Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Роль и заинтересованность государства в развитии СМИ на демократических началах и принципах

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
СМИ в переходный период от социализма к демократии. Типологические изменения российской печати, политические, информационно-коммерческие и региональные СМИ. Появление деловой бизнес-прессы. Роль государства в становлении СМИ как инструмента демократии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы теории журналистики»

На тему: РОЛЬ И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СМИ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАЧАЛАХ И ПРИНЦИПАХ

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. От цензуры до гласности и свободы СМИ
    • 1.1 СМИ в перходный период (от социализма к демократии)
    • 1.2 Российские СМИ - инструмент демократии?
  • Глава 2. Типологические изменения российской печати
    • 2.1 Политические СМИ. Скрытый контроль
    • 2.2 Информационно-коммерческие СМИ - новый тип прессы
    • 2.3 Деловая пресса. Бизнес как новый тип учредителя
    • 2.4 Региональные СМИ. Поиск финансирования
  • Глава 3. Закон «О средствах массовой информации»
    • 3.1 От Закона к силе
    • 3.2 Неправительственные СМИ - инструмент укрепления демократии
    • 3.3 Роль государства в становлении СМИ как инструмента демократии
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения
    • Приложение А
  • Введение
  • Одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от основ, на которых оно создано и действует, является журналистика. Особенности её действенности, результативности, эффективности и функционирования связаны с современной политической и социально-экономической ситуацией в стране, в условиях осуществления исключительно трудной, однако крайне необходимой перестройки. Переход от тоталитаризма к демократии имел место в социально-политической жизни; в экономической был осуществлён переход от административно-командной системы к социально регулируемому рынку.
  • Журналистика, получив политическую свободу, попала в жесткие тиски рынка. Возникли и обострились проблемы конкуренции и экономической выживаемости СМИ. Сегодня средство массовой информации стало частью экономики, предприятием, торгующим массовой информацией, хотя раньше СМИ рассматривалось как полигон для реализации партийно окрашенного журналистского мастерства, пропаганды идеологии правящих сил.
  • Актуальность темы исследования влияния, роли и заинтересованности государства в развитии средств массовой информации на демократических началах и принципах обусловлена процессами, происходящими в области СМИ на протяжении многих десятилетий, начиная со столкновений печати и социалистического государства, заканчивая медленным восстановлением (после переходного периода в постсоциалистическое пространство) и приобщением к стандартам нового демократического государства. Данная тема непременно заслуживает внимания, поскольку в настоящее время в обществе отмечается значительный рост интереса к потреблению информации. Гражданское общество демократического государства тянется к всевозможным типологическим разновидностям журналисткой информации, то есть, заведомо лишенной пропаганды и идеологизированности.
  • В научной литературе, к сожалению, ранее данная тематика практически не разрабатывалась. Например, некоторую информацию, напрямую не относящуюся к проблеме, касательно развития разных типологий СМИ постсоветского периода и изменений российской печати, можно найти, обратившись к учебнику по практической журналистике А.А. Грабельникова «Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы» (М.: Рип-холдинг, 2001).
  • Публикации Монро Прайса в сфере отношения государства к национальным медийным структурам также явились источником в рамках написания курсовой работы.
  • Основополагающие труды В.В. Ворошилова, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова по истории и теории журналистики помогли при рассмотрении и изучении вопросов развития отечественных СМИ.
  • Новизна представленной курсовой работы состоит в систематизации всех известных и, возможно, доступных ныне фактов о роли государства в развитии средств массовой информации на демократических началах.
  • Целью настоящей курсовой работы является всесторонний анализ участия государства в деятельности и направленности СМИ на различных исторических этапах.
  • Выбор цели обусловил постановку следующих задач:

· проследить историю журналистики в период строгой политической цензуры, самиздатовской эпохи, до начала наступления политической гласности и демократизации государства;

· исследовать типологические изменения российской печати в постсоциалистических условиях;

· выявить предпосылки для укрепления и становления СМИ как инструмента демократии, отталкиваясь от указов и законодательных актов;

Объектом исследования являются средства массовой информации.

Предмет исследования составляют история, типология и развитие СМИ на разных исторических этапах, а также роль и заинтересованность государства в их становлении, особенно в современных условиях и на демократических началах.

Методологической основой курсовой работы служат фундаментальные положения теории и практики журналистики, истории печати и теории публицистики.

