Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Книга и ее функции

Тип: реферат
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
История письменности; книга как объект книговедения, ее происхождение и значение в жизни общества. Дефиниции книги, наиболее универсальные определения понятия. Коммуникативная, идеологическая, познавательная, информационная и эстетическая функции книги.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Учреждение образования

Белорусский государственный технологический университет

Факультет ИДиП

Кафедра редакционно-издательских технологий

Специальность: «Издательское дело»

Реферат

по дисциплине «Книговедение»

тема:

Книга и ее функции

Выполнила: студентка 2 к. 5 гр.

Барановская И.Г.

Проверила: Петровичева Л.И.

г. Минск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Книга в жизни общества

Книга как объект книговедения

Дефиниции книги

Наиболее универсальные определения понятия «книга»

Функции книги

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Величайшее из чудес, созданных человеком, - книга воплощает в себе все знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли, - книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества. М. Горький

В жизни каждого народа, в истории его культуры и общественного мнения почетное место принадлежит и присуще книге, этому величайшему творению человеческого гения.

Явившись в среду одного народа, книга с течением времени становилась достоянием других народов. Переходя из столетия в столетие, от одного поколения к другому, она осталась бессмертным источником просвещения и духовного обогащения, средством преемственной связи прошлого с современным, фактором цивилизации и прогресса.

Тема книги и ее функциональных особенностей в общественной и научной жизни человека имеет большое значение на всех этапах исторического развития. Мне кажется важным и необходимым с научной и практической точки зрения составить четкое определение, которые бы всеобъемлюще и адекватно характеризовало столь важное понятия и определяло его роль не только в книговедении и смежных с ним науках, но и во всех сферах жизнедеятельности индивида. Данная тема требует детального и вдумчивого изучения, с рассмотрением всех необходимых параметров и особенностей. Тем более, что в большинстве работ, где речь идет об определении понятия «книга» или о составе науки о книге (а это проблемы, входящие в предмет общего книговедения), просматриваются узко дисциплинарные книговедческие (библиотековедческие, библиографоведческие, историко-книжные) или иные конкретно-научные ориентации (социологические, информационно-документалистские, психолого-педагогические, семиотические), но не методологические общекниговедческие.

Чрезвычайно трудно выделить в этих работах собственно общую теорию книги и научного знания о ней, а можно выявить только более или менее развернутые фрагменты общей теории, отдельные положения общетеоретического характера.

Именно поэтому рассмотрение книги и ее функций в полном объеме разработано еще на недостаточном уровне, что и приводит к необходимости как можно больше и обширнее исследовать все возможные материалы.

КНИГА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Исторически книга развивалась одновременно с развитием общества, отвечая требованиям той или иной эпохи и воплощая в себе основные человеческие достижения. Как продукт сферы материального производства книга имеет материальную форму и отличается своеобразием и индивидуальностью элементов, характерных для каждого исторического отрезка времени. В то же время как пища духовная и интеллектуальная она, безусловно, оказывает воздействие и на самую тонкую сферу человеческой личности - на его внутренний мир.

Именно под влиянием книги у человека возникают различные идеи, образы, мысли, которые и формируют общее знание, дающее толчок очередному витку в развитии общественного сознания.

Несмотря на этот дуализм, заложенный в природе книги, и невозможность дать ей единую четкую дефиницию, она все же является единым целостным организмом, имеющим своеобразные художественно-графические формы, отвечающие стандартам каждой эпохи.

В толковом словаре В.И. Даля слову «книга» придается три значения. Первое - «сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента» (то есть образ книги как предмета материального), второе - «писание, все, что в книге содержится», (то есть, смысловая сторона понятия). И, наконец, третье - «раздел, отдел в обширном письменном сочинении» [7, 325].

Весь основной смысл слова «книга», так или иначе связан с информацией и распространением знаний и образов.

Исторически сложилось так, что в европейских странах и переднеазиатских языках содержание термина (его понятие, смысл) одинаково. Греческое «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», подобно славяно-балтийскому «книга», трактуются одинаково: предмет, произведение, часть сочинения. Раз появившись, как бы давно это ни было, термин этот сохраняет свою корневую неприкосновенность и до наших дней.

Современные учены убедительно доказывают родство русского слова «книга» с понятиями, означающими знание вообще. Например, в русской письменности слово «книги» встречается впервые в Остромировом Евангелии, самом раннем из датированных рукописных памятников, и употребляется во множественном числе и означало скорее знание вообще, чем просто книга. Употребление слова «книга» в единственном числе зафиксировано значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов [9, 5].

