Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Наркотизирующая дисфункция СМИ

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Понятие и обзор исследований наркотизирующей дисфункции СМИ. Исследования проблемы психологической безопасности СМИ. Аналитическая и практическая работа по диагностике наркотизирующего влияния популярных телевизионных программ на старшеклассников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Наркотизирующая дисфункция СМИ и проблема психологической безопасности

1.1 Понятие и обзор исследований наркотизирующей дисфункции СМИ

1.2 Исследования проблемы психологической безопасности СМИ

Глава 2. Исследование наркотизирующего влияния популярных телевизионных программ

2.1 Аналитическая и практическая работа по диагностике наркотизирующего влияния популярных телевизионных программ на старшеклассников

2.2 Основные предложения по итогам исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Средства массовой информации являются одним из основных инструментов, влияющих на процесс трансформации и функционирования политической сферы современного общества. Демократические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 1980-х начале 1990-х годов, значительно расширили возможности россиян в получении достоверной информации, а средства массовой информации оказались мощной информационной базой для продвижения демократических идей и проведения избирательных кампаний. Но трансформация политической системы в России, последовавшие затем изменения в избирательном законодательстве, в свою очередь, вызвали изменения в функционировании средств массовой информации в период избирательных кампаний. Происходит постепенное изменение в методах и формах отражения избирательных процессов также и в республиканской периодике. Модели односторонних, немаркетинговых коммуникаций, таких как, агитация и пропаганда, сменяются двусторонними, маркетинговыми - политическая реклама и «паблик рилейшнз».

На сегодняшний день одной из функций современного телевидения в культурном контексте вполне может считаться поддержание, раскрытие и развитие общественных связей. Комплексные социокультурные, политические, экономические преобразования, рост образовательного и культурного уровня населения, резко увеличивающиеся объёмы общей информации, циркулирующей в СМИ, и бурное развитие систем телекоммуникации делают необходимым изучение воздействия телевидения на современное общество.

Проблемой так называемой «обратной связи» (влияние массовых аудиторий на СМИ) можно пренебречь лишь в ограниченной области стабильного функционирования государственных и общественных институтов.

Что же касается содержания массовой коммуникации, то она задается употребляющими (объективными) действительностями. Массовая коммуникация - искусственный процесс, организуемый посредством привлечения этих действительностей в ситуационные контексты. При таком системном понятии запуск коммуникации сообщением о значимом событии является одним из технических приемов конвертации действительностей в материал представлений населения.

Случайно ли моральная действительность, межэтнические и межконфессиональные конфликты сегодня оказываются в центре многих коммуникативных ситуаций? С нашей точки зрения, эти конфликты выполняют функцию материала естественной, неуправляемой конвертации активных действительностей. Такими активными действительностями в Европе начала XXI века являются действительности права, технологизации и самоидентификации.

Выделяется до десятка функций СМИ в обществе (напр., информации, социализации, передачи ценностей, рекреации, мобилизации). В рамках функционального анализа элементу структуры (СМИ) отказывают в собственных законах функционирования и целей развития. Целым, относительно которого выявляются функции СМИ как его элемента, принимается общество, которое ликвидирует возможные дисфункции такими институтами контроля за СМИ, как законодательство и правоохранительная деятельность. СМИ продвигают идею четвертой власти или медиакратии, существенно деформируя баланс действительностей и проблематизируя другие идеи, в частности, либеральную.

Пол Лазерсфельд еще в 1948 говорил о том, что поток сообщений, идущих от СМИ, вызывает негативный эффект, которому дал название «наркотизирующей дисфункцией СМИ». Потоки информации часто способствуют усыплению, наркотизации, нежели активности рядового читателя или слушателя. В этом специфическом отношении информация может быть причислена к числу наиболее эффективных социальных наркотиков. То, что средства массовой коммуникации повышают уровень информированности широких слоев населения, бесспорно. Тем не менее, непреднамеренным результатом воздействия все возрастающих доз массовой информации могут стать специфические состояния личности.

Цель исследования - анализ наркотизирующей дисфункции СМИ (на примере телевидения).

