Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Роль телевидения в современной жизни общества

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Значение телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. Социально-экономическая организация телевидения. Характеристика современной телеаудитории. Функции телевидения: информационная и культурно-просветительская.
Краткое сожержание материала:

8

Размещено на

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

Институт современных и коммуникационных систем и технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: "Роль телевидения в современной жизни общества"

Выполнила:

Некрасова Екатерина Максимовна

Москва 2014

Введение

Пользуясь специфическими методами воздействия на аудиторию, СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В современную информационную эпоху, когда информация становится вездесущей и всепроникающей настолько, что человек порой уже неспособен реагировать на те или иные медиасообщения, особенно актуальным становится всестороннее изучение эффективности медиавоздействия. Изучение эффективности, не просто как достижения любого эффекта, а именно как достижения того эффекта, который задумывался коммуникатором.

Актуальность избранной мною темы определяется растущим значением телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. В условиях современного развития России, когда печатные СМК и Интернет оказываются доступны не всем группам населения и регионам, телевидение остается самым массовым средством коммуникации.

Телевидение, на данный момент, является наиболее популярным видом СМИ. Это подтверждают данные статистики, более 80% населения, по данным 2008 года, смотрят телевизор почти каждый день.

Такое монопольное положение телевидения объясняется многими причинами: оперативностью, образностью, "эффектом присутствия" и т.д. Соответственно, занимая такое положение, телевидение выступает наиболее мощным инструментом влияния на массовое сознание.

Глава 1. История развития телевидения

1.1 Основные модели социально-экономической организации телевидения

Исторически сложилось так, что регулярное телевещание началось почти одновременно в трех регионах США (1944г.), Западной Европе (во Франции - в 1944г., в Англии в 1946 г.) и Советском Союзе в 1945 г. В остальных странах появление и развитие телевидения происходило уже в 50-е годы XX столетия. Соответственно сформировались три основные модели социально-экономической организации телевидения американская, западноевропейская и советская. В каждой модели по-своему решаются ключевые вопросы:

– кому принадлежит телевидение,

– кто его финансирует,

– чьи интересы оно отражает,

– кто и как его контролирует,

– каковы взаимоотношения между ТВ и обществом, ТВ и культурой, ТВ и властью.

Модель, возникшую и получившую распространение в США, называют коммерческой. Это очень характерно для США, где любое техническое изобретение, будь то фонограф, фотография, радио, кинематограф или автомобиль, сразу же становились предметом коммерции и бизнеса. Предприимчивые американцы, безошибочно угадывая большие коммерческие возможности и экономическое будущее технических новшеств, овладевали ими с самого начала, вкладывая деньги, чтобы в будущем получать громадные прибыли. Благодаря их усилиям каждое техническое новшество быстро осваивалось и превращалось в самостоятельную отрасль индустрии и бизнеса. Во второй половине XX столетия такой перспективной и прибыльной сферой бизнеса стало телевидение.

США являются классической страной коммерческого телевидения. Телевидение здесь находится в частной собственности, государственное телевидение отсутствует. Частное коммерческое телевидение подчиняется жестким законам рынка, и прежде всего, принципу конкурентной борьбы. Это заставляет телевещателей находиться в постоянном поиске новых телевизионных форм, технических ухищрений, для того чтобы удержать телезрителей на своем канале. Такой принцип диктует американскому телевидению ориентацию на зрительские интересы, высокую мобильность, нацеленность на динамичное развитие.

Программы трех национальных коммерческих телесетей National Broadcasting Company (NBC), Columbia Broadcasting System (CBS) и American Broadcasting Company (ABC) каждый житель США принимает бесплатно. Экономическую основу их существования составляют реклама и другие виды коммерческой деятельности. Основные прибыли телекомпании получают от продажи рекламодателям эфирного времени, дополнительными источниками доходов служат собственное производство фильмов, звукозапись, продажа видеокассет, издательская деятельность.

Поскольку экономическое благополучие коммерческого телевидения зависит главным образом от рекламы, а, следовательно, от рекламодателей, главной задачей телевизионного вещания становится собрать как можно больше зрителей у телевизионного экрана и "продать" их рекламодателю. Поэтому между каналами идет постоянная борьба за телезрителей. Судьями в этой борьбе выступают социологи, которые каждую минуту, секунду с помощью рейтингов выносят вердикт той или иной передаче. Чем больше передача собирает зрителей, тем больше платит рекламодатель за размещение в ней рекламы.

