Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Место и роль телевидения в современном обществе

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Телевидение как средство формирования общественного сознания. Особенности современных информационных телепередач. Аналитический обзор познавательных передач ведущих российских телеканалов. Изучение политики вещания телеканалов "Первый канал" и "НТВ".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Место и роль телевидения в современном обществе

1.1 Телевидение как средство формирования общественного сознания

1.2 Типологические особенности современных информационных телепередач

Глава 2. Аналитический обзор познавательных передач ведущих российских телеканалов

2.1 Характеристика и политика вещания телеканалов «Первый канал» и «НТВ»

2.2 Анализ контента телеканалов «Первый канал» и «НТВ»

2.3 Сравнительный анализ телепередач

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время система средств массовой информации отличается значительной динамичностью развития. Она существенно изменилась по финансированию и структуре, расширилась по функциональному назначению. Являясь активной социальной силой, СМИ играют ведущую роль в воздействии на общественное настроение и мнение.

Современное телевидение отражает действительность, соединяет в себе современные достижения технологии, искусства и журналистики. Будучи по своей природе эмоциональным, всеохватывающим явлением, телевидение характеризуется непосредственностью и импровизационностью. Его специфика определяет жанровые особенности, методы и формы работы.

Данная курсовая сравнительному анализу двух телепередач - «Контрольная закупка» («Первый канал») и «Выход есть» («НТВ»).

Телепередача представляет собой информационную программу, показываемую по телевидению. Существуют телепередачи различных видов: новостные, приключенческие, спортивные, научные, детские и многие другие. По жанрам телепередачи делятся на развлекательные (например, «Пусть говорят», «6 кадров»), информационные («Новости», «Итоги дня»), аналитические («Намедни», «Однако»). Также существуют жанровые «миксы»: информационно-аналитические («Итоги недели», «Человек и закон»), информационно-развлекательные («Москва. Инструкция по применению») и др.

Современный этап эволюции телевидения характеризуется развитием информационных телепередач как сформированного типа программ с определенными типологическими признаками. В информационных телепередачах воплощаются преобразования, происходящие в обществе. Программы выступают показателями зрелости телеканала, а следовательно, и залогом его успеха у телезрителей, поскольку не только информируют о событиях, но и дают определенный анализ, комментарий или прогноз.

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, поскольку существует потребность в изучении, анализе и обобщении тенденций в области СМИ в целом и телевидения в частности. Изучения данного феномена обусловлено ролью телевидения в жизни современного общества, его влияния на людей, участия в формировании российского информационного пространства. В связи с этим возникает необходимость изучения информационных телепередач, целью которых является формирование общественного мнения. Выбранные для сравнительного анализа телепередачи являются достаточно популярными в настоящее время. Рассматривая их особенности можно выявить закономерности функционирования телепередач в целом, способов их воздействия на общественное мнение. Этим объясняется выбор и актуальность данной темы исследования.

При написании данного исследования мы обращались к материалам научной литературы по теории и практике журналистики, ряду публикаций в научных и научно-популярных изданиях, авторефератам кандидатских диссертаций, статистическим данным, справочным изданиям, материалам периодической печати, интернет-источникам.

Цель работы заключается в проведении сравнительного анализа телепередач «Контрольная закупка» и «Выход есть».

Цель предопределила постановку следующих задач:

рассмотреть телевидение как средство формирования общественного сознания;

проанализировать основные типологические особенности современных информационных передач;

изучить политику вещания телеканалов «Первый канал» и «НТВ»;

провести анализ контента телеканалов;

осуществить сравнительный анализ передач «Контрольная закупка» и «Выход есть».

Объект исследования - информационные телепередачи российского телевидения «Контрольная закупка» («Первый канал») и «Выход есть» («НТВ»).

Предмет исследования - сравнительный анализ телепередач «Контрольная закупка» и «Выход есть».

Эмпирическим материалом курсовой работы являются телепередачи двух российских каналов: «Контрольная закупка» («Первый канал») и «Выход есть» («НТВ»).

В работе использовались следующие методы: теоретико-типологический метод, социологический метод с привлечением эмпирического материала, сравнительно-описательный метод, контент-анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены и систематизированы основные типологические признаки информационных телепередач, определено их место в работе современного телевидения, их функции и роль в формировании общественного мнения. Результаты проведенного анализа позволяют составить более полное представление об объекте исследования, выявить тематику сюжетов, определить жанровое своеобразие, композицию программ.

