Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Развитие СМИ на примере Забайкальского края

Тип: дипломная работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Средства массовой информации (СМИ) как инструмент коммуникации. Функции СМИ в политическом процессе. Особенности регионального политического пространства России. Развитие СМИ Забайкальского края. Региональные СМИ и власть: взаимодействие и конфликты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1 СМИ как инструмент политической коммуникации

1.2 Функции СМИ в политическом процессе1

1.3 Особенности регионального политического пространства современной России

ГЛАВА 2. РОЛЬ СМИ, В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

2.1 Особенности развития средств массовой информации региона на современном этапе

2.2 Региональные СМИ и власть: взаимодействие и конфликты

2.3 Региональные СМИ в период избирательных кампаний

2.4 Перспективы развития региональных СМИ Забайкальского края как инструмента политической коммуникации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В современной политической деятельности роль средств массовой информации рассматривается как одна из наиболее значимых. Это обусловлено ростом медиатизации политики. В этих условиях люди оценивают власть и претендентов на выборный пост не в ходе непосредственного общения, а в результате внедрения в общественное сознание созданных при помощи масс-медиа образов, сформулированных социальным сообществом.

После распада Советского Союза в ряде республик и областей произошло возвращение к «истокам», сложилась своя система ценностей и приоритетов. Между тем, отношения между центром и регионами, связи между регионами во многом определяют не только целостность страны, но и формирование единой политической нации, не говоря уже о гражданской самоидентификации россиян.

Поэтому анализ развития и функционирования СМИ в регионах, своеобразие региональных систем СМИ, представляется чрезвычайно актуальной задачей. Рыночная конъюнктура, в каждом отдельно взятом субъекте федерации, в значительной степени формируется решениями государственно-экономической элиты региона, завоевывает духовную культуру именно с помощью СМИ.

Большая ответственность за организацию политического диалога между властью и населением лежит на средствах массовой информации в целом и региональной прессе в частности.

Вопрос о роли СМИ в обществе в целом, и в политической жизни получил новое звучание в условиях меняющихся политических реалий нашей страны, даже в сравнении с относительно недавним прошлым.

В связи с этим, особый интерес приобретают отношения между ветвями власти в регионах с разными политическими и экономическими приоритетами, властью и прессой.

В настоящее время политические коммуникации и их осуществление через СМИ вызывают интерес исследователей, как за рубежом, так и в России. Свою трактовку понятия «коммуникация» одними из первых предложили У. ЛиппманЛиппман У. Общественное мнение/ У. Липман - М., 2004, Г. ЛасуэллЛассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне/ Г. Лассуэлл - М.-Л., 1929. - 212 с, П. ЛазарсфельдБатыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований [Электронный ресурс]//Режим свободного доступа http://bookz.ru, свободный.- Загл. с экрана, Б. БерельсонГрачев М.Н. Актуальные проблемы политической науки / М. Н. Грачев, Ю. В. Ирхин. - М.: Экономическая демократия, 1996. С. 101-115 [Электронный ресурс.]. - Режим свободного доступа: http://grachev62.narod.ru, свободный.- Заглав. с экрана. Они определили факторы, влияющие на восприятие аудиторией информации о политических субъектах в той или иной тональности.

Свое понимание «коммуникации» дали отечественные ученые А.Соколов Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. -- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. -- 461 с., Л. ЗемляноваЗемлянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики/Л.П.Землянова - М.: Издательство Московского университета, 2010г., С. Бориснев Бориснев, С. В. Социология коммуникации : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003..

Рост интереса к функционированию СМИ как канала политических коммуникаций вызван значением манипулятивных форм воздействия масс-медиа на аудиторию.

На рубеже XX - XXI в.в. в России широкое распространение получила концепция СМИ как «четвертой власти». К этой проблеме обращаются ученые-политологи, философы, теоретики и практики СМИ (Е. Прохоров Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики/ Е.П. Прохоров- М., 1998, С. Корконосенко Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов/ С.Г. Корконосенко -- М.: Аспект Пресс, 2001.- 287 с., Б. Сидоров Сидоров А.В. Физиология межклеточной коммуникации/ А.В. Сидоров- Издательство: БГУ, 2008 и др.)

В настоящее время также поднимается проблема, способна ли журналистика, основанная на качественно иных началах, выступить инициатором преобразований политической системы в целом.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей функционирования и развития региональных средств массовой информации и аудитории в политическом процессе Забайкальского края.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические основы СМИ как основного инструмента политического процесса.

2. Конкретизировать ключевые понятия исследования: «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «политическая коммуникация».

3.Проанализировать роль СМИ, в общественно-политической жизни Забайкальского края, и особенности их развития на современном этапе

4. Раскрыть противоречия и особенности взаимодействия СМИ и власти.

5. Разработать проект рекомендаций по совершенствованию деятельности региональных СМИ в политическом процессе края.

Объектом исследования являются региональные средства массовой информации как инструмент политической коммуникации.

Предметом исследования - динамика процесса взаимодействия СМИ и властных структур в Забайкальском крае на современном этапе, сопряженном с процессом регионализации.

Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из ВВЕДЕНИЯ, ГЛАВЫ1,ГЛАВЫ2, включающих 6 параграфов ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и ПРИЛОЖЕНИЙ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1 СМИ как инструмент политической коммуникации

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Понятие “средства массовой информации” не следует отождествлять с понятием “средства массовой коммуникации”(СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем “репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного озн...

Другие файлы:

Правовые акты Забайкальского края
Общая характеристика Забайкальского края, особенности принятия краевых законодательных и правовых актов. Кодекс этического поведения государственных г...

Геополитическое положение Забайкальского края
Определение понятия геополитики на примере России. Производственный потенциал Забайкальского края и региональные особенности его интеграции в экономич...

Современное состояние развития внешнеэкономической деятельности Забайкальского края
Сущность и формы внешнеэкономической деятельности. Ретроспективный анализ внешнеэкономических связей Забайкальского края. Субъекты и объекты внешнеэко...

Особенности региональной молодежной политики на примере Забайкальского края
Сущность региональной молодежной политики, ее функции и нормативное регулирование. Стратегия реформирования физической культуры и спорта Забайкальског...

Экономико-географическая характеристика Забайкальского края
Экономическая оценка природных условий и ресурсов Забайкальского края. Население и трудовые ресурсы, динамика демографических показателей. Расчет демо...