Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Издательское дело Швеции

Тип: реферат
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Характеристика книжного рынка Швеции. Организация издательского процесса, использование рецензий в маркетинговых мероприятиях. Установление цен на книги. Крупные издательства страны. Магазины и сети, книжные клубы. Печатные средства массовой информации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Дисциплина: Современное отечественное и зарубежное книжное дело

Тема: Издательское дело Швеции

Оглавление

  • Введение
  • Общая характеристика
  • Издательства
  • Bonnier
  • Магазины и сети
  • Книжные клубы
  • Печатные средства массовой информации
  • Библиотеки
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Издательское дело Швеции, по сравнению с другими Скандинавскими странами имеет свои особенности. В Швеции традиционно превалирует издание переводной литературы. В этой стране книжный рынок самый крупный, благодаря сравнительно большой численности населения и масштабам экономики. Для Скандинавских стран характерно также наличие большого числа влиятельных книжных клубов, охватывающих значительную часть населения (в Швеции 20 клубов - 10%). Крупнейший клуб "Monadens Bok" входит в объединенный клуб "Nordic Bookclub".

Для Швеции характерна хорошо развитая розничная книготорговая сеть и библиотечное обслуживание. Один книжный магазин в среднем обслуживает 16 875, в то время как в Великобритании - 18 507, в США - 17 987 человек. [1, С.1-2].

Большим подспорьем для книгоиздателей Швеции в продвижении книг является распространенная практика рецензирования изданий.

Выпущенные издателем книга обязательно направляется в количестве 150 экземпляров на рецензирование куда только возможно: в местные газеты, где есть внештатные рецензенты, по магазинам и крупным журналам, на телевидение. Например, главный редактор женского журнала обязательно ведет свою рубрику, которая может иметь название "Книги, которые я прочитала в этом месяце". Каждый вторник идет в прямом эфире получасовая утренняя телепередача "На диване", в которой двое ведущих рассказывают об интересных, на их взгляд, книжных новинках. Это совершенно объективная и непредвзятая оценка. Передачу все ждут, и мнения ее ведущих всегда берутся во внимание как издателями, так и книготорговцами.

Издатель посылает свои книги в культурный отдел передачи без всяких сопроводительных и просительных писем - обезличенно. Иными словами, никакого влияния на их решение по оценке книги оказать невозможно, это кодекс чести любого издателя, так не принято. В ходе рецензирования ведущие выставляют каждой книги баллы-"книги" от 0 до 5. Если известно, что книга будет рецензироваться в передаче, издатели сообщают об этом сотрудникам магазинов, чтобы те успели заказать большее количество книг. Обычно после передачи появляется повышенный интерес к книге.

Рецензии используются в маркетинговых мероприятиях, когда идет продажа прав. Персонал магазина тоже участвует в оценке книг. В магазинах есть специальная полочка "Наш персонал читает", куда сотрудники выставляют понравившиеся издания.

Несмотря на многочисленные проблемы, стоящие перед издателями, они находят определенное решение благодаря совместным усилиям. Объединения авторов, издателей и книготорговцев проводят, например, конференции на региональной основе. Издательские фирмы Скандинавских стран организуют совместное распространение печатной продукции и пользуются услугами одних и тех же литературных агентов. Руководители крупнейших фирм Bonnier (Швеция), Gyldendal (Дания), Gyldendal (Норвегия) и Оtava (Финляндия) нередко консультируются между собой по различным аспектам издательского дела, в том числе по вопросам совместного выпуска книг.

Общая характеристика

Важнейшие центры книжного производства страны - это Упсалла, Стокгольм, Гётеборг, Лунд, Мальме. Книги в основном издаются на шведском, английском, французском, немецком, финском языках.

Правительство Швеции активно поддерживает книжную отрасль. Так, по рекомендации специальной правительственной комиссии приняло решение о субсидировании выпуска высококачественной литературы, включая научные издания. Система субсидирования была разработана по примеру Норвегии, где она осуществляется с 1965 г. и предусматривает массовые закупки книг норвежских авторов с целью их бесплатного распределения по библиотекам страны. Система, принятая в Швеции с 1974 г., предусматривает в свою очередь субсидирование выпуска книг шведских авторов, включая издание книг, твердой гарантии на сбыт которых нет. Согласно системе, издатели бесплатно поставляют по 1200 экз. каждого из субсидируемых изданий в библиотеки. Таким образом, ежегодно субсидируется выпуск до 400 названий, 75 переводных изданий и книг классиков, первое издание которых вышло 20 лет назад, а также до 100 детских книг.

