Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Типологические особенности газеты "Спорт-экспресс"

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Рынок спортивной журналистики в России. Место и роль газеты "Спорт-экспресс" в системе спортивной журналистики РФ. Структура рубрики "Футбол" в газете. Творческий портрет Евгения Дзичковского на основе анализа его материалов и авторской программы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Самарский Государственный Университет»

Социологический факультет

Кафедра теории и истории журналистики

Типологические особенности газеты «Спорт-экспресс»

Курсовая работа

Выполнил:

Студент 2 курса д/о

Курочкин Александр Сергеевич

Научный руководитель:

Зав. кафедрой

Теории и истории журналистики,

профессор

Симатова Валентина Николаевна

Самара, 2014

Оглавление

Введение

Параграф I Место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе российской спортивной журналистики

Параграф II Рубрика «Футбол» в газете «Спорт-экспресс»

Параграф III Творческий портрет Евгения Дзичковского

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена ростом роли спорта в обществе. Президент Российской Федерации Владимир Путин в 2012 году на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта заявил о необходимости пропаганды спорта средствами массовой информации[1]. Такая пропаганда призвана популизировать спорт в нашей стране, призвать молодежь активнее заниматься физическим трудом и впоследствии улучшить результаты российских спортсменов на международной арене.

Общественно-политические и другие средства массовой информации не могут в полной мере освещать спортивные события, происходящие в мире. Поэтому задача продвижения спорта в массы в первую очередь ложится на специализированные, а точнее на спортивные СМИ.

Цель курсовой работы заключается в изучении спортивной журналистики в России и в выявлении типологических характеристик газеты «Спорт-экспресс», - одной из самых известных спортивных газет РФ.

Задачами работы являются:

Проанализировать рынок спортивной журналистики в России

Определить место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе спортивной журналистики России

Проанализировать структуру рубрики «Футбол» в газете «Спорт-экспресс».

Составить творческий портрет Евгения Дзичковского на основе анализа его материалов в газете «Спорт-экспресс» и выпусков его авторской программы «В конце тоннеля с…» на СЭ-ТВ

Эмпирическая база курсовой работы включает в себя выпуски газеты «Спорт-экспресс» с 1 октября 2013 года по 28 декабря 2013 года.

Курсовая работа состоит из Введения, трех параграфов, Заключения и Списка литературы. В первом параграфе выявляется место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе спортивной журналистики России. Второй параграф посвящен изучению рубрики «Футбол» в этом спортивном издании. Третий параграф заключается в описании профессиональной деятельности Евгения Дзичковского, - одного из ветеранов «СЭ».

журналистика спорт газета дзичковский

Параграф I. Место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе российской спортивной журналистики

Рынок спортивной журналистики в России разнообразен и включает в себя все виды СМИ или, как говорит Прохоров, «подсистемы журналистики»[2]: телеканалы, интернет-порталы, большое количество журналов и газет, и даже радиоканалы. Чтобы определить место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе спортивной журналистики России, необходимо проанализировать типологические характеристики всех средств массовой информации, представленных на рынке спортивной журналистики РФ. Роль типологии отмечает Я. Н. Засурский: «Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства…»[3]. Он же выделяет следующие основные параметры типологизации: целевое назначение, время выхода, периодичность, характер аудитории, предметно-тематическая направленность[4]. Так как спортивные СМИ являются частью специализированной периодики, то их целевое назначение, в целом, одинаково. По мнению Акопова, в таких случаях для дальнейшей классификации необходимо «производить деление по тематике»[5]. То есть основные различия у спортивных СМИ следует искать в их предметно-тематической направленности.

Корконосенко предлагает следующую классификацию средств информации: пресса (газеты, журналы), аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение), информационные службы. Он же отмечает промежуточное положение сети Интернет в системе СМИ[6]. Однако рассматривать место и роль спортивного издания в спортивной журналистике, не беря в расчет интернет-порталы, неправильно. Спортивная кибержурналистика получила широкое распространение в нашей стране и занимает достойное место в системе СМИ.

