Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

СМИ как инструмент воздействия на сознание человека

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Виды психологического противостояния влиянию. Изучение положительного и негативного влияния различных средств массовой информации (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) на жизнь людей. Аберрация сознания при восприятии информационного фантома.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СМИ

1.1 Основные понятия

1.2 Виды СМИ

1.3 ВЛИЯНИЕ прессы

1.4 влияние радио

1.5 Влияние телевидения

1.6 Влияние интернета

1.7 Влияние рекламы

глава II. Негативное влияние СМИ

2.1 Влияние радио

2.2 Влияние телевидения

2.3 Влияние интернета

2.4 Влияние рекламы

ГЛАВА III ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

3.1 Роль СМИ в политической жизни государства

3.2 Влияние СМИ на политическую жизнь общества

3.3 Методы влияния СМИ на политику в России

3.4 Информационная война

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Тема данной курсовой является актуальной. Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать как негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять, так и позитивное влияние, формируя богатую, разностороннюю личность.

Объект исследования-процесс влияния средств массовой информации на сознание людей

Предметом исследования-СМИ как инструмент воздействия на сознание человека.

Цель исследования-изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) на жизнь людей.

Задачи

Рассмотреть источники, в которых рассматривается данная проблема.

Рассмотреть психологические аспекты влияния СМИ на общество.

Рассмотреть влияние СМИ на политическую жизнь.

Подвести итог психологического влияния СМИ.

Степень разработанности темы

Тема достаточно разработана, по ней написаны учебные пособия таких авторов как: Войскунский А.Е., Грушин Б.А., Иванов М., Колесова А.В., Конрад Н.И., Сидоренко И.В., Хромов Л.Н., Ценев В. и др., широко рассматривается в СМИ, а так же присутствует множество публикаций в сети интернет.

Новизна исследования

СМИ оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь людей.

Психологические аспекты влияния СМИ рассматривались различными авторами, но так как в моей курсовой работе я не смогу охватить весь спектр мнений, то попробую представить наиболее распространённые мнения.

В различные периоды истории мнения о влиянии и само представление СМИ разнообразны. Я рассмотрю, какое влияние оказывает СМИ на современное общество и с какой целью.

ГЛАВА I ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СМИ

1.1 Основные понятия

Влияние-процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним.

Психологическое влияние-это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Противостояние чужому влиянию-это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

Инициатор влияния-тот, кто первым предпринимает попытку влияния.

Адресат влияния-тот, к кому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного субъекта к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние,-адресатом. Однако, в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно как и инициатором, так и адресатом влияния.

Открытое психологическое взаимодействие-взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.

Скрытое психологическое взаимодействие-взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.

К исключительно психологическим средствам влияния относятся вербальные, паралингвистические и невербальные.

Вербальные сигналы-слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её неправильности.

Паралингвистические сигналы-особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.

Невербальные сигналы-взаимное расположение субъектов в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.

Психологическое влияние осуществляется для достижения трёх целей:

Для удовлетворения своих потребностей с помощью других субъектов или через их посредство.

Для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта.

Для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования.

В сущности, первая из этих целей включает и две остальные, если считать потребностями стремление утвердить факт своего существования и стремление к преодолению пространственно-временных ограничений. Однако различия между тремя целями всё же достаточно существенны.

В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей влияния.

Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством факта существования влияющего и значимости этого существования.

В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм стремления всего живого-преодоление пространственно-временных ограничений своего существования.

Субъект может предпринимать попытки влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от нового. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются.

С другой стороны, сопротивляясь чужому влиянию, мы также подтверждаем факт своего отдельного от других существования, свою идентичность самому себе.

Первый шаг на пути цивилизованного влияния-осознание своих истинных целей. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти цивилизованные способы получения помощи и поддержки других субъектов для их осуществления.

Под цивилизованным влиянием в настоящем контексте мы понимаем влияние:

- соответствующее правилам этикета;

- соответствующее этическим нормам, принятым самим субъектом.

«Нормы этикета-это способы оказания уважения, знаков внимания, почтения… Этикет приобретает нравственную ценность как совокупность знаков признания, которые удовлетворяют потребность людей в социальных «поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет моральное значение».

Итак, цивилизованное влияние-это влияние одновременно и правильно выполняемое, и благородное достойное человека.

В табл.1 даны определения различных видов влияния, в табл.2-определения различных видов противостояния влиянию.

Таблица 1. Виды психологического влияния

Вид влияния

Определение

Аргументация

Высказывание и обсуждение доводов в пользу определённого решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции

Самопродвижение

Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оценённым по достоинству и благодаря этому получить преимущество на выборах, при назначении на должность и др.

Манипуляция

Скрытое побуждение адресата к переживанию определённых состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей

Заражение

Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшем объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться-также непроизвольно или произвольно

Пробуждение импульса к подражанию

Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может, ка...

Другие файлы:

Модели информационных технологий воздействия на массовое сознание
Характеристика теоретических основ технологий воздействия на массовое сознание в современном обществе. Изучение моделей информационных технологий, мех...

Риторика и ораторское искусство
Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплинами. Слово как средство общения между людьми, способ обмена информацией,...

СМИ как инструмент реализации информационных потребностей органов власти
Ознакомление с функциями средств массовой информации, их роль в формировании местного самоуправления и общества. Изучение приемов воздействия масс-мед...

Деятельность и сознание личности
Психика человека. Сознание представляет собой единство форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, нас...

Психологические основы восприятия рекламы
Личные факторы, потребности и мотивы, влияющие на восприятие людей. Принципы построения пирамиды А. Маслоу. Этапы психологического воздействия рекламы...