Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Массовые коммуникации и власть

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Содержание, типы, функции, основные виды средств массовой коммуникации. Сущность тоталитарной и авторитарной теории. Теория анархической свободы и постмодернизм. Социальная ответственность средств массовой коммуникации и власти в Российской Федерации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Содержание массовой коммуникации

1.1 Типы массовой коммуникации

1.2 Виды средств массовой коммуникации

1.3 Функции массовых коммуникаций

Глава 2. Массовые коммуникации и власть

2.1 Тоталитарная теория СМИ

2.2 Авторитарная теория

2.3 Либертарианская теория

2.4 Теория анархической свободы и постмодернизм

2.5 Социальная ответственность СМК и власти

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является обзор ряда теорий массовой коммуникации, разрабатываемых зарубежными и отечественными исследователями. В работе представлены теории процесса отбора, производства и распространения информации, теории взаимодействия средств массовой коммуникации с аудиторией, властью, экономикой, культурой и социальной сферой. Они относятся к теориям среднего уровня и служат мостиком, соединяющим общие концептуальные подходы к коммуникации и более частные теории журналистики, рекламы и связей с общественностью.

Глава 1. Содержание массовой коммуникации

Массовые коммуникации (МК) являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств. Специфика МК связана с массовостью, пространственной рассредоточенностыо реципиентов, применением специальной техники. На другом полюсе стоит межличностная коммуникация, где нет массовости, а общение может вестись без технических средств.

Известный американский теоретик С. Литтлджон дает такое определение: «Массовая коммуникация - это процесс, посредством которого медиаорганизации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию».

Отечественный исследователь М.М. Назаров выделяет такие особенности МК, как публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность их отношений; множество реципиентов и др.

В понимании МК наблюдается тенденция сведения ее к средствам массовой информации или средствам массовой коммуникации. Это обусловлено и формулировкой закона РФ «О средствах массовой информации». Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио-, аудиовизуальным и иным сообщениям и материалам. Соответственно под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе эти средства названы СМИ, хотя в теории и на практике сейчас все чаще используется термин средства массовой коммуникации (СМК). В данной работе СМК и СМИ будут употребляться как синонимы. Г. В. Жирков видит один из итогов 300-летнего развития русской журналистики в том, что она стала средством массового общения3. Стало уделяться больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

1.1 Типы массовой коммуникации

В теории выделены три типа социальных коммуникаций по форме взаимодействия с человеком или аудиторией: линейная, интеракционная и транзакционная. Они применимы и к МК.

Линейная коммуникация - это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают все СМК, работающие без обратной связи с аудиторией. При правильно выбранном коде и канале данный тип может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК, а реципиент пассивно воспринимает информацию. Взаимодействие между ними может ухудшаться из-за непонимания, потери интереса, усталости и т.п.

Интерактивная модель массовой коммуникации преодолевает односторонность линейной, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Практически здесь происходит одноразовая смена ролей - каждый выполняет функции передатчика и приемника информации.

На радио и телевидении интерактивность сегодня играет важную роль, активно используется в ряде передач через телефонную связь. Для периодической печати более характерна обратная связь в форме писем, опросов, интервью, встреч, которые позволяют выявлять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникаций с общественностью. Эта модель наиболее соответствует маркетинговой работе производителей информационной продукции с потребителем, т. е. изучению их отношения к информации.

В транзакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянной действующей обратной связью и быстро адаптируется в коммуникационной ситуации, преодолевая социальные шумы. В результате такого мульти направленного взаимодействия коммуникации, становится наиболее действенными в плане взаимопонимания как в согласии, так и в разногласиях.

Их активно используют СМК, заинтересованные в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Это наиболее сложный и высший уровень коммуникаций, идеал отношений организаций СМК с общественностью.

Все эти типы социальных коммуникаций используются в реальности. Можно сказать, что общество и его информационное пространство - это сложная коммуникационная система, состоящая из линейной, интерактивной и трансакционной коммуникаций. Последние два типа на практике называют также интерактивной коммуникацией.

По всей вероятности, прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трапсакционных социальных коммуникаций.

1.2 Виды средств массовой коммуникации

Выделяют три вида МК:

печатные (книги, журналы, газеты);

электронные (радио, телевидение, Интернет);

химические (кино, фото).

Основные виды СМК в их взаимосвязи хорошо иллюстрирует звездная модель. Средства МК располагаются в определенном порядке по принципу взаимодополнения. Каждое из этих средств наиболее близко по свойствам к двум близлежащим и может нести часть функций соседнего, но в то же время представляет собой самостоятельное средство коммуникации с оригинальными, только ему присущими свойствами. В центре этой звезды можно поместить компьютер как новое средство, интегрирующее функции всех других.

Современные СМК насчитывают всего несколько сотен лет - начиная с XV в., когда И. Гутенбергом был изобретен печатный станок с железной платой, а в XVI в. начался процесс массового производства книг и газет. Новая технология печати была подготовлена всем предыдущим развитием - созданием алфавита и фонетического письма, распространением грамотности народа, переходом от пергамента к бумаге, вытеснением свитка кодексом, т. е. сложенными один к одному листами.

На примере печатных СМИ видна общая закономерность развития массовых коммуникаций - производство все большего количества информации для все большего числа людей на все более дешевых носителях.

Телеграф и телефон позволили увеличить скорость передачи информации на все более дальние расстояния. Коммуникационные спутники позволили развить мобильную телефонную связь, которая сегодня органично дополняет стационарные телефоны.

Благодаря фотографии, изобретенной еще в 1837 г., расширилось знание о мире. В конце XIX в. она стала средством массовой информации через репродукции. Затем возникли фотожурналистика и кинематограф, которые усилили визуализацию информации.

Кино, родившееся в 1895 г., захватило все слои населения уже в 20-е годы XX в. Вначале людей интересовало само чудо движения, а затем проявилась жажда смотреть истории о жизни. Родились звезды, как воплощение массовой мечты о человеческом идеале красоты. Благодаря кино актеры стали известны и любимы всеми.

Рост дохода, увеличение свободного времени людей и разнообразия их потребностей стимулировали развитие рекламы, которая связала массовое общество с образами. В начале XX в. главными их носителями были газеты, затем журналы. В конце 20-х годов радио стало упоминать своих спонсоров. Распространение рекламы привело к необходимости введения ограничений ее объемов и содержания.

Радио сформировало потребность в таких формах популярных развлечений, как драма, комедия, спорт, музыка. Радионовости, в отличие от новостей в газетах,...

Другие файлы:

Массовые коммуникации в кинематографе
Влияние киноиндустрии на аудиторию. Массовые коммуникации как инструмент влияния. Понятие и основные характеристики массовых коммуникаций в кинематогр...

Массовые коммуникации и медиапланирование
Понятие о массовой коммуникации. Отличия процесса массовой коммуникации от процесса межличностной коммуникации. Характеристики СМИ как социального инс...

Массовые коммуникации и медиапланирование
В рамках учебного пособия рассматривается широкий спектр подходов к определению понятия коммуникации. Ретроспективныйанализ формирования теоретических...

Массовые коммуникации
Рассмотрены условия формирования и разнообразные средства массовых коммуникаций, приведены основы теории, соотношение информации и коммуникаций, место...

Массовые коммуникации 2