Практическая значимость работы состоит в расширении и углублении представлений о развитии информационных телепередач. Проведенное исследование может быть использования в ходе преподавания теории и практики журналистики.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы - 36 страниц печатного текста.

Глава 1. Место и роль телевидения в современном обществе

1.1 Телевидение как средство формирования общественного сознания

В настоящее время телевидение как средство массовой информации занимает доминирующую роль в обществе. Для этого существует ряд причин.

С точки зрения психологии человек воспринимает информации с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняние и вкус. Объем информации, поступающей от органов зрения и слуха, является преобладающим. Печатные СМИ также оказывают воздействие на зрительные органы чувств, однако наглядность телевидения значительно выше. Печатные средства массовой информации представляют информацию в закодированном абстрактном виде: слова и предложения, сам язык являются объектами, которые подвергаются значительному объему интерпретации как журналистом во время написания материала о событии, так и читателем, реконструирующим текст в мысленный образ [4, 18]. Иллюстрации и фотографии значительно увеличивают наглядность печатного материала, но с их помощью невозможно передать динамику событий. Кроме того, использование изображений в печатных СМИ существенно удорожают их производство.

Радио как средство массово информации воздействует преимущественно на органы слуха, даже при высокопрофессиональном качестве передачи, что существенно ограничивает его возможности воздействия на общественное сознание.

Телевидение является наиболее синтетическим средством массовой информации. Его комплексность выражается в воздействии как на зрение, так и на слух, причем задействуются эффекты движения, демонстрации не просто иллюстраций, а динамичных реальных картин, репортажей, имитирующих присутствие телезрителя на месте события.

Очень важным является возможность оперативной трансляции. Выпуск печатных СМИ происходит не чаще одного раза в сутки, поэтому новости из них можно получать с опозданием до 24 часов. Радио и телевидение позволяют передавать репортажи с места событий. Современные технические средства дают возможность делать телевизионные репортажи без привлечения мощных и тяжелых средств освещения, камер. Сегодня видеокамеры имеют малые размеры, легко переносятся одним журналистом, что позволяет повысить скорость и интенсивность подготовки информации, придать ей индивидуальность.

Достоинством телевидения является высокая конкуренция между разными программами и даже между редакциями внутри одной программы. Эта конкуренция является гарантией высокого качества передач, поскольку у потребителя есть возможность выбрать, что ему смотреть.

Совершенствование технических средств приводит к тому, что телевидение не ограничено расстоянием: трансляция ведется через спутники, по проводам, с использованием специальных приспособлений. Потребитель сегодня имеет возможность использовать в качестве приемного устройства на только телевизор, но и компьютер с установленным внутри него тюнером. Видеомагнитофоны сохранять интересующие потребителя материалы. Последнее особо хорошо поддержано компьютерными программами.

Как и другие СМИ, телевидению приходится решать проблемы коммерческого, государственного вещания и реализации собственных творческих интересов журналистов. В целом Россия считается сейчас страной, чьи позиции на медиарынке устойчивы и динамически развиваются. Телевизионная компонента этого рынка также оценивается достаточно высоко. Российское телевидение постепенно вливается в мировую информационную систему.

Среди основных тенденций отечественного телевизионного рынка отмечается увеличение каналов, расширение возможностей регионального вещания. Последнее особенно важно, поскольку Россия имеет огромную территорию с большим числом часовых поясов и значительной вариативностью региональных интересов.

Другие файлы:

Стратегия развития регионального телевидения на примере территориального отделения филиала ФГУП ВГТРК "Норильск" в городе Дудинка Таймырского муниципального района
Значение информации в современном обществе. Место телевидения в системе средств массовой информации. Правовые и экономические основы российского телев...

Телевидение России
Становление и развитие телевидения в России, оценка Российского телевидения. Особенности и современный стиль телевидения и его недостатки. Перспективы...

Место и роль религии в духовном опыте человека и человечества
Оценка роли, возможности и перспективы религии в современном обществе. История возникновения и эволюции религии, ее место и роль в духовном опыте чело...

Юрист в современном обществе
Юридическая деятельность в современном российском обществе как отрасль правовых работ; профессиональные, моральные, личностные и квалификационные треб...

Развитие отечественного телевидения в 90-ые годы
Ключевые предпосылки и этапы развития телевидения 90-х годах в России. Характерные черты и основные личности телевидения исследуемого периода. Возникн...