Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Профессиональное общение среди журналистов на примере действующих журналистов кафедры "Экономической журналистики и рекламы"

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Тактика акта общения журналиста: содержательный и психологический аспекты. Правила профессионального общения – человеческий интерес и понимание, умение слушать. Принцип выбора собеседника. Чтение невербальных сигналов. Проблемы подготовки интервью.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Профессиональное общение в журналистике: слушаю, слышу, понимаю

1.1 Общение - основа профессии журналиста

1.2 Тактика акта общения: содержательный и психологический аспекты

1.3 Первое правило - человеческий интерес и понимание

1.4 Слушаю, слышу, понимаю

Глава 2. Выбираю героя (собеседника)

2.1 Разговариваем молча. Невербальное и конституционное общение

2.2 Ступени общения

2.3 Препятствия, мешающие общению

2.4 Этика профессионального общения

Глава 3. Практическая часть. Профессиональное общение среди журналистов на примере действующих журналистов кафедры «Экономической журналистики и рекламы»

Заключение

Список литературы

Введение

Общение необходимо любому человеку, как воздух. Попытайтесь представить себе картину, когда вы сидите в концертном зале, и вместе с вами на концерте присутствуют 2-3 человека. А теперь сравните это ощущение с ощущением от того же концерта, только в случае, если в зале - полный аншлаг, яблоку негде упасть. Казалось бы, в первом случае вам никто не мешает, вы можете удобно расположиться. И все таки вы ясно ощутите, что гораздо большее удовлетворение вы получите при прочих равных условиях от второй ситуации.

Почему в своей жизни, и особенно деятельности человек стремится к групповой самореализации? Вопрос, несмотря на высокую степень разработанности, не получил еще четкого ответа. Исследователи утверждают, что потребность в общении возникает у человека еще в младенчестве, в возрасте до двух месяцев, когда малыши принимают любого, кто склоняется над их колыбелью, и демонстрируют, выражаясь словами психологов, комплекс оживления - улыбаются, тянутся к человеку, сияют от радости. Уже в пятимесячном возрасте такое общение становится избирательным. Все сложнее предсказать, как именно и к кому отнесется малыш. Кого-то по непонятным для взрослых причинам он встретит улыбкой, а кого-то - громким плачем. Это, вероятно, один из первых выборов общения, который во взрослой жизни человеку предстоит совершать практически ежедневно. Каковы механизмы такого выбора? Одно из перспективных направлений его изучения - попытка понять человеческие отношения с позиций пользы или вреда. Замечено, что уже младенцы позитивно реагируют на улыбку, ласку, поглаживание (сравните с поведением взрослого человека). Они пытаются извлечь пользу от общения. И этот практицизм сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

Общение нужно нам во многих ситуациях. И особенно - в сложных, в ситуациях неуверенности, максимального напряжения. Исследователи журналистики фиксируют принципиальные моменты функционирования общения в СМИ:

- общение обусловлено психологической потребностью людей в объединении и индивидуализации;

- общение через процесс интериоризации входит «внутрь» психики человека;

- общение и информация - неразрывные понятия, обеспечивающие информационный обмен;

- общение - содержание всего коммуникативного процесса в обществе, в том числе и в СМИ;

- общение и деятельность - это единый взаимосвязанный процесс, обеспечивающий психологическое развитие и социализацию личности.

Если попытаться конкретизировать феномен общения, то его в общих чертах можно определить как «процесс взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности».

Один из перспективных подходов к анализу общения предполагает взаимодействие в этом процессе трех сфер - коммуникативной, интерактивной и персептивной. Коммуникация осуществляется в форме обмена информацией посредством вербальной и невербальной знаковой системы с использованием сходной системы кодификации и декодификации сведений. Интерактивность реализуется в организации единой деятельностной среды, в которую погружены участники общения.

Глава 1. Профессиональное общение в журналистике: слушаю, слышу, понимаю

Смысл общения - в его результате.

Профессиональная жизнь по своей значимости для судьбы человека и его развития как личности занимает ведущее место среди других его линий жизни. Искусство повседневного живого общения с людьми - органическая часть профессиональной квалификации журналиста. В настоящем разделе книги мы постараемся показать вам:

* как сделать журналистский стиль общения действеннее, глубже, осмысленнее, ценнее;

* как научиться слушать собеседника;

* как контролировать ситуацию общения;

* как достигать эффективного и результативного общения с людьми разных психологических типов.