Однако начинать анализ все-таки следует с прессы. В России существует большое количество газет и журналов, посвященных спортивной тематике. Одним из основных игроков на рынке спортивной печатной журналистики является газета «Советский спорт». Это старейшее из ныне существующих спортивных изданий России. В 2014 году газета отмечает свое 90-летие. Это ежедневное издание формата A2. Объем «Советского спорта» - 16 - 20 полос. Такие «издательские характеристики»[7] позволяют говорить об оперативности материалов газеты. Основной упор в издании сделан на такие виды спорта, как футбол, хоккей и теннис. Но журналисты «Советского спорта» не обходят стороной и менее популярные виды спорта: шахматы, велоспорт, гандбол и многие другие. Объем в 16-20 полос позволяет достаточно полно освещать основные события из мира спорта. Кроме того, на страницах газеты содержится большое количество диаграмм, таблиц и других статистических данных, что позволяет читателю быстро ознакомиться с большим количеством информации. Еще одним плюсом «Советского спорта» можно считать телепрограмму, которая всегда находится на предпоследней полосе газеты. Это не обычная телепрограмма, она включает в себя лишь спортивные события, которые будут транслироваться на российском телевидении.

А одним из немногих минусов этого СМИ является реклама. Причем здесь речь идет как о количестве, так и о качестве. Например, номер «Советского спорта» от 26 мая 2012 года фактически на каждой полосе содержит рекламные объявления. Кроме этого, многие рекламные объявления придают изданию явно не положительный имидж: лекарственный препарат, способствующий улучшению функционального состояния мочеполовой системы, повышению мужской энергии и улучшению эрекции (третья полоса), а также 3 рекламных объявления алкогольной продукции (пятая, девятая и пятнадцатая полосы)[8]. Реклама зачастую является показателем видения редакцией своей целевой аудитории. Если редакция «Советского спорта» считает своих читателей потребителями вышеперечисленной продукции, то это можно считать элементарным неуважением к своим читателям, потому что реклама именно такого характера преобладает на страницах газеты.

В России есть также и спортивные журналы. Одним из самых популярных журналов о спорте является PROспорт. До мая 2013 года этот журнал выходил 1 раз в 2 недели. Теперь это ежемесячное издание. Объем - 100 полос, а тираж - 100 тысяч экземпляров. Однако в этом СМИ большой упор делается на развлечение читателя, нежели на информирование. PROспорт можно смело отнести к «желтой» прессе. Корконосенко в своей работе «Основы журналистики» так описывает характеристики подобных изданий: «Это источник сенсационных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями»[9]. Ярким примером сказанному является обложка декабрьского номера журнала за 2013 год, куда помещена фотография Елены Ильиных, российской фигуристки, серебряного призера Чемпионата Европы 2012, в купальнике[10]. Подобные издания выполняют лишь две функции журналистики: информационную и развлекательную. Это, по определению Туленкова, «люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации. Для них в спорте важны только положительные эмоции. То или иное поражение российских спортсменов их не волнует»[11]. Рекламные слоганы этого издания, «Мужской журнал о спорте», «Первый интересный журнал о спорте», также показывают направленность журнала на сенсации и развлечения.

Но большинство спортивных журналов в России посвящено отдельному виду спорта. Как правило, этот вид спорта - футбол. Слюсаренко называет такие издания «ССЖ»[12] или специализированные спортивные издания. Одним из принципов специализации таких журналов он называет «одновременное ограничение целевой аудитории», что можно условно выразить формулой «журнал не обо всем и не для всех»[13]. Видное место в системе российской спортивной журналистики занимают журналы «Футбол» и «Totalfootball».

Журнал «Футбол» существует уже более полувека. В издании большое внимание уделяется именно перипетиям российского футбола. Например, последний номер 2013 года был почти полностью посвящен отечественному футболу. События футбольного мира нашей страны заняли 41 полосу. В то время, когда весь журнал состоял из 48 полос[14]. В предпоследнем номере при таком же объеме отечественный футбол разместился на 31 полосе[15]. Специально для журнала пишут материалы известные эксперты в области футбола: Илья Казаков, телекомментатор, пресс-атташе сборной Россия по футболу с 2005 года, Алексей Андронов, один из самых известных футбольных комментаторов в нашей стране.

По данным информационно-аналитической...

Другие файлы:

Изображение человека на страницах газеты "СМ Номер один"
Характеристика газеты "СМ Номер один". Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. С...

Эволюция газеты "The New York Times" в контексте прессы США
Развитие печатного издания "The New York Times" от основания до современности. Колониальный период, американская революция 1775–1783 гг., ранняя журна...

СЭкс в большом спорте
"СЭкс" в большом спорте" - именно так, "СЭксом", сотрудники издания и читатели много лет в просторечии называли "Спорт-Экспресс" - это очень личный ра...

Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Характер - акцентуация его черт. Темперамент. Спос...

Типологические особенности кровообращения у детей
Возрастные особенности физического развития школьников 8-16 лет, их физическая работоспособность. Возрастные особенности показателей системы кровообра...