Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Принципы иллюстрирования печатных изданий различных видов

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Художественное оформление произведения как важный этап подготовки издания. Назначение иллюстраций при создании печатной продукции. Характер, подбор и расположение иллюстраций, их соответствие назначению. Жанры, способы и технологии иллюстрирования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"дальневосточный государственный гуманитарный университет"

Филологический факультет

Кафедра издательского дела и журналистики

Курсовая работа

по специальности 030901 - издательское дело и редактирование

Принципы иллюстрирования печатных изданий различных видов

М. Полулях, студентка 743 гр.

Научный руководитель: Старший преподаватель

кафедры издательского дела и редактирования

Заволока И.Г.

Хабаровск 2013

Содержание

  • Введение
  • 1. Назначение иллюстраций при создании печатной продукции
  • 2. Жанры, способы и технологии иллюстрирования
  • 2.1 Жанры иллюстраций
  • 2.2 Способы иллюстрирования
  • 2.3 Технологии иллюстрирования
  • 3. Иллюстрирование различных видов изданий
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Художественное оформление произведения - важнейший этап подготовки издания.

Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого читателю еще неизвестно.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение.

Иллюстрация в широком смысле - пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами и изображениями, а в более узком - область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. Искусство иллюстрации книг является самостоятельным видом изобразительного искусства, оно своеобразно и специфично и требует глубокого творческого подхода. Произведения художественной литературы могут быть понятыми читателями и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны. Иллюстрация не только истолковывает текст, но и обогащает его в своих зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли писателя или поэта. Важнейшими особенностями иллюстрации являются её зависимость от литературного текста и прямая цель - дополнить в наглядно-зрительных образах повествование автора. Часто она в отрыве от литературного текста может быть не понята зрителем. В ряду изобразительных искусств ведущее место по массовости повторения и распространения оригинала занимает книжная иллюстрация.

Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают.

Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра научно-популярного произведения, его содержания. Свои иллюстрации должны быть в научно-популярной монографии, свои будут в научно-биографической монографии и в книге путешествий. Изложение биографического материала обычно сопровождается документальными иллюстрациями. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки.

Цель работы - Закрепление теоретических знаний по художественно-техническому оформлению изданий.

Задачи:

- Определить функции иллюстраций при создании печатной продукции;

- Изучить жанры иллюстрирования;

- Ознакомиться со способами и технологиями иллюстрирования;

- Рассмотреть принципы иллюстрирования для изданий различных видов.

1. Назначение иллюстраций при создании печатной продукции

Иллюстрация - это изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах или других элементах материальной конструкции издания.

Помимо своей основной функции - пояснения, изобразительный материал выполняет и ряд других функций. Изображение может не только пояснять текст, но и дополнять и расширять его, поэтому информационную функцию иллюстраций следует признать одной из важнейших.

Важное свойство иллюстраций - возможность эмоционального воздействия на читателя. Обращаясь к конкретному изданию мы подвергаемся эмоциональному воздействию и со стороны произведения, и со стороны книжной формы, важной частью которой являются иллюстрации.

Особенность иллюстрации еще и в том, что ее функции тесно переплетены между собой: одна вытекает из другой, одна обуславливает другую. Выделяют три основные функции в изданиях: информационную, эмоционально-психологическую и эстетическую [6].

Информационная функция. И текст и иллюстрация - формы подачи информации. В издании они как бы постоянно соревнуются между собой в качестве интерпретации преподносимых сведений. В одних случаях "побеждает" текст, в других - иллюстрация. Так, информация гуманитарного (литературоведческого, философского и т.д.) профиля лучше воспринимается в виде текста, хотя и художественно-образные, и научно-познавательные иллюстрации в некоторых случаях могут служить формой ее подачи или дополнять ее. Изображения в справочных изданиях гуманитарного характера образуют дополнительный уровень информации, который визуализирует сведения, заключенные в тексте. Иногда этот зрительный ряд бывает факультативным элементом, но в большинстве случаев он оправдан целевым назначением и читательским адресом издания. Визуализация ключевых моментов повествования дает читателю дополнительную информацию, активизирует ее духовную, ментальную деятельность.