Ориентация на интересы и потребности "большинства" определяет преобладание в программах наиболее массовых видов зрелищ: информации и развлекательных программ. Развлекательные программы различных видов и жанров составляют до 70% эфирного времени - в основном это телесериалы и фильмы, игры, шоу, викторины и музыкальные программы. И хотя профессиональный уровень американских телепрограмм высок, их интеллектуально-художественная ценность, как правило, очень низка, поскольку ориентация на массовость и общедоступность требует стандартизации и "усреднения" их до уровня наиболее распространенного типа потребителя. Иными словами, культурно-просветительские функции ТВ вступают в противоречие с коммерческими целями и неизбежно приносятся в жертву последним.

Противоположностью рыночной (коммерческой) модели выступает государственное телевидение. Модель государственного телевидения, которая сложилась на этапе появления и распространения телевидения в Западной Европе, называют общественной (иногда общественно-государственной, публично-правовой и т.д.). Телевидение здесь финансируют полностью или в основном сами зрители путем ежемесячной абонентской платы. Эта модель функционирования телевидения имеет некоторые защитные механизмы от рыночной стихии и конкурентной борьбы, а главное - от диктата рекламодателей, ориентированных на вкусы усредненного большинства, что позволяет телепроизводителям создавать культурно-просветительские программы, ориентироваться на гуманистические, общечеловеческие ценности.

Общественно-государственная модель телевидения в Европе унаследовала специфику и структуру системы радиовещания, которая начала складываться в 20-е годы прошлого столетия. Первые производители радиотехники создавали локальные радиостанции для демонстрации возможностей технического новшества и своего оборудования. Правительство в то время еще не определило конкретные цели своей политики в отношении нового явления. Но когда радиостанций стало много, они начали "мешать" друг другу в радиоэфире. Чтобы обеспечить слушателям возможность уверенного приема радиопередач, необходимо было обеспечить зоны охвата радиостанций, которые не перекрывали бы друг друга. Во многих странах распределением воздушного пространства для оптимального использования ограниченного набора доступных частот занимались министерства связи (или коммуникаций). Так была создана традиция регулирования радио.

В 1950-х годах, когда стало распространяться телевидение, государство начало строить модель регулирования телевещания, опираясь на модель регулирования радиовещания.

Более того, некоторое время телевидение рассматривали как форму "видимого радио", имеющего те же рамки и ограничения для своего функционирования и развития. И потому считалось само собой разумеющимся, что телевидение должно осуществляться национальными радиовещательными службами, основанными в 20-х годах. Такая модель функционирования и общественно-государственного регулирования телевещания просуществовала в странах Западной Европы вплоть до конца 70-х годов, когда появилось спутниковое и кабельное телевидение и начались процессы коммерциализации и дерегуляции телевещания.

И наконец, третья модель организации и социального функционирования телевещания сложилась в СССР и была в основном репродуцирована в социалистических странах Восточной Европы. Это тоже государственное телевидение, но построенное на совершенно иных принципах. Советскую модель телевещания называют государственно-монополистической, авторитарной, тоталитарной. Она характеризуется государственной монополией на телевещание, госбюджетным финансированием, полным подчинением телевизионной политики власть предержащим, жестким идеологическим контролем.

Российские зрители, так же как и американские, ничего не платили за телевидение, т.к. финансировалось оно не за счет абонентской платы (по крайней мере, последние 30 лет), а целиком из государственного бюджета. Рекламы, как таковой, на советском телевидении не было, а поэтому диктатуре рейтинга в этом типе вещания противостояла диктатура идеологии, а принципу конкурирующих сетей - система безусловной централизации.

Телевидение (как и другие коммуникативные институты) официально именовалось "средством массовой информации и пропаганды", информационные и развлекательные передачи воспринимались под углом пропагандистского предназначения. Роль вещания в СССР на последнем этапе его существования была сформулирована тогдашним главным идеологом Политбю...

Другие файлы:

Развитие отечественного телевидения в 90-ые годы
Ключевые предпосылки и этапы развития телевидения 90-х годах в России. Характерные черты и основные личности телевидения исследуемого периода. Возникн...

Актуальные проблемы современной рыночной инфраструктуры телевидения
Факторы, обуславливающие деятельность предприятия. История и опыт развития зарубежных телеканалов. Обобщенный анализ финансового состояния негосударст...

Человек и общество
1. Понятие общества. Сферы общественной жизни2. Рыночные отношения в современной экономике.1. Человек, индивид, личность.2. Экономическая сфера общест...

Человек и общество
1. Понятие общества. Сферы общественной жизни2. Рыночные отношения в современной экономике.1. Человек, индивид, личность.2. Экономическая сфера общест...

Роль традиций в современной японской семье
Культурологический анализ процесса формирования японской семьи. Её особенности как продукта модернизации и глобализации общества, ее роль в социально-...