Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Общая характеристика медиапространства Тверской области

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Общая характеристика медиапространства, его роль в жизни современного общества. Проблемы его динамики на примере телевидения. Рассмотрение медиапространства Тверской области. Представители печатных СМИ, радиопространства, телепространства, их рейтинг.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

экономический факультет отделение «Связи с общественностью»

Курсовая работа

По дисциплине: «Теория и практика средств массовой информации»

На тему: «Общая характеристика медиапространства Тверской области»

Харитончик А.В.

Тверь 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика медиапространства

1.1 Понятие медиапространства

1.2 Влияние СМИ на социальное пространство

1.3 Проблемы динамики медиапространства на примере телевидения

1.4 Медиапространство как социальная система в сетевом обществе

Глава 2. Медиапространство Тверской области.

2.1 Сокращение медиапространства Тверской области

2.2 Представители печатных СМИ Тверской области

2.3 Рейтинг печатных СМИ Тверской области

2.4 Представители радиопространства Тверской области

2.5 Представители телепространства Тверской области

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

медиапространство общество тверской

В современном мире средства массовой коммуникации (СМК) являются активным фактором формирования социального пространства. Они служат не только средством передачи информации, но и механизмом формирования особой реальности, которая формирует картину мира за пределами чувственного опыта индивида. Этот феномен, который возникает в результате взаимодействия СМК и аудитории, мы определяем как «медиапространство». Термин имеет интегральное качество, которое заключается в том, что позволяет рассмотреть возникающий социальный феномен в контексте социологической традиции изучения социального пространства. Медиапространство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации.

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что медиапространство в современном мире занимает одно из главных мест в жизни современного общества. Каждый житель страны, так или иначе, связан со средствами массовой информации. Это может быть рядовой читатель, или непосредственно работник СМИ. Поэтому исследование такого явления, как «медиапространство» является важным фактором для более глубокого понимания СМК и улучшения работы СМИ.

Объектом исследования данной работы являются представители тверских и районных СМИ, выступающие в качестве примера в области информационной насыщенности Тверской области.

Предметом исследования является изучение СМИ Твери и Тверской области, их рейтинговые показатели, и насыщенность области в целом.

Целью данной работы является рассмотрение медиапространства Тверской области в целом, а так же влияние отдельных частей медиапространства на общество.

Глава 1. Общая характеристика медиапространства

1.1 Понятие медиапространства

Медиапространство можно понимать в узком смысле - как множество связей и взаимодействий, а также разрывов и противодействий между агентами поля журналистики. Топология Топология- описывает направление потоков информации, передаваемых по сети. этого пространства представляет собой выражение закономерностей формирования, развития, иерархизации и ликвидации медиасубъектов и связей между ними, а также формирования символов. Но подобное возможно только в том случае, когда процесс «делений и оппозиций» имеет сознательный и целенаправленный характер и занимаются этим специально определенные агенты.

Медиапространство также можно понимать и в широком смысле - как форма существования символов, символического капитала. Именно восприятие взаимного расположения символов, прежде всего в иерархическом разрезе, требует существование ментального субстрата, в рамках которого эта дифференциация и интеграция реализуется. Медиапространство является одним из символических пространств, но не единственным. Символический капитал существует в других символических пространствах, также обладающих высокой динамикой, как в плане изменчивости, так и в плане возникновения - исчезновения самого пространства.

Если понимать медиапространство как форму существования символов и символического капитала, то можно также понимать как сферу его обращения, изменения, обмена. Именно в сфере обмена сообщениями происходит не только узнавание, но формирование ценности символического капитала. При этом медиапространство, наряду с социальным, политическим, юридическим и другими пространствами, выделенными П. Бурдьё Пьер Бурдьё - французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории. и его последователями, обладает внутренней пространственной целостностью или топологией, а именно свойствами и закономерностями, которые не зависят от взаимного местоположения составляющих элементов.

