Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Реалити-шоу как жанр телевизионной публицистики

Тип: дипломная работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Сущность реалити-шоу с позиции телевизионной публицистики. Обзор популярных передач на Первом канале, ТНТ, СТС, MTV, Рен-ТВ. Анализ основных жанрообразующих, социо-психологических, культурософских факторов реалити. Интервью с участницей реалити-шоу.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реалити-шоу как жанр телевизионной публицистики

Содержание

реалити шоу телевизионный интервью

Введение

1.История реалити-шоу

1.1 Возникновение жанра

1.2 Обзор зарубежных реалити-шоу

1.3 Обзор отечественных реалити-шоу

1.3.1 Первый канал

1.3.2 Культура

1.3.3 ТНТ

1.3.4 СТС

1.3.5 MTV

1.3.6 Рен-ТВ

1.3.7 Другие каналы

2.Жанрообразующие факторы реалити

2.1 Типология реалити-шоу

2.2 Драматургия жанра

3.Социо-психологические аспекты реалити

3.1 Аудитория реалити-шоу

3.2 Психологические механизмы восприятия жанра

4.Культурософские особенности реалити

4.1 Эстетика постмодерна как содержание реалити-шоу

4.2 Виртуальная реальность: реальность реалити-шоу

4.3 Этические проблемы жанра

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Переписка с форума rzevka.ru

Приложение 2. Участники реалити “Остров искушений” о проекте и о себе

Приложение 3. Интервью с участницей реалити-шоу

Введение

Появившийся в конце 90-х годов прошлого века жанр реалити-шоу сегодня стал одним из самых излюбленных и популярных среди телезрителей. Если раньше подобные проекты были лишь средством заполнения дыр в эфирной сетке, то теперь они занимают первые строчки рейтингов зрительских симпатий.

Люди всегда любили подглядывать, поэтому неудивительно, что телевизионный жанр, позволивший делать это легально, завоевал популярность у зрителя, а обычные люди, занятые на телеэкране житейскими заботами, стали самым рентабельным зрелищем в мире.

Многие склонны считать, что зашкаливающие рейтинги реалити отнюдь не свидетельствуют о том, что шоу нравится всем. Как раз наоборот, народ смотрит то, что его возмущает. За последние семь лет человеческие отношения он-лайн стали популярны даже в ортодоксальных мусульманских странах. В Германии в этом году был создан целый телеканал для просмотра “Большого брата” нон-стоп, 24 часа в сутки. В такой ситуации невольно вспоминаешь фильм Питера Уира “Шоу Трумана”, где вся жизнь главного героя, сыгранного Джимом Керри, с самого детства была частью телешоу, за которым следил весь мир. Да и настрой продюсеров и производителей шоу говорит о том, что у каждого родившегося на свет ребенка есть шанс оказаться на месте несчастного Трумана.

Не так давно отечественные продюсеры хором говорили о том, что сделать передачу такого плана в разы сложнее, чем сериал. Сейчас же, набив руку на бесконечных онлайновых проектах, снимать реалити им даже удобнее. Дело ещё и в том, что по сравнению с теми же сериалами реалити-шоу стоит в разы дешевле. Например, 45 минут сериала обойдутся продюсеру от 60 до 120 тыс. долл., а тот же хронометраж реалити будет стоить от 10 тыс. долл.

Поэтому, как отмечают генеральные директоры федеральных каналов, будущее телевидения именно за реалити-шоу. И дело даже не столько в низкой материальной стоимости подобных проектов, сколько в том, что само содержание реалити-шоу аудитории ближе, чем содержание художественных сериалов. Людям интересны люди, а не придуманные сценаристами, хоть и взятые из реальной жизни, человеческие подобия:

Когда мы занялись исследованием феномена реалити-шоу, нас волновали, в первую очередь не драматургические, а психологические, социо-культурные и философские основы данного жанра. Драматургия всевозможных реалити-проектов довольно проста, а в некоторых из их видов практически отсутствует*. Другое дело - модели функционирования реалити в контексте гуманитарного знания, особенности его бытования и развития в зеркале других наук, без обращения к которым, на наш взгляд, нельзя дать подробную и полную характеристику этому жанру. “Постиндустриальный мир открывает новые перспективы журналистского образования. Это связано с абсолютно революционными достижениями в области как информационной технологии и техники, так и в области гуманитарного знания. Сегодня, чтобы стать журналистом, уже недостаточно научиться “владеть пером или камерой”… Медиаобразование должно стать принципиально иным: изучение основ журналистского мастерства в отрыве от социологии, психологии и других наук невозможно 2 ”.

