. Светские барышни читали романы, мужчины - свежие номера газет, и все собирались за обедом, чтобы обсудить друг с другом недавно прочитанное. Может, так продолжалось бы и до наших дней, пока ученые не задумались: «А возможно ли передавать голос на расстоянии?» Оказалось, еще как возможно. Однако, кто был истиным родоначальником этой идеи, вопрос спорный. Некоторые считают её создателем итальянского ученого Маркони. Американцы полагают, что она принадлежит Николу Тесла, в Германии первенство отдают Герцу, а для России неоспоримо авторство Александра Степановича Попова (кстати, зарегистрировавшего изобретение на год раньше Маркони).

Но, в независимости от имени автора, случилось главное - было положено начало будущему «гиганту» средств массовой информации - радио. В момент его изобретения, еще мало кто представлял масштабы такого «детища», но спустя время оно только набирало обороты. Появлялись станции, программы, ведущие.

В зависимости от политической ситуации в стране, на радио возлагались особенные функции и надежды.

Великая отечественная война. Как проводник, сквозь это страшное время, вел своих слушателей спокойный и размеренный голос ведущего - Юрия Левитана. Он передавал новости фронта, объявил о взятии Берлина. Он возвестил о долгожданной победе. Именно в военные годы, когда не работало телевидение, а газеты выходили с определенной периодичностью, радио как никогда было необходимо. Оно оперативно сообщало о происходящем, а самое главное, объединяло, сплочало, поддерживало дух и патриотизм народа.

Так, одно из многочисленных изобретений ученых, стало не просто технической находкой, но и значительной частью культурного наследия человечества.

«Из всех способов показа драматургии радио - наиболее визуальное» (Джон Ривз).

Но всегда ли радио будет занимать лидирующие позиции?

Функции радиовещания

Любая деятельность несет за собой ряд функций. Несомненно, такой титан как радио также обладает ими. На радиовещние возложена ответственная роль в обществе, круг его деятельности очень широк. Зачастую радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально.

Жизнедеятельность любого средства массовой информации, в том числе и радиовещания, не может существовать независимо и быть свободной от определенных агитационно-пропагандистских тенденций. В соответствии с конкретными социально-политическими, экономическими и иными задачами идет подбор информации и комментирование ее в выпусках новостей; с учетом рекламных, воспитательных и других не менее конкретных задач формируются разнообразные художественные и образовательные программы.

Наконец, даже изменения государственного строя, социальной и нравственной атмосферы выводят на первый план одни цели и уводят в тень другие; соответственно одни функции в определенный период времени занимают главенствующее положение, а другие, наоборот, сходят на нет. Так, при тоталитарных режимах нивелируется значение информационной функции, просветительских задач, тогда как функции радиовещания, связанные с коллективной пропагандой, агитацией, с формированием общественного мнения, становятся лидирующими.

И, наоборот, при демократическом развитии жизни общества усиливаются информационная, просветительская и другие функции, связанные с предоставлением аудитории максимального объема разнообразных сведений о жизни, способных побуждать человека к свободному осмыслению событий, а потому - к свободному выбору собственных поступков.

Многочисленные функции радиовещания можно сгруппировать следующим образом.

Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

С этой функцией справляются, например, новостные передачи.

Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения - рекреативная.

Информационные функции

Предоставить читателю, слушателю и зрителю информацию - вот главная задача СМИ. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал.

Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством - тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», - была способность насытить общество информацией. С появлением радио появилась возможность передавать эту же информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее. Оно не отвлекает от повседневных дел и дает возможность сочетать прослушивание с другими занятиями. Радио может позволить себе даже прямые включения с места события, позволяющие моментально его осветить и опередить другие виды СМИ.

«Газеты - это листочки печатного текста с предпоследними известиями. Последние мы слышим по радио» (Андре Соже).

Быть в курсе новостей важное условие для полноценного участия человека в современной жизни. На радио с этой задачей справляются новостные выпуски. Они составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между ними. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире - событие нетипичное.

В зависимости от политической и экономической ситуации в стране, зависит какая информация должна быть освещена в первую очередь. Например, во времена политических стрессов важно информировать о принятых/отмененных решениях, кто отстранен от власти, как проходят выборы. Необходимо освещать и многие постоянно меняющиеся реалии жизни: уровень цен, пенсий, зарплаты, курс рубля.

Радионовости называют «секундной стрелкой истории». Работа этой «стрелки», особенно в горячие часы истории, во многом определяет эффективность радиовещания и общественную потребность в нем.

Еще одна функция радио, близкая к информационной, рекламная. Реклама помогает слушателю ориентироваться в быстро меняющемся мире товаров, услуг, идей, дает возможность полезного (или выгодного для производителя) выбора. Реклама зазвучала в эфире еще с середины 20-х годов (тогда существовало акционерное общество «Радиопередача»). В начале 30-х годов реклама из радиопрограмм исчезла: не вписалась в идеологическую концепцию КПСС. Зато к середине 90-х годов она буквально захлестнула эфир. Оно и понятно почему, ведь средства от нее полученные, помогают функционированию редакций, а для коммерческих станций она вообще является практически главным источником дохода.

Функции, обеспечивающие социальное управление обществом.

Радио, обладает уникальными возможностями воздействия на людей, и активно эти возможности реализует. Речь идет о регулировании общественного поведения, о возможности стимулировать тот или иной поступок людей (например, пойти на митинг или внести пожертвование).

Недаром существует такие понятия, как цензура и пропаганда. Особенно сильно они проявлялись в советские времена. Запрет одних тем и активное упоминание других, информационная блокада некоторых событий и явлений, «агитация фактами», т.е. замена фактов агитацией, появление запретных тем и зон. Всё это вело за собой однобокость мнений и взглядов, и формировало определенно устойчивое общественное мнение. Так, с помощью радио государство контролировало и управляло умами общества.

В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций.

Интегративная (объединяющая) функция.

«Радио сближает народы, но ссорит соседей» (Эмиль Кроткий).

В идеале деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему ценностей и уровень культуры, воспитывать личность.

Уже сам факт регулярного и одновременного прослушивания программы разными людьми свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Основа вещания - выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие опасным для общества тенденциям.

Чем крупнее и разнообразнее сообщество (целевая аудитория), на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась неохваченной. Помимо национальной и религиозной принадлежности обращают внимание на социальные, психологические и возрастные различия людей.

Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и другими функциями. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию радио, первейшим качеством можно назвать умение донести материал как для всего общества, так и для каждого человека по отдельности.

Известны примеры, когда радио было единственным реально доступным СМИ и служило своего рода социальным и психологическим связующим звеном общества. В качестве положительных при...

Другие файлы:

Микроэлектронные устройства связи и радиовещания
Освещены вопросы проектирования устройств связи и радиовещания на интегральных схемах. Дан анализ элементной базы современной отечественной микросхемо...

Информационная поддержка коммерческого радиовещания
Краткая история радиовещания в России, его современные проблемы и перспективы. Организация деятельности и форматы коммерческих информационно-музыкальн...

Разработка передатчика для радиовещания в синхронной сети
Использование синхронных сетей радиовещания для повышения эффективности работы передатчиков и улучшения слышимости РВ передач на низких и средних част...

Разработка устройства передачи сигналов стандарта DRM
Актуальность цифрового радиовещания в современных условиях развития радиосистем. Основные технические характеристики системы цифрового радиовещания. Б...

Эволюция звуковых систем радиовещания, телевидения, кинематографа, шоу-бизнеса
Слушание в концертном зале. Реверберационный процесс в помещении. Группы периодически следующих отзвуков. Признаки качества звука. Общая структурная с...