Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Особенности интервью в радиопрограмме "Своими глазами" на радио "Эхо Москвы"

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Теоретические предпосылки исследования особенностей интервью на радио. Диалог и диалогические жанры, приемы ведения диалога. Анализ особенностей работы журналиста в радиопрограмме об американских блюзовых музыкантах, о железной леди Маргарет Тэтчер.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУВПО Гуманитарный университет

Факультет телерадиожурналистики

Курсовая работа

Особенности интервью в радиопрограмме «Своими глазами» на радио «Эхо Москвы»

Екатеринбург,

2013

Содержание

Введение

1. Теоретические предпосылки исследования особенностей интервью на радио

1.1 Диалог. Диалогические жанры. Приемы ведения диалога

1.2 Интервью как диалогический жанр. Виды и построение интервью. Особенности интервью на радио

2. Анализ особенностей работы журналиста в радиопрограмме «Своими глазами» на «Эхо Москвы

1.1 Общая характеристика и план анализа интервью в программе «Своими глазами»

1.2 Анализ интервью в программе «Своими глазами» об американских блюзовых музыкантах

1.3 Анализ интервью в программе «Своими глазами» о железной леди Маргарет Тетчер

1.4 Анализ интервью в программе «Своими глазами» о мнении американцев о России

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Программы в жанре интервью в последнее время часто становятся «ударными» программами разговорных радиостанций. Роль журналиста-ведущего в этих программах очень велика. От его профессионализма зависит ход всей программы, поэтому выбранная тема является актуальной.

Предмет - диалогическая программа «Своими глазами» на радио «Эхо Москвы».

Объект - особенности интервью в программе «Своими глазами» на радио «Эхо Москвы».

Методы - анализ литературы, сравнение, классификация, контент-анализ.

Цель работы - исследовать особенности интервью в программе «Своими глазами» на радио «Эхо Москвы».

Для раскрытия темы ставятся такие задачи:

а) на основе изучения научной литературы описать приемы работы ведущего в ходе интервью;

б) проанализировать особенности построения интервью в программе «Своими глазами» на радио «Эхо Москвы»;

в) проанализировать особенности работы ведущих Ольги Журавлевой, Алексея Осина, Софико Шеварднадзе, Тихона Дзядко, Ольги Бычковой в программах «Своими глазами».

Теоретической основой исследования являются на книги об особенностях радиоречи, о диалоге и об ораторской речи: Н. Н. Кохтев «Основы ораторской речи», С. И. Бернштейн «Язык радио», Л. М. Майданова, С. О. Калганова «Практическая стилистика жанров СМИ», М. П. Сенкевич «Культура телевизионной и радиоречи», А. П. Чудинов «Умение убеждать: практическая риторика», М. В. Зарва «Слово в эфире».

Материалом для анализа послужили программы «Своими глазами» «Железная леди» Маргарет Тетчер от 09.04.2013, «Своими глазами» Американцы о России от 05.03.2013, «Своими глазами» Американские блюзовые музыканты от 10.04.2013.

1. Теоретические предпосылки исследования особенностей интервью на радио

1.1 Диалог. Диалогические жанры. Приемы ведения диалога

Быть ведущим на радио - непростая задача. По словам М.П. Сенкевича, «профессионализм, высокая компетентность - основа эффективности работы радио- и тележурналиста» (Сенкевич 1997: 36). Нужно постоянно контролировать правильность своей речи, логичность фраз. Кроме того, важно на протяжении всего диалога удерживать внимание слушателей. Чтобы избежать трудностей, шероховатостей в эфире, журналист обязан готовиться к диалогу.

Первое, что нужно сделать для того, чтобы общение прошло успешно, это узнать как можно больше информации о собеседнике, его уровень культуры, интеллекта, особенности характера, узнать о его биографии. Важно также учесть индивидуальные качества собеседника, его желания, эмоциональное состояние. Как отмечает А.П.Чудинов, «если человек закрыт, то нужно расположить его к себе». Если ваш собеседник не доверяет вам, то вряд ли диалог будет искренним и интересным. А ведь ваших слушателей привлекает прежде всего честность, близость общения на радио к общению в жизни (Чудинов 1996: 15).

Диалог должен быть интересен и эмоционален. Эмоции заразительны и слушатели ценят его гармоничность, если гость близок ведущему. Если же этого нет, то возникает борьба интересов, противостояние. Очень важно в работе радиоведущего быть коммуникабельным, помочь расслабиться гостю, либо же наоборот, помочь ему взять себя в руки. Ведущий на радио - это человек не только с приятным тембром голоса и правильной дикцией, но ещё и творческий человек, который в нужный момент повернет диалог в правильное русло, даст совет собеседнику, загладит неудачи эфира.

Основное условие для подготовки публичного выступления - это «фиксирование, закрепление на бумаге предстоящего выступления - в форме плана, плана-конспекта, свободных записей или полного конспекта» (Головин 1980: 287-288).