Медиапространство имеет три формы репрезентации: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство. В нем можно выделить следующую структуру: a) масс-медиа, составляющие материальную, физическую основу производства и передачи массовой информации; b)социальные отношения агентов медиапространства, связанные с производством и потреблением массовой информации; c) информационный символический продукт, в форме которого распространяется массовая информация.

1.2 Влияние СМИ на социальное пространство

Изучение влияния масс-медиа на социальное пространство особенно важно на современном этапе развития общества. В период его трансформации социальное пространство переходит в энтропийное состояние, испытывая сильные напряжения. Положение отдельных индивидов и целых социальных групп в социальном пространстве оказалось неопределенным, перспективы их общественного развития непонятны. В силу высокой энтропии социального пространства многократно увеличилась его зависимость от случайных факторов, влияющих на всю конфигурацию пространства. В этот период отдельные индивиды и целые социальные группы лишаются надежных ориентиров, поскольку, прежде всего, размытыми оказываются сами контуры социального пространства. В этом контексте вопросы рефлексии и интерпретации социального пространства выходят на первый план. Уровень научного осмысления этих проблем непосредственно влияет на вектор развития общества «Траектория движения планет не меняется в зависимости от прогресса астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление преобразований». Если уровень научного осмысления проблем социального пространства вполне согласуется с процессами трансформации, то социальная рефлексия на уровне массовой коммуникации существенно отстает от потребностей общественного развития. В силу этого разрыва мы видим необходимость в самостоятельном выделении и изучении медиапространства как части социального пространства .

Медиапространство как открытая система отношений производителей и потребителей массовой информации всегда принимает форму тех социальных и политических структур, в рамках которых функционирует. Поскольку медиапространсво является социальной системой, то все его структурные элементы телепространство, радиопространство, пространство печати, Интернет и т.п взаимосвязаны и подчиняются общим закономерностям развития целого.

На микросубъективном уровне медиапространство превращается в гипертекст, воссоздающий социальное пространство в этом измерении. При этом индивиды имеют очень ограниченный доступ к иной реальности, кроме той, которую конструируют масс-медиа. В этом смысле гипертекст сообщений масс-медиа представляется мировоззренческой конструкцией, которую социальная элита, имеющая доступ к производству массовой информации, позиционирует между индивидом и реальностью, способствуя актуализации лишь тех аспектов реальности, которые производитель информации признает в качестве значимых. Следовательно, медиапространство в символическом выражении на микросубъективном уровне -- это определенная репрезентация социального пространства, формируемая в интересах социальной элиты.

1.3 Проблемы динамики медиапространства на примере телевидения

Проблемы динамики медиапространства могут быть рассмотрены на любом из его структурных элементов. Но телепространство как объект исследования можно считать предпочтительным, поскольку оно является самым массовым и быстро развивающимся сегментом медиапространства. Поэтому общие закономерности развития целого в нем проявляются наиболее отчетливо. Этот вид пространства является доминирующей частью медиапространства, которая во многом определяет и программирует развитие целого. Из-за высокой вовлеченности населения в телепространство оно имеет огромное влияние на общество. Многие исследователи с тревогой отмечают...

Другие файлы:

Анализ состояния системы образования Тверской области
Общая характеристика Тверской области. Современное состояние системы образования, стратегические задачи ее развития и планируемые мероприятия. Проблем...

Лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс Тверской области
Экономическая характеристика лесопромышленного комплекса Тверской области. Исследование состояния производственного, инновационного и инвестиционного...

Смертность населения в Тверской области
Смертность как важнейший демографический процесс после рождаемости. Теоретические аспекты изучения смертности населения, его численности и структуры....

Аннотированный список лихенофлоры Тверской области
Настоящая сводка подводит предварительные итоги изучения фактического материала по лишайникам и систематически близким к ним нелихенизированным грибам...

Торфяная промышленность Тверской области и её роль в развитии региона
Общее понятие торфа и торфяной промышленности. Торфяно-болотное районирование торфяной промышленности в Тверской области. Торфяной фонд и способы добы...