Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Репортаж как жанровая разновидность публицистического текста в немецкой прессе

Тип: дипломная работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Подходы к определению репортажа в российской и немецкой журналистике. Композиционные особенности жанра репортажа, используемые в нем лексические средства выразительности, функциональные типы речи. Стилистические средства, характерные для жанра репортажа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Журналистика, как и все другие сферы творческой деятельности, в ходе своего развития претерпевает определенные изменения. Достаточно отчетливо они проявляются в ее жанровом аспекте. Журналисты все в большей мере стали ощущать несоответствие отведенной им роли простых регистраторов событий (информаторов) коренным информационным потребностям общества. В настоящее время оно нуждается не только в оперативной информации (новостях), но и в глубоком журналистском анализе действительности, а также ее художественно-публицистическом осмыслении.

Репортаж - одна из основ журналистики. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. У истоков журналистики стоит не что иное, как репортаж: это один из первых жанров печатной журналистики.

Выяснив, что вкладывали в понятие “репортаж” в 1920-е годы, в середине и в конце 20 века, можно проследить зависимость развития теоретической мысли от политической ситуации в стране, четче представить себе место репортажа в жанровой системе современной журналистики, его значение и перспективы.

Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности.

Главной проблемой, определившей необходимость и актуальность данной работы, стало отсутствие единой интерпретации и определения жанра репортажа как в российской, так и в немецкой журналистике. А. А. Тертычный пишет, что “проблема определения жанровой структуры периодической печати является одной из наиболее “застарелых болезней” соответствующей теории”.(Тертычный,2000: 147) Потребность обобщить опыт, накопленный теоретиками, сравнить и структурировать попытки дефиниций жанра репортажа существует и признается многими исследователями.

Необходимо уточнить, что работа посвящена в основном репортажу на страницах печати. Телевизионный и радиорепортаж значительно отличаются по ряду признаков от своего прародителя - газетно-журнального репортажа, и оба эти вида достойны стать предметом отдельного исследования.

Объект исследования- репортаж как жанровая разновидность публицистического текста в немецкой прессе.

Цель данной работы - выявить стилистические признаки и особенности репортажного текста.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

-проанализировать и сравнить дефиниции репортажа, данные отечественными и зарубежными исследователями;

-проанализировать и сравнить свойства репортажа, выделяемые разными учеными;

-рассмотреть отличия репортажа от других информационных жанров;

-выявить место репортажа среди других публицистических жанров;

-исследовать композиционные особенности жанра репортажа;

-исследовать лексические средства авразительности, используемые в репортажах;

-исследовать грамматические средства выразительности, используемые в репортажах;

-исследовать стилистические приемы, используемые в репортажах;

-исследовать функциональные типы речи, используемые в репортажах;

Гипотеза исследования: Представляется возможным выявить стилистические особенности репортажного жанра, если:

Будет исследована специфика репортажа как публицистического жанра;

Будут проанализированы различные стилистические средства, характерные для жанра репортажа;

Методы исследования, использованные в данной квалификационной работе:

- изучение и анализ литературы по выбранной теме

- обобщение опыта передовых ученых, занимающихся исследованием жанра репортаж

- лингвостилистический анализ

- метод количественных подсчетов

Теоретико-методологическая база исследования. Использовались исследования по стилистике Солганика Г.Я. (1997), Э. Ризель, Богатыровой Н.А., Ноздриной Л.А., Брандес М.П. (1990), Гальперина И.Р. (1981), по публицистике В.Ла-Роша (1997) , Смелковой А.С., Ассуировой Л.В. (2006), Гуревич С.М. (2002),М. Халлера (2002), Шостак М.И. (2001), Тертычного А.А. (2000), Ким М.Н. (2004), Кройчик Л.Е. (2005), К. Реймана (2002).

Основными источниками исследования послужили репортажи из немецких газет и журналов.

Теоретическая значимость данной квалификационной работы заключается в том, что в ней осуществляется попытка проанализировать и структурировать стилистические особенности, свойственные репортажу.

Практическая значимость состоит в том, что данная работа может быть внедрена в практику репортера и помочь в создании репортажного текста.

репортаж публицистический текст стилистический

Глава 1. Репортаж как особый публицистический жанр

1.1 Подходы к определению репортажа в российской и немецкой журналистике

Стиль публицистики и прессы - это стиль пропаганды и агитации. Населению не просто сообщается об актуальных событиях в политике, общественной жизни, искусстве, литературе, науке и технике, информация преподносится с определенной точки зрения, чтобы влиять на читателя и убеждать его. (Дроняева,2004:33)

Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, - сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Каждый публицистический текст относится к определенному жанру.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений- рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы.

На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. (Брандес, 1990: 126)

Как отмечает А. А. Тертычный, понятие “жанр” непрерывно изменяется и усложняется, и разные исследователи предлагают свой “набор” жанров. Сам он называет тремя главными жанрообразующими факторами предмет, цель и метод отображения, реализуемые осознанно или неосознанно конкретным

журналистом в ходе создания того или иного текста. В совокупности три признака образуют “тип отображения действительности”, и трем типам - фактографическому, исследовательскому и художественно-исследовательскому - соответствуют три типа журналистских текстов. Другими словами, это все те же информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. (Тертычный,2000: 144)

У каждого жанра публицистики - свой объект отображения. Это та область реальной действительности, которую исследует автор текста.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. (Кадыкова, 2004: 35)

Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

Художественно-публицистические жанры - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. Сюда относится очерк, фельетон, памфлет.

Значение информационных жанров в том, что они “выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности”. (Тертычный,2000: 145)

Цель информационных жанров - сообщить о факте; в основе дифференциации в этой группе жанров лежит именно способ освещения фактов.

Журналист знает или интуитивно постигает целевое назначение различных жанров и обращается к ним в соответствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может по...

Другие файлы:

Народная песня. Жанровая разновидность

Особенности использования инфографики в деловой прессе: жанровый аспект
Инфографика как направление дизайна СМИ и средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Характеристика нижегородских печатных изданий...

Особенности словообразования в немецком языке
Характеристика способов словообразования в немецком языке. Изучение словообразовательных моделей современного немецкого языка. Анализ особенностей газ...

Особенности использования инфографики в деловой прессе: жанровый аспект
Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Специфика деловой прессы. Жанровая система деловой прессы. Анализ инфог...

Репортаж на страницах газеты
Репортаж – один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сег...