Место и роль СМИ в системе военно-патриотического воспитания молодежи
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1
Белорусский государственный университет
Институт журналистики
Кафедра теории и методологии журналистики
Курсовая работа
Место и роль СМИ в системе военно-патриотического воспитания молодежи
Выполнила: студента 5 курса, 3 группы,
Потапова Георгия Юрьевича
Научный руководитель:
Градюшко Александр Александрович
Кандидат филологических наук, доцент
Минск 2009
Содержание
Введение
1. Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система
2. Идеологическая функция средств массовой информации
3. Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания
4. Роль «Во Славу Родины» в военно-патриотическом воспитании молодежи
Введение
За последние годы в Вооруженных Силах Республики Беларусь создана и принципиально новая система идеологической работы.
Мы вступили в новую историческую эпоху с новым содержанием понятия социального прогресса, с новой философией жизни, которая направлена на повышение уровня развития, укрепления национального согласия, политической стабильности в Республике Беларусь, с новой идеологией белорусского государства, и в ее конечном итоге создание общества социальной справедливости. В этом состоит магистральный путь нашего развития в ХХI веке.
В условиях глубиной социальной трансформации, переживаемой современным белорусским обществом, возрастающее значение в определении основного вектора его дальнейшего развития приобретает молодежь. Своеобразная роль молодежи в реализации возможных вариантов социально-экономического, политического и духовно-культурного развития страны обусловлена как ее возрастными особенностями (нацеленность в будущее, радикализм, максимализм, бескомпромиссность в следовании идеалам о ценностям и др.), так и её современным социальным статусом т.е. реальным положением в социальной структуре общества, в пользовании благами цивилизации и культуры.
Именно молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление производственного опыта и интеллектуального потенциала общества.
Немаловажную роль в процессе военно-патриотического воспитания молодежи отыгрывают Средства Массовых Информаций. А именно объективное и оперативное информирование общественности по вопросам национальной безопасности, государственной политики в области обороны, строительства Вооруженных Сил и по другим событиям происходящим в обществе. С целью повышения патриотизма у будущего поколения.
На основании вышесказанного следует сформулировать цели данной работы. В первую очередь необходимо проанализировать историю, какие общие требования предъявлялись в советское время к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Военно-патриотическое воспитание в школах и в высших учебных заведениях Республики Беларусь на современном этапе. Роль СМИ в воспитании. Затем нужно оценить, насколько объект исследования соответствует указанным критериям, сделать вывод и высказать свою точку зрения по данному вопросу.
1. Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система
Патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм - это одно из наиболее глубочайших чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеством. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления.
Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы белорусов, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.
Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого - важнейшее качество будущего призывника.
Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью воспитательной работы и представляет собой, целенаправленную деятельность по формированию у молодого поколения высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.
Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства.
Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.
С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.
Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.
Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Республики Беларусь, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, белорусской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на славных боевых традициях советской истории Вооруженных Сил; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы. Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.
Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы:
- военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;
- массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;
- начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах, трудовых коллективах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;
- деятельность средств массовой информации, направленная на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Даже ближайшее рассмотрение этих подсистем говорит о функциональном отличии их друг от друга. В преподавании общественных наук превалирует, например, мировоззренческая функция, в начальной военной подготовке более ярко выражена по сравнению с другими функция привития молодежи военных знаний, умений и навыков, необходимых для вооруженной защиты Отечества, деятельность средств массовой информации прежде всего связана с военно-политическим информированием, направленном на формировании у людей с...
О некоторых направлениях решения проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях
Сущность патриотического воспитания молодежи, его значение для общества. Роль школы в решении поставленных задач. Особенности применения информационны...
Военно-патриотическое воспитание
Анализ философских подходов к определению патриотизма. Описание одного из первых в истории опытов государственного воспитания - системы военно-патриот...
Особенности гражданского, патриотического воспитания молодежи в условиях развития демократии и совершенствования гражданского общества
Актуальность и необходимость патриотического воспитания в условиях современной Российской Федерации. Проблемы развития нравственности и чувства гражда...
Организация патриотического воспитания в средней школе
Понятие патриотического воспитания. Специфика кадетской школы. Исследование экспериментальной модели патриотического воспитания учеников кадетской шко...
Гражданское и патриотическое воспитание молодежи в системе государственной молодежной политики
Понятие патриотизма и гражданственности, основы патриотического воспитания. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации в рамках...