На основании предложенного Земляновой Л.М. подхода мы и строили свою работу. В первой главе мы проследим краткую, на сегодняшний день, историю реалити-шоу и дадим обзор наиболее интересных зарубежных и отечественных передач данного формата; во второй главе мы расскажем о драматургии реалити-шоу и его жанрообразующих факторах согласно классификации А.А. Тертычного; в третьей остановимся на социо-психологических аспектах жанра; в четвертой - на его культурософских особенностях. На наш взгляд, предложенная методология исследования имеет качественно новый характер и включает в себя все те аспекты, которые мы считаем необходимыми для рассмотрения реалити-шоу в качестве жанра телевизионной публицистики**.

Возникает вопрос: на каких основаниях мы рассматриваем реалити-шоу как жанр телевизионной публицистики? Согласно авторам учебника по тележурналистике Г. В. Кузнецову, В. Л. Цвику и А. Я. Юровскому, к телевизионной публицистике относятся все информационные, аналитические и художественные жанры телевидения 3. Другое дело, что они вкладывают в понятие “публицистика”. “Публицистика - это тип журналистского творчества, непременно включающий в себя три важнейших компонента: 1) сообщение о новости или возникшей проблеме; 2) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне); 3) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации”, - так пишут авторы учебника. Для публицистики характерны, в первую очередь, воззвание в морально-нравственным ценностям, “воспитание” определенного социального поведения у человека. “Постоянные герои телесериалов, ток-шоу и других развлекательных жанров персонифицируют определенный образ жизни и образ мыслей, становятся эталонами моральных ценностей и социального поведения. Это расширяет наши привычные представления о возможностях “развлекательного” вещания. <...> Телепьесы, где актеры разыгрывают ситуации из окружающей действительности и реагируют на последние события, воспринимаются порой как прямой репортаж из жизни, из реальной семьи”.

Поэтому, не отрицая развлекательной природы реалити-шоу, мы считаем, что этот жанр является жанром именно телевизионной публицистики, также как всевозможные ток-шоу и доку-драмы 4.

Следует отметить, что сегодня нет ни одного крупного исследования феномена реалити-шоу. Большинство информации для первых двух глав нам пришлось искать либо в периодических изданиях, либо в Интернете. Последние главы строились на собственных умозаключениях и критической обработке полученной по драматургии реалити-шоу информации. А в заключении мы подытожили полученные в ходе исследовательской работы данные, которые и предлагаем Вашему вниманию.

1.История реалити-шоу

1.1 Возникновение жанра

Первое в истории телевидения реалити-шоу появилось на экранах американцев в 1948 году. Называлось оно “Скрытая камера” (Candid Camera). Зрителям демонстрировались ролики, отображающие реакции людей на неожиданные ситуации. Это самый старый жанр, теперь он может восприниматься как своего рода классика. Что самое интересное, “Скрытая камера” до сих пор с успехом идет в США на канале CBS.

Следующим ярким явлением в жанре реалити стал документальный фильм “Seven Up!”. Начиная с 1964 года, разработчики шоу фиксируют в небольшом фильме то, как живут 14 человек - его герои - и как меняется их жизнь каждые 7 лет. Последняя на сегодняшний день часть шоу, “49 Up”, вышла в эфир в сентябре 2005 года 5.

А в 1973 году на канале PBS состоялась премьера программы “Американская семья” (“An American Family”). Двенадцать эпизодов шоу повествовали об американской семье периода ядерной угрозы и гонки вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, был геем, периодически красившим губы помадой и наряжавшимся в женские одежды. В течение семи месяцев зрители наблюдали за тем, как эта семья постепенно распадается, вследствие чего сын уходит из дома. Тогда шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей - десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний.

90-е стали пиком развития реалити. В 1992 году в США на канале MTV появилось шоу “Реальный мир” (“Real World”). Под наблюдением видеокамер оказались семеро молодых людей (писатель, художник, модель, рэппер, танцор и два певца), которых поселили в одной квартире. По условиям шоу не предусматривалось никакого денежного выигрыша. “Реальный мир” стал одной из наиболее популярных программ MTV 6.

В 1997 году в Швеции впервые было запущено reality-шоу “Выживший” (“Survivor”). Группу людей, не знакомых друг с другом, высадили на острове со снаряжением и припасами, котор...

Другие файлы:

Мое отношение к реалити-шоу
Характеристика реалити-шоу как вида телевизионной передачи или трансляции в Интернете. Медиа технологии и сюжетные линии реалии-шоу, их роль в системе...

Реалити-шоу: форма отражения действительности или мыльная опера?
Популярные жанры на телевидении. Суть реалити-шоу. Приемы отражения действительность в реалити–проекте. Взаимосвязи реалити-шоу и мыльной оперы. Медле...

Формирование жанровой специфики реалити-шоу
Содержание телепродукта реалити-шоу и его позиционирование в контексте современного телевидения. Причины стремительного распространения программ реали...

Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики
Известно, что любой процесс человеческого общения протекает, как правило, в форме диалога. Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобра...

Новый жанр публицистики