Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Технологические постулаты конвергентной журналистики. Средства массовой информации и цифровые технологии. Новые принципы организации работы редакции. Конвергентная журналистика в контексте социокультурного развития. Социальная трансформация общества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Конвергентная журналистика"

на тему: "Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки"

Выполнила:

Жилкина Анна Николаевна

Ставрополь, 2014 г.

Содержание

Введение

1. Технологические постулаты конвергентной журналистики

1.1 СМИ и новые цифровые технологии

1.2 Новые принципы организации работы редакции

2. Конвергентная журналистика в контексте социокультурного развития

2.1 Социальная трансформация общества в конце XX - начале XXI вв

2.2 Культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики

Заключение

Список литературы

Приложения

конвергентный журналистика редакция социокультурный

Введение

Актуальность исследования:

Данная курсовая работа рассматривает понятие "конвергенции" в журналистике, которая свою очередь, в нынешнем современном веке определяет современный контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий. В то время, когда общество вступило в новую фазу развития в условиях усиленного влияния информации на прогресс человечества, быстрота получения, объем, и качество информации становятся фактором устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем. Появление новых каналов коммуникации обеспечивает обществу в целом и каждому отдельному гражданину доступ к глобальному телевидению, радиовещанию, к всемирной сети газет, журналов, информационных агентств.

Конвергентная журналистика - новейшее направление в журналистской деятельности, обусловленное интеграцией различных средств массовой информации: телевидения, радио, печати, новых сетевых медиа и Интернета.

От современного журналиста сегодня все чаще требуется владение профессиональными навыками сразу в нескольких отраслях. Цифровые технологии позволяют решать эту задачу максимально эффективно. И сегодня журналистам необходимо обладать как знаниями о классических методах работы в медиаиндустрии, так и профессионально владеть мультимедийными средствами работы с информацией для повышения оперативности и качества работы издания. Наша задача выяснить, что явилось предпосылками к такому быстрому и интенсивному развитию в технологическом, социальном и культурном контексте.

Данная курсовая работа позволяет овладеть базисными знаниями в этой области, прежде всего, разобраться, что же явилось предысторией развития такого понятия, как конвергентная журналистика. Вместе с тем изучить и освоить новые процессы и технологии в новом медиапространстве.

Объект исследования: современная конвергентная среда функционирования средств массовой информации, обусловленная прогрессом информационных и коммуникационных технологий, формирующая новые задачи журналистского образования.

Предмет исследования: трансформация системы современной журналистики, происходящая в условиях конвергенции СМИ как основной тенденции развития мировой и отечественной медиасферы.

Цель исследования: состоит в том, чтобы рассмотреть конвергенцию СМИ в процессе формирования и появление конвергентной журналистики как феномена, являясь ведущими факторами модернизации современной журналистской деятельности, инициацию разработки и введение новых производственных медиаструктур, а также внедрение инновационных моделей мультимедийного продукта.

Задачи исследования:

1. исследовать новые цифровые технологии и средства массовой информации;

2. рассмотреть новые принципы организации работы редакции;

3. проанализировать социальную трансформацию общества в конце XX - начале XXI вв;

4. определить культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики.

Методы исследования: в исследовании были использованы общелогические методы: описание, анализ, синтез, систематизация и классификация материала, а также общенаучный диалектический метод, принципы научной объективности.

Источниковая база исследования - научные труды, монографии и учебная литература теоретиков данной области.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение

развития журналистики и ее переход к новым технологиям позволяет расширить поле предыдущих исследований, предпринятых в этой области, и может стать основой для дальнейшего изучения формирования "новой" журналистики.

Теоретико-методологическую базу работы составили научные труды таких теоретиков и историков журналистики, как Баранова Е. А, Г. В. Жирков, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилов, Ю. В. Лучинский, С. Я. Махонина, Р. П. Овсепян, Л. Л. Реснянская, А. И. Станько, В. В. Тулупов, М. В. Шкондин, А. И. Акопов, А. Р. Багаутдинов, П. Бредшоу, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский, А. А. Калмыков, А. Г. Качкаева, Р. Кёрли, Л. А. Коханова, М. Купер, Д. Ллойд, Б. Лонга, Н. Г. Лосева, М. М. Лукина, Л. Майкл, А. Ю. Николайчук, М. Паркс, В. Портер, П. Райли, Д. Рэндалл, О. М. Силантьева, Р. Суро, С. Л. Уразова, М. Г. Филимонов др.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в рамках курса "Конвергентная журналистика", и при работе журналистов в данной области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения, списка литературы (31 наименования) и приложений.

1. Технологические постулаты конвергентной журналистики

1.1 СМИ и новые цифровые технологии

Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия "система средств массовой информации" были введены Хелемендиком В. С. в 1977 году. В итоге изменяется традиционная система СМИ. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где образуется сбилижение. Хелемендик обозначил ведущие принципы координации средств массовой коммуникации: специфичность, систематическое корректирование содержания, функциональная взаимозависимость и необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и их взаимодействия. Это позволило ученому еще в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что "со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы".

"Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение" Итьель де Соло Пуль

Дэниел Белл обозначил особенности новых концепций и представлений об информационном обществе и выдвинул идею, где конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х годов понятие "конвергенция" все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но лишь в 1990-е годы быстрое внедрение Интернета в обыденную жизнь миллионов людей придало разговорам о конвергенции широкий практический смысл.

Именно последние 20 лет начали всерьез говорить о мультимедиа. Это произошло в связи с прогрессом и развитием компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции. Ведь именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя - компакт-диска, разные ранее необъединимые средства коммуникации - визуальную, текстовую и звуковую, речевую.

Средства массовой информации, принадлежащие к таким каналам передачи информации, как печать, телевидение, радиовещание, традиционно описываются по целому ряду типизационных признаков, к которым относятся:

· особенности аудитории (социальный адрес);

· целевое, или функциональное назначение издания;

· характер передаваемой информации (ее виды, формы, жанры);

· зоны информационного внимания (тематика, сферы отражения);

· объемы и форматы передаваемой информации;

· соотношение разных знаковых форм передачи информации (например, текста и иллюстративного материала для печати, текста и видеоматериала для телевидения);

· периодичность (регулярность выхода номеров, программ, выпусков);

· время выхода (например, утренние, вечерние, воскресные издания, выпуски);

· место выхода и зоны, география распространения информации (например, выпускать газету или телепрограмму можно в одном регионе, а распространять, транслировать - на другие, как иновещание "Радио России" или "Голос Америки" и т.п.).

Описывая СМИ как целостную подсистему развитого информационного рынка (приложение 1), не...

Другие файлы:

Конвергентная журналистика: этапы становления и развития
Определение понятия "конвергенция". Обзор этапов развития электронных СМИ. Конвергентная журналистика как элемент информационного ресурса. Анализ изда...

История зарубежной журналистики
Социокультурные и технологические предпосылки зарождения периодической печати на Западе и в Америке, характер европейских газет и наиболее влиятельные...

Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина
Логическая структура дарвинизма. Формы борьбы за существование и изменчивости по Дарвину. Адаптации организма и их классификация. Предпосылки возникно...

Социокультурные предпосылки возникновения авангардизма в художественной культуре 20 века

Религия как элемент культуры
Сущность и социальные предпосылки возникновения религии, ее связь с мифологией и путь формирования. Социокультурные функции религии: мировоззренческая...