Поэтому второе, что следует сделать журналисту при подготовке к эфиру, - продумать план. Писать всю речь не нужно, достаточно определить для себя пункты, которым стоит следовать, вопросы, которые нужно задать вашему собеседнику. «В передачах любых жанров следует добиваться максимального отрыва от текста» (Сенкевич 1997: 35), а если перед глазами будет не план, а полный текст, то вы невольно будете ему следовать. План поможет сохранить важное, не потерять мысль. Ключ к вашему успеху на радио это «простой язык, доверительный тон собеседников, живые речевые формы, которые соответствуют устной публичной речи» (Сенкевич 1997: 37).

Журналист должен набросать на бумаге некоторые заготовки реплик, прочитать их заранее, подготовиться. Часто те самые смешные и яркие фразы, которые нам кажутся импровизацией, на самом деле были заранее отрепетированы, продуманы. Для журналистов, которые только начинают работать, важно проговорить реплики заранее с секундомером, чтобы понять, какие реплики нужно продлить, а какие, наоборот, слишком длинные, сократить.

Немаловажно выбрать тему, которая будет обсуждаться. Тема должна подходить радиостанции по направлению, тематике, формату. Тему, которую вы будете обсуждать, нужно предварительно освоить: «Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям», - задача журналиста на радио (Головин 1980: 287-288). Важно учитывать аудиторию данной радиостанции. Речь в зависимости от аудитории должна меняться: «Выбор тематики передачи определяется возрастом, профессией, образованием и полом слушателей». (Сенкевич 1997: 8).

К примеру, если программа направлена на взрослого слушателя, то журналист должен говорить аргументировано, а если аудитория молодежная, то здесь более важна эмоциональность.

На молодежных станциях журналисту положено излучать энергию, юношеский задор и оптимизм, для более "взрослых" форматов характерны спокойная и уравновешенная интонация, красивые, хорошо поставленные голоса ведущих, безупречное знание ими русского языка.

Разницу в способах подачи материала ведущими можно проследить, скажем, на примере программы по заявкам. Если на более "взрослых" радиостанциях ведущий очень внимательно относится к слушателям, не просто принимает от них заявки, а беседует с ними, интересуется, чем они занимаются в данный момент, спрашивает о работе и даже пытается научить кого-то общаться с незнакомыми людьми на "Вы", то на более молодежных, динамичных станциях ведущему важно принять как можно больше заявок от слушателей, при этом не затягивая разговор по телефону, так как желающих много, а время ограничено. Здесь его задача - никого не обидеть, ведь молодые слушатели главным образом ждут выполнения своей заявки, а не беседы по душам (Кохтев 1992: 81).

Вообще вне зависимости от того, с кем проходит диалог, речь должна быть правильной, точной. В речи не должно быть жаргонизмов, грубых слов. Если рабочему прощаются ошибки в произношении, ударении, то учителям, ведущим, ораторам - нет. У слушателей нет возможности переспросить, уточнить что-либо, поэтому информация должна быть понятной, простой, легкой для понимания.

Приглашая на радио специалиста по какому-либо вопросу, нужно заранее обговорить, чтобы в его речи не было профессионализмов. Если слушатель не будет понимать термины, то его внимание к передаче пропадет, а в ряду слушателей останутся лишь те, кто также глубоко погружен в данную тему, как и собеседник.

Также и самому журналисту важно следить за своей речью. Так, запрещаются многозначные слова. Если ведущий будет не понят, то у слушателя пропадет интерес. Журналисту нельзя использовать слова, если он до конца не понимаете их смысл. Попробуйте выразить более простыми словами вашу мысль. Если не удается, то стоит обратиться к словарю за уточнением значения слова. Если в речи будут ошибки, то уровень доверия к журналисту и к его теме заметно снизится, а слова будут «резать слух».

Для того чтобы заинтересовать слушателя, также важна эмоциональность речи. Если журналист говорит искусно, но при этом абсолютно не возбуждает эмоций у других людей, то он будет неубедителен, слушателям будет неинтересно. Эмоции заразительны. Если смешно в диалоге журналисту, то и слушатели не останутся равнодушными. По словам Н.Н. Кохтева, «от эмоциональной насыщенности речи; эмоциональность, экспрессивно...

Другие файлы:

Аудитория радио
Особенности и основные методы изучения аудитории радио. Классификация видов радиостанций. Стандартизированное, полустандартизированное, свободное и фо...

Типологические характеристики радиоканала "Эхо Москвы"
Место и роль "Эхо Москвы" в системе российского радиовещания. Краткий анализ деятельности информационно-аналитической программы "Своими глазами" на ра...

Метод интервью
Понятие, специфика и достоинства метода интервью как вида социологического исследования. Классификация форм интервью. Процедура и цели проведения инте...

Медиатекст: из PR-отдела в СМИ
Отличительные особенности PR-текстов. Медиа-тексты, их своеобразие и место в современных СМИ. Имиджевое интервью: основные признаки и отличия от интер...

Особенности интервью со звездой
Анализ интервью со звездой в российской и региональной прессе. Сравнение журналистских приемов и тактик ведения беседы в газетных текстах. Особенности...