Бытует, однако, мнение о неславянском, даже вообще не европейском происхождении слова «книга». Термин выводили из древнекитайского, угро-финского, ассирийского, тюркского языков. А выделение его в самостоятельный семасиологический ряд произошло, очевидно, в первобытную эпоху, когда праславяне прикочевали на восточноевропейскую равнину [5, 14].

Для древнего человека устная поэма, вроде «Илиады» или «Махабхараты», одна могла быть полновесным источником информации обо всей Вселенной, заменяющим все книги, газеты, картины, радио- и телепередачи нашего времени. В лучшем случае он расширял свой арсенал наскальными рельефами или пещерной росписью. Таков синкретизм первобытной культуры. Развитие книги связано с развитием письма - первым вспомогательным средством общения людей. Оно закрепляло человеческую речь, мысли на материале при помощи знаков, воспринимаемых зрением. Уже на этой стадии мы сталкиваемся с двойственностью феномена, свойственного и книге - с наличием смыслового понятийного содержания и материальным его воплощением. Каждый этап развития вносил изменения в количественные и качественные показатели характеристик того или иного вида письма, а в дальнейшем и произведений печати [1, 7]. Таким образом, книга прошла большой исторический путь от неразвитости, примитивной слитности до современных высокотехнических средств передачи информации.

Теперь перед нами сквозь толщу веков предстает образ книги - действительно чудеснейшего из достижений человека. Это результат определенной выработанной последовательности взаимодействия составляющих процессов форм творчества: науки, литературы, искусства. Все они воплощаются в книге и на всех этапах ее развития и являются неотъемлемыми участниками трансформации физико-технических и химико-технологических способов ее изготовления.

Безусловно, книга - это продукт труда и результат общественного развития человека. Однако при всей сложности, а подчас и противоречивости составляющих ее философических, понятийных, этимологических особенностей книга сама есть предмет, не просто отражающий действительность. Она выступает как фактор диалектики, потому что благодаря своим свойствам может влиять на развитие общества. Более того, без нее в истории современности нет развития вообще [9, 7]. И в данном случае речь идет скорее даже не о книге как бумажном носителе информации, а как о понятии, гораздо более абстрактном. Ведь ни что иное как книга в большей степени позволяет рожденную мысль сделать доступной и не просто сообщить, а обеспечить ее длительное творческое существование. К тому же потребление книги, его формы и способы изменяли извека в век, и использование папирусных свитков, естественно, происходило иначе, нежели потребление глиняных табличек. Примерно до крестовых походов (Х-ХІІ веков) люди читали только вслух, чтение «про себя» есть одно из завоеваний раннего Возрождения. Потребление церковных книг, когда диакон, например, читал громко, а остальные вне зависимости от своей грамотности слушали, внимали, никак не сравнить с потреблением современных бестселлеров или комиксов, например, при содействии аудиовизуальных средств [9, 8].

Во все времена книга осознавалась не только как хранитель, но и как средство познания окружающего мира. Именно через книгу человек познает этот мир и себя, получает эстетическое и моральное удовлетворение, приобретает знание и проводит исследование необходимого в той или иной сфере теоретического материала.

С древнейших времен книга была и предметом познания - для библиотекаря, книжника, писателя. Через нее ученый получал знание о предмете своего исследования, картину закономерности развития объекта своей науки, актуальности рассматриваемой проблемы, определял степень ее разработанности.

Как предмет методологического анализа книга представляет собой системное образование, состоящее из материальных, мыслительных и духовных слоев. Причем материальное и идеальное не всегда тождестве...

Другие файлы:

Справочник по специальным функциям с формулами, графиками и математическими таблицами
Настоящая книга представляет собой достаточно полное справочное пособие по математическим функциям, встречающимся при решении разнообразных физических...

Формирование понятия функции в курсе математики средней школы
Различные трактовки понятия функции в школьном курсе математики. Функция и задание ее аналитическим выражением. Область определения функции и область...

Экстремумы функции
Построение графика непрерывной функции. Определение множителя Лагранжа. Критические точки - значения аргумента из области определения функции, при кот...

Аналитические функции
Предел для функции действительного аргумента и для функции комплексного переменного. Формулировка необходимого условия дифференцируемости функции комп...

Исследование функций и построение графиков
Область определения и свойства функции (четность, нечетность, периодичность). Точки пересечения функции с осями координат. Непрерывность функции. Хара...