В работе применен системный метод исследования, позволяющий рассмотреть состав, структуру, функции, историю СМИ.

Систему СМИ в процессе развития позволил рассмотреть принцип историзма (сравнительно-исторический метод исследования).

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. От цензуры до гласности и свободы СМИ

российский печать государство пресса

Гласность - есть известность и доступность для широкого ознакомления и обсуждения; максимальная открытость и правдивость деятельности государственных и общественных организаций. В демократическом решении важнейших проблем страны гласность являет собой действенную и активную форму общественного мнения; с иной точки зрения, гласность - политика государства, которая при смене руководителя или под влиянием социально-экономических условий может измениться.

Развитие гласности ведет к росту политической культуры граждан, расширению их участия в делах государства, вызывает необходимую психологическую перестройку должностных лиц. В атмосфере гласности журналистика имеет возможность лучше реализовывать свои функции и роли. Если гласность характеризует качество социального климата в государстве, то свободное функционирование прессы зависит от качества демократии, характера взаимоотношений властных структур с населением, уровня социальной ответственности редакций и журналистов.

Что может дать дорогу свободе печати (что, естественно, подразумевает под собой и свободу слова)? Конечно, гласность. Но лишь при условии, что упразднена цензураЦензура - форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная законодательно утверждёнными нормами защиты интересов государства, общества и общественных институтов. Основная идея цензуры -- признание права государства на ограничение распространения информации, которую государство считает вредной или нежелательной. (законодательными актами, Конституцией страны) и власть, ни при каких ссылках на временную необходимость, не может административными мерами ограничивать деятельность средств массовой информации.

Обращаясь к прошлому, следует сказать, что борьба за гласность велась непрерывно. Представители прогрессивных типов журналистики, возникавшие в ходе социальных преобразований оппозиционные силы, встали во главе этой борьбы. К. Маркс писал: «Задача печати превратить государство из таинственного жреческого дела в ясное, всем доступное и всех касающееся мирское дело…».

Проблемы свободы печати, защиты её от светского или религиозного вмешательства особенно привлекали общественность в революционные годы. Свобода печати была зафиксирована наряду с другими правами (на свободу слова и вероисповедования, на собрании и петиции) в двух важнейших документах XVIII века - Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции (1789 г.) и Билле о правах (поправках к Конституции США, принятой в 1791 г.). Таким образом, в ходе дискуссий о свободе печати стали наблюдаться различные подходы - революционно-демократический, классово-политический, предпринимательский и правовой.

Карл Маркс, называя прессу «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом, служащим для познания народом самого себя» Первая публикация К. Маркса в массовой прессе «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания», 1842 г., призывает устранить главное препятствие на пути к этому идеалу - цензуру и сделать прессу независимой от власти. Он полагает, что свобода печати революционна по настроению и целям, что революции народов совершаются сначала не в материальной, а духовной сфере, идейно готовятся при участии прессы, которую называет «самым свободным в наши дни проявления духа». Всё вышесказанное можно привести в качестве революционно-демократического подхода.

Классово-политический подход к свободе печати проявляется в моменты острых социальных потрясений, когда на первый план становятся привилегии одной социальной группы в ущерб другим, выдвигаются политические интересы и приобретает актуальность ленинский лозунг: «Какая свобода печати? Для чего? Для какого класса?».

Согласно предпринимательскому подходу журналистика должна приносить прибыль. О свободе печати свидетельствует именно способность газеты давать доход её владельцу или редакции. Однако эта свобода экономическая. Снова обращаяс...

Другие файлы:

Правовое государство и некоторые особенности его формирования в Российской Федерации
Правовое государство - ныне одна из центральных тем отечественной юридической науки. В последние годы ей посвящено немало исследований, хотя многие пр...

Экономическая роль и функции государства в рыночной экономике
Роль государства в экономическом развитии страны. Пирамида целей, инструменты и основные теории государственного регулирования национальной экономики,...

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.
Духовная жизнь общества в СССР. Компания по борьбе с космополитизмом в 1948 г. Постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Доклад Хрущ...

Роль государства в инвестиционной привлекательности России
Роль современного государства в обеспечении социальной направленности инвестиций, в формировании и развитии их источников. Структура и динамика иностр...

Классический период в социологии. Эффективность демократических выборов
Классический период в развитии социологии, вклад К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма в исследование социологических теорий. Условия соответствия демок...