Помимо этого, Швеция прошла через понижение налога на книги. В 2002 году правительство снизило его с 25% до 6%. Что привело к положительным результатам: в стране стали открываться новые книжные магазины и небольшие издательства, выросли объемы изданных и проданных книг. Рост, конечно, не был бесконечным - через три-четыре года ситуация в отрасли стабилизировалась.

Всего в Швеции выходит 6000 наименований книг в год тиражами 4-5 тысяч экземпляров. Редкое исключение - книга "Код да Винчи", которая была продана в количестве 1 миллион 200 тысяч экземпляров.

Цены на книги устанавливаются издателями и поддерживаются книготорговцами. Этих цен строго придерживаются. Школам книги продаются со скидкой в 25%, библиотекам - в 20%. Расчеты с издателем книготорговец производит сам, не прибегая к посредникам.

В Швеции в количественном отношении больше всего выпускается книг в покетах, но их издают только в том случае, если книга продавалась успешно в суперобложке. Ведь основной доход книгоиздателю приносят книги в твердом переплете, на которые цена в магазине составляет около 700 рублей. Покеты делятся на 4 категории в зависимости от объема и стоят от 100 до 200 рублей. Покеты распространяют три книжные сети, которые поставляют книги в киоски, магазины. У них есть специальные стойки в магазинах. Существуют специализированные покет-шопы в аэропортах, на вокзалах. Чтобы увеличить объем продаж покетов, издатели делают с крупными СМИ совместные акции: купи газету - получи покет бесплатно, или продают покет вместе с популярным журналом.

Швеция импортирует их в большом количестве на английском языке, так как большая часть населения страны свободно читает и говорит на нем. Книги английских и американских авторов продаются почти во всех книжных магазинах.

В крупных книжных магазинах, расположенных главным образом в университетских центрах и других больших городах, имеются хорошо обеспеченные отделы иностранных книг. Большинство книготорговцев заказывают иностранные книги через две основные оптовые книготорговые фирмы Importbokhandlen u Svensk Bokimport.

Издательства

В Швеции 250 профессиональных издательств. Все они объединены в зависимости от объема выпускаемых книг: есть союзы крупных и мелких издателей. Это удобно для организации совместного участия в выставках. Такие объединения необходимы и для представления своего издательства в едином книжном каталоге, так как участие в нем платное. Выкупить целую страницу для небольшого издательства очень дорого, поэтому мы делим страницу с такими же издательствами.

Один раз в год происходит собрание, на котором обсуждаются отраслевые новости, проблемы. Для издателей проводятся лекции по авторскому праву.

Что касается лидеров книжного рынка, то здесь можно выделить два издательства. Есть старейшее семейное издательство "Бонниер", которое владеет, в том числе крупными газетами и журналами и славится тем, что скупает "топовых" авторов. Есть еще одно крупное издательство "Нурштед". Эти два крупных игрока занимают 70% книжного рынка.

Основные издательства страны объединены в Ассоциацию шведских издателей (Svenska Bokforlaggarefore ningen), основанную в 1843 г. В ее составе 175 компаний в 17 странах. Книготорговые фирмы в свою очередь объединены с 1893 г. в Ассоциацию книготорговцев (svenska Bokhandiare foreningen). Официальным органом двух ассоциаций является журнал "Svensk Bokhandei", в котором публикуются статьи по вопросам издательского дела и книготорговли. Ассоциация шведских издателей - член Международной ассоциации издателей (IPA), а Ассоциация книготорговцев - член Международной ассоциации книготорговцев (ICBA).

К крупнейшим издательствам Швеции относится Abbert Bonniers Forlag АВ с филиалом Forum, входящее в объединение The Bonnier Graup. Оно частично владеет фирмой Wahlstrom and Widstrand (60 акций), фирмой Manadens Bok (56% акций), торговыми цепями, состоящими из 15 книжных магазинов (50% акций). Центром книгораспространения (50 акций) службой информации и др.

Оборот Albert Bonniers Forlag АВ вместе с филиалами и полиграфическим предприятием составил в 1976 г. 200 млн. шведских крон.

Издательство Forum основано в 1944 г. Оно выпускает переводную литературу, специализируясь на мировой классической литературе, издаваемой в серии "Forum Library", состоящей в настоящее время из 155 книг, издает ежегодник "Когда, где, как". В 70-е годы Forum начал издавать книги шведских романистов. Ежегодный выпуск - 10 изданий, сумма от годовой продажи книг составляет 18 млн. шведских крон. Старейшее издательство в составе объединения The Bonnier Group - Wahlstrom and Widstrand (ему принадлежат 60% акций). Оно основано в...