Задачами исследования являются:

1. определение понятия «наркотизирующая дисфункция СМИ» и обзор исследований по обозначенной проблеме;

2. обзор исследований проблемы психологической безопасности СМИ;

3. выявление содержания влияния СМИ на подростков;

4. диагностика негативного влияния СМИ на подростков.

Объект исследования - действие СМИ как наркотизирующего дисфункционального фактора.

Предметом исследования является динамика восприятия СМИ с точки зрения подростков, рассматриваемая в двух аспектах: с точки зрения воздействия на примере телевидения и коррекции его негативного воздействия.

Глава 1. Наркотизирующая дисфункция СМИ и проблема психологической безопасности

1.1 Понятие и обзор исследований наркотизирующей дисфункции СМИ

СМИ, или масс-медиа, - общее обозначение всех форм коммуникации, ориентированных на массовые аудитории. Сюда традиционно включают газеты, журналы, кино, радио, телевидение, популярную литературу и музыку, а в последние пару десятилетий -- и новые электронные медиа, в том числе Интернет.

Исследования СМИ, или медиа-исследования,--социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а несколько позднее получила свое развитие и в западноевропейских странах. Обычно историю медиа-исследований подразделяют на три основных этапа.

Первый этап датируется началом XX в. и длится примерно до Второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о поистине безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль в формировании подобных взглядов сыграли пропагандистские успехи держав Антанты в Первой мировой войне, проанализированные американцем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне» (1927). Показателен факт, что уже через два года после публикации книги в Америке ее перевод на русский язык был издан в СССР. Пропаганда, которую Лассуэл определял как «сознательно управляемую коммуникацию», рассматривалась им как одно из мощных орудий реализации политических целей, нередко превосходящее по результативности прямое силовое давления Корконосенко С.Г. Основы журналистики- СПб., 2006. . Пропаганда для него в определенном смысле тождественна демократии, ибо только на основе пропагандистского убеждения демократия может добиваться поддержки масс, не прибегая к насилию, последствия которого часто разрушительны для общества; в этом смысле пропаганда -- значительно более экономный способ достижения целей. Пропаганда предпочтительнее не только насилия, но и подкупа, поскольку, в отличие от них, более приемлема, с моральной точки зрения. С технической стороны пропаганду, по мнению Лассуэла, следует рассматривать лишь как орудие, поэтому она не может оцениваться с моральных позиций, ибо в силу своего инструментального характера ни моральна, ни аморальна, но лишь функциональна. Именно Лассуэл первым рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовых коммуникаций, воздействие которых на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули». Существенный вклад в философское обоснование такого подхода внесли социологи Франкфуртской школы, считавшие, что именно масс-медиа сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. Кроме того, они полагали, что в Америке происходит аналогичный процесс: масс-медиа самим способом и направленностью своего воздействия на массовое сознание и поведение создают предпосылки уничтожения демократии и появления тоталитарной диктатуры. Вот эти предпосылки: подавление индивидуальности, воцарение массовой культуры как основы формирования особого - авторитарного - типа личности. СМИ играют роль наркотика, превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов, практикующих стадное по своему типу поведение (Т. Адорно, 1991).

Взгляды теоретиков Франкфуртской школы носили апокалиптический характер. Популярность американской массовой культуры в других странах, особенно в Европе, делала, по их мнению, происходящие процессы еще опаснее. В целом создавалась опасность тотальной «массовизации» человека, которая оказывалась предпосылкой повсеместного возникновения манипулятивных авторитарных или тоталитарных режимов Юрченко Е.И. Концепция создания убедительной коммуникации Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета / серия: Социально-экономические науки и искусство. № 3 (37). Волгоград: ВГПУ. Издательство «Перемена», 2009. .

Что касается механизмов воздействия масс-медиа на человеческое сознание и поведение, то здесь социологи Франкфуртск...

Другие файлы:

Ликбез для взрослых. Эректильная дисфункция

Дисфункция сфинктера Одди по панкреатическому типу

Минимальная мозговая дисфункция
История имеет недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды н...

Минимальная мозговая дисфункция
Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопат...

Кардиогенный шок
Дисфункция сердца как основная причина возникновения кардиогенного шока. Критерии постановки клинического диагноза. Клинические ситуации, при которых...