Информационный эффект любой иллюстрации будет зависеть от того, насколько полно, точно и быстро читатель сможет воспринять информацию. Оценивая изобразительный материал, редактор должен определить, насколько он понятен, удобен для чтения. Малейшие затруднения при его восприятии приводят к затрате дополнительного времени читателя. Любые неточности снижают эффективность, ставят под сомнение возможность потребителя быстро и в достаточном объеме отыскать необходимую информацию.

Роль визуальной информации нельзя недооценивать. Во многих случаях пространственное объяснение удается удачно заменить хорошей, понятной иллюстрацией, сэкономив тем самым и время, необходимое для усвоения материала, и место в издании.

Восприятие внетекстовой информации подчинено определенным законам, которые должен знать и учитывать редактор при составлении иллюстративного ряда издания. Отмечено, что по сравнению с чертежами, схемами рисунок по скорости и точности восприятия информации менее эффективен. Недостаточная скорость и точность восприятия информации, выраженной рисунком, отчасти компенсируется большей его выразительностью [2].

Эмоционально-психологическая функция. На эмоциональный настрой читателя оказывают влияние качество бумаги, гарнитура шрифта и другие формальные характеристики издания. Иногда хорошее издание не найдет дороги к широкому кругу читателей из-за неинтересных иллюстраций. Излишняя строгость оформления, отсутствие иллюстраций затрудняют восприятие книги читателем. Поэтому следующую функцию иллюстраций можно назвать психологической, или функцией облегчения восприятия информации.

иллюстрация печатное издание жанр

Есть несколько способов, которые могут упростить восприятие информации. Иногда достаточно заменить громоздкий текстовый материал емким рисунком, чтобы сделать информацию понятной и доступной. Принимая во внимание законы психологии, можно эффективно чередовать текстовый и изобразительный материалы, тем самым направляя внимание читателя в нужное русло. Не секрет, что иллюстрация, следующая за текстом, может подтверждать изложенную информацию, расширять и дополнять ее, а может и опровергать. Располагая материал соответствующим образом, редактор способен усилить действие, производимое текстом и иллюстрацией.

Установлено, что изобразительный материал, занимающий правую сторону разворота книги, сразу завладевает вниманием читателя, а текст, расположенный на левой стороне, воспринимается уже вслед за иллюстрацией, и наоборот. Известно также, что "один элемент, будучи единственным в плоскости, замыкает на себя все внимание зрителя. И "содержание" подобной композиции - уравновешенной, неуравновешенной, статической, динамической, симметричной и т.д. - определяется более местом элемента, т.е. зрительным центром, чем его размерами и характером".

Есть категории читателей, для которых необходимы динамичный характер подачи информации, смена композиции, некая подвижность в исполнении каждого элемента издания, что обусловлено особенностями их восприятия. Это - дети. Редактор должен учитывать требования маленького читателя и вести его по книге, как по увлекательной игре.

Эстетическая функция. Изобразительный материал в книге имеет двойную эстетическую нагрузку. С одной стороны, иллюстрация сама является предметом искусства и...

Другие файлы:

Анализ "глянцевых" периодических печатных изданий г. Сургута
Понятие, цель и направления медиамаркетинга. Способы и инструменты продвижения печатных и электронных средств массовой информации. Сравнительный анали...

Медиаисследования печатных СМИ
Характеристика исследовательских компаний, использующих методики медиаизмерений для печатных СМИ, качественные и количественные характеристики их ауди...

Политический анализ статей печатных изданий
Ознакомление со статьями печатных изданий, освещающих дискуссии депутатов Госдумы о составе парламентской комиссии по проверке фактов нарушения избира...

Газетные конкурсы как средство продвижения печатных изданий на региональных рынках СМИ
Изучение механизма и этапов проведения конкурсов как эффективного средства продвижения СМИ на рынок. Целевые публикации, размещение цветных объявлений...

Типы иллюстрирования значения слова в толковых словарях разного типа
Теоретические принципы иллюстрирования значений слова в словарях: литературного языка, диалектных, языка писателей, исторического профиля. До настояще...