Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Особенности влияния средств массовой информации на формирование общественного сознания

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Понятие общественного сознания и факторы, влияющие на его становление. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное. Формирование стереотипов и искажение реальности в сознании как последствие манипуляций средств массовой информации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

13

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных ценностей и традиций. Взаимодействие индивида с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ, происходит стихийно. И в контексте того, что Россия находится на пороге вступления в информационное общество, можно говорить об идеологической функции СМИ, выполняемой благодаря возросшей тенденции их к манипулированию общественным сознанием. Таким образом, посредством манипуляций, средства массовой информации, в том числе и виртуальная среда, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.

Само развитие и распространение СМИ имеет двоякий смысл. С одной стороны существуют положительные стороны, такие как практически неограниченный доступ к информационным ресурсам без учета временных и пространственных рамок, процесс глобализации. С другой - развитие СМИ как техническое, так и содержательное, привело к качественному изменению назначения средств массовой информации: к коммерциализации, изменению идеологических взглядов, служению групповым интересам, к искажению фактов и сведению личных счетов. Таким образом, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор формирования общественного сознания.

Таким образом, возвращаясь к актуальности выбранной темы, суммируем вышеизложенное: на современном этапе развития и функционирования СМИ существуют различные проблемные аспекты, нуждающиеся в более подробном рассмотрении, одним из которых является воздействие на формирование общественного сознания при помощи манипуляции последним.

Степень научной разработанности. В наше время проблемы массовых информационных процессов и медиатизации общества, являющиеся сущностными для теории массовой коммуникации, нашли свое отражение в трудах, посвященных проблемам влияния средств массовой информации на общественное сознание. Андрейченко Г., Грачева В. в статье "Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания" подробно расписывают сущность и структуру общественного сознания. Елькин Р. так же рассматривает данную тему в своей работе под названием "Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы"; Чеснокова В.Ф. посвятила главу "Общественное сознание. Социологический метод. Лекция 7" в своей книге "Язык социологии" мыслям знаменитого французского социолога Э. Дюркгейма об общественном сознании и его значимости для общества; Черных А. в книге "Мир современных медиа", в которой целая глава посвящена термину "Усталость сострадать", описывает становление и развитие данной концепции. Климов И. в статье "Еще раз о Ящике" пишет о воздействии на общественное сознание телевидения, основанном на формуле Лассуэлла: кем, что, кому, по какому каналу было передано и с каким эффектом. Он констатирует, что за этим лежит представление, что если какое-то воздействие было выплеснуто в аудиторию, последняя, приняв этот сигнал, каким-то образом начнет реагировать на него и действовать с учетом этого. Кара-Мурза С.Г. в книге "Манипуляция сознанием" выявил устройство всей машины манипуляции общественным сознанием как технологии господства. Монография Дьяковой Е.Г. и Трахтенберга А.Д. "Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоритических подходов" посвящена анализу проблемы конструирования реальности в процессах массовой коммуникации в американской социологии. Мельник Г.С. в статье "Стереотипы, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации" акцентирует внимание на том, что воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов и имиджей. Маланов М.Б. в работе "Интеллектуальный продукт, издательские технологии и средства массовой информации в процессах формирования общественного сознания" в современном обществе обосновывает понятие "инфрократия", то есть власть информационных структур. Он указывает на способность информационных продуктов, с одной стороны, иметь исчерпывающую информацию по всем сферам деятельности, включая полную информацию о каждом гражданине, а с другой - возможность использовать эту информацию в целях манипулирования сознанием огромных масс людей предельно возрастает при использовании всего многообразия современных технических средств. Каландаров К.Х. в работе "Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов" рассматривает манипулирование общественным сознанием при помощи феномена массовых коммуникаций: "именно в области СМК происходит завоевание умов и чувств людей. Процесс взаимодействия МК с массовым сознанием выглядит таким образом, что, с одной стороны, массовое сознание отражается в процессах коммуникации, с другой же стороны, оно подвергается постоянному воздействию средств коммуникации, в большей степени ими формируется". Шиллер Г. в работе "Манипуляторы сознанием" выявил пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием. Кондрашин И. в статье "Общественное сознание" рассматривает понятие общественное сознание, приводя эмпирически полученные графики различных показателей. Салемгареева Л.С. так же рассматривала это понятие в своей работе "СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования". Зелинский С.А. в книге "Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание" рассматривал средства массовой коммуникации, информации и пропаганды, как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс.

Объект исследования - формирование общественного сознания.

Предмет исследования - особенности влияния средств массовой информации на формирование общественного сознания.

Целью проведения исследования явилось выявление способов влияния СМИ на сознание индивидов и его последствий, сказавшихся на формировании общественного сознания.

В процессе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

? рассмотреть понятие общественного сознания и факторы, влияющие на его формирование;

? выявить способы манипулирования общественным сознанием;

? проанализировать формирования общественного сознания под воздействием СМИ.

Гипотеза: средства массовой информации, влияя на формирование стереотипов, общественного мнения и искажение реальности, изменяет общественное сознание.

Теоретическую основу исследования составили труды таких деятелей науки, как Андрейченко Г. и Грачевой В. "Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания", Елькина Р. "Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы", Чесноковой В.Ф. "Общественное сознание. Социологический метод. Лекция 7", Черных А. "Мир современных медиа", Климова И. "Еще раз о Ящике", Кара-Мурза С.Г "Манипуляция сознанием", Дьяковой Е.Г. и Трахтенберга А.Д. "Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоритических подходов", Мельник Г.С. "Стереотипы, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации", Маланова М.Б. "Интеллектуальный продукт, издательские технологии и средства массовой информации в процессах формирования общественного сознания", Каландарова К.Х. "Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов", Шиллера Г. "Манипуляторы сознанием", Кондрашина И. "Общественное сознание", Салемгареевой Л.С. "СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования", Зелинского С.А. "Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание" и других.

Методологическую основу исследования составили принципы объективности и научности.

Задачи, решаемые в ходе исследования, потребовали применения с одной стороны общенаучных методов, таких как анализ теоретического и практического материала по теме исследования, а с другой собственно социологических, таких как анкетирование.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе исследования, проведенного в 2010г. в 14 городах России. В исследовании было задействовано 30 респондентов в возрасте 15 - 17 лет.

Научная новизна определяется тем, что впервые при исследовании воздействия средств массовой информации на общественное сознание были использованы результаты анкетирования, проведенного на данном контингенте.

Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована для дальнейшего проведения исследований в этом направлении.

1. Теоретические аспекты изучения общественного сознания

1.1 Понятие и сущность общественного сознания

Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением [1].

Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. В процессе деятельности люди обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на созна...

Другие файлы:

Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения
История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного м...

Использование средств массовой информации в процессе воспитания школьников
Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли. Анализ влияния средств массовой информ...

Исследование влияния средств массовой информации на поведение современной молодежи (метод анкетирования)
Средства массовой информации: понятия, виды, структура. Особенности влияния средств массовой информации на социализацию современной молодежи. Анкетиро...

Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка
Психолого-педагогические основы проблемы влияния средств массовой информации (СМИ) на развитие личности подростка. Историографический анализ проблемы....

Понятие и виды средств массовой информации
Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила реги...