1.1 Общение - основа профессии журналиста

Для журналиста «творческое состояние - состояние взаимодействия с другим человеком, который становится „источником“ информации» [1]. Без постоянного контакта с другими людьми нет профессионального роста. Общая коммуникативная компетентность, или просто умение общаться, является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Журналисту она необходима больше, чем кому-либо, поскольку это связано с общественным характером его деятельности. И тем не менее от 50 до 70 % журналистов испытывают те или иные трудности в процессе общения с людьми при интервьюировании, при работе с источниками информации и документами, при наблюдении за ситуацией в процессе знакомства с объектом своего внимания.

«Профессиональный успех и карьера журналиста определяются динамикой его мышления, продуктивностью мысли и чувства, творческой целесообразностью поведения журналиста во всех, подчас весьма неожиданных, профессиональных ситуациях» [2], особенно в работе с людьми - героями будущих произведений.

Как творческая личность журналист проявляет свои качества на трех уровнях развития - биопсихическом, на уровне психических процессов и опыта и на системообразующем уровне [3]. На первом уровне наблюдается чувствительность нервной системы, проявляющаяся в острой впечатлительности и эмоциональности; на втором возникает чувствование (эмпатия).

На системообразующем уровне (на котором происходит формирование ценностных ориентации, мировоззрение личности) талантливых журналистов отличает гуманизм, следование духовным, эстетическим и религиозным принципам в их творчестве, жизни, общении с другими людьми [4].

Каждый человек имеет свою систему социально-психологических знаний, которые складываются из эпизодических наблюдений, обобщений услышанного и прочитанного, т. е. каждый из нас обладает определенным багажом обыденного сознания и навыком общения, коммуникативным опытом. Журналист приобретает профессиональный опыт, повседневно овладевая искусством общения, ведь большую часть своего времени он тратит на общение с героями своих будущих произведений. Журналистика - многопрофильная профессия, и каждая из специальностей - репортер, аналитик, обозреватель, ведущий ток-шоу, модератор и т. д. - имеет свои особенности, требует определенной совокупности качеств.

Журналистская деятельность развивает специфические профессиональные качества личности: общительность, быстроту реакции, умение сосредоточиться и работать в оперативных условиях, находчивость, наблюдательность, память, прагматизм, инициативность, наличие интригующего начала в журналистских способностях, умение выявить в окружающей действительности факты, которые могут заинтересовать партнеров [5]. Вместо протокольного отображения ситуации или человека от журналиста требуется подетальная разработка собственных впечатлений. Многочисленные контакты, разнообразие круга общения обогащают жизненные впечатления журналиста и делают насыщенной профессиональную биографию.

Наряду с широкой информированностью, стрессоустойчивостью, любознательностью, находчивостью, образной, метафоричной манерой говорить от журналиста, в какой бы области он ни специализировался, требуются такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие.

Хотя и не существует универсальных чудодейственных методов воздействия на других людей, которые подходили бы для любой ситуации общения и могли гарантировать журналисту профессиональный успех, имеется ряд психологических и педагогических принципов, которых он может придерживаться для эффективного общения.

Суть процесса общения заключается в обмене личностными установками, взглядами, впечатлениями, интеллектом, опытом, энергией участников, и «чем больше в процесс коммуникации вовлечены эмоции, память, опыт, интеллект коммуникаторов, тем эффективнее процесс общения» [6]. Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаимодействие, взаимовлияние. Для журналиста и его собеседников этот контакт и все его стадии имеют разную оценку и результативность.

Результат профессионального общения зависит от того, в какой системе - закрытой или открытой - работает журналист со своим собеседником. Открытая система предполагает высокую самооценку позволяющую вести разговор полно, адекватно, уравновешенно, ясно и прямо, причем по правилам таким же открытым, гуманным, современным, обеспечивающим полную свободу любых обсуж...

Другие файлы:

Парламентская журналистика. Опыт Казахстана и Великобритании
Данная книга предназначена для студентов факультетов журналистики и политологии, журналистов-практиков, исследователей казахстанского парламентаризма....

Английский для журналистов
Материалы пособия дают представление о характере и особенностях деятельности средств массовой информации в Великобритании и США, о специфике обучения...

Профессиональная деятельность украинских журналистов в современной блогосфере
Изучение специфики блогосферы как вида журналистики. Сравнительный анализ деятельности профессиональных украинских журналистов (А. Франкова, В. Портни...

Периодическая пресса для журналистов: обзор и анализ
Журналы в системе СМИ. Общая типологическая характеристика журнальной периодики. Особенности моделей изданий в связи с интересами и потребностями ауди...

Прикладное религиоведение для журналистов.
М.: 2009 - 254 с. Авторская монография предназначена как для действующих журналистов, так и для студентов факультетов журналис...