Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Издательская деятельность Константина Олимпова

Тип: реферат
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Формирование и характеристика литературной деятельности футуристов в предреволюционный период. Особенности творчества и издательской работы К.К. Фофанова (Олимпова) как одного из представителей русского авангардного книгоиздательства начала XX века.
Краткое сожержание материала:

8

Размещено на

Размещено на

Издательская деятельность Константина Олимпова

Содержание

1. Введение

2.Участие в «Еgo»

3. Участие в изданиях Игнатьева

4. Самостоятельная издательская деятельность

5. Отношения с аудиторией

Выводы

Список использованной литературы

1. Введение

Европейский культурный кризис начала XX века -- по О. Шпенглеру, «закат Европы» -- вызвал к жизни контркультуру, одним из замечательных проявлений которой стал футуризм. Новая идеология, эффектно реализовавшаяся в разных областях художественного творчества, разнообразно запечатлелась и в издательской сфере. Русский футуризм, одно из наиболее оригинальных и мощных ответвлений европейского эстетического авангарда, заметным образом преобразил существовавшую к тому времени печать Российской империи. И в значительной мере это было определено именно консерватизмом н кризисным состоянием базовой русской издательской культуры.

Литературная деятельность футуристов в предреволюционный период представляет собой во многих отношениях новое для России явление. В весьма значительной мере она основывалась на «авторском», индивидуальном издательстве (аналогичном широко распространенному к тому времени на Западе «самоиздательству»,-- которое при этом нередко осуществлялось от имени какого-либо коллектива или под маркой какой-либо издательской институции. К подобным имитациям следует отнести большинство так называемых «футуристических издательств» -- «Петербургский глашатай» И. В. Казанского (Игнатьева), «Egо» И. В. Лотарева (Игоря Северянина), «Очарованный странник» В. Р. Ховина, «Мезонин поэзии» » «Плеяда» В. Г. Шершеневича, «Лирика» и «Центрифуга» С. П. Боброва, «Журавль» и дом на Песочной» М. В. Матюшина, «ЕУЫ» А. Е. Крученыха, «Стрелец» А. Э. Беленсона, «Лирень» Г. Н. Постникова. «ОМБ» О. М. Брика и некоторые другие.

Одной из заметных фигур русского авангардного книгоиздательства начала XX века был Константин Константинович Фофанов (более известный под псевдонимом Олимпов, 1889 --1940), сын знаменитого на рубеже веков поэта К. М. Фофанова. Он участвовал в нескольких футуристических литературных проектах. ц его опыт в издательской сфере, безусловно, заслуживает особого внимания.

2. Участие в «Еgo»

Под маркой «издательства» «Еgо» был выпушен целый ряд эгофутуристических изданий. Вопреки утверждению участника эюфутуристического движения и его первого историографа И. В. Казанского (Игнатьева), регулярного издательского предприятия с таким названием не существовало в природе. Это был индивидуальный проект И.В. Лотарева (Игоря Северянина), основоположника русского футуристического книгоиздания. Было изготовлено типографское клише «Еgо», и в течение некоторого времени по разрешению Северянина это клише ставилось на печатной продукции, самостоятельно выпускавшейся авторами, группировавшимися тогда вокруг него,-- как знак их принадлежности к определенному литературному клану.

Группа «Еgо» заявила о себе осенью 1911 г. Северянин впоследствии говорил, что «вселенский эго-футуризм» основан им в ноябре, по утверждению же Олимпова, кружок образовался еще в октябре 1911 г. Однако, как справедливо отметил один из исследователей вопроса, этот коллектив поэтов формировался в течение ряда лет и в общем определился уже около 1909 г. Осенью же 1911-го имевшийся кружок лишь принял самоназвание «эгофутуристы» и приступил к пропаганде своего направления различными способами, в том числе через публикации. При этом адресом мифического издательства назывался домашний адрес Северянина.

Поскольку как эгофутурист Северянин сложился под влиянием старшего Фофанова (с которым познакомился 20 ноября 1907 г), он был, естественно, близок и с его сыном. Поэтому Олимпов смог сразу примкнуть к затее Северянина.

Марка «Еgо» впервые появилась в ноябре 1911 г.-- в 32-й по сквозной нумерации брошюре Северянина «Пролог „Эго-Футуризм": Поэза-грандиоз». Это был, по признанию Игнатьева, «первый боевой снаряд» нового движения. Согласно этому же свидетельству, он «вызвал переполох необычайный», «ежедневники и еженедельники хрипели до остервенения». Кроме эпатажа консервативной публики, выход в свет первого издания «Еgо» имел и важное организационное значение: группа Северянина нашла новых единомышленников,-- с выхода в свет «поэзы-грандиоз» началось сотрудничество северянинцев с группой Игнатьева ".

После этого -- в декабре 1911 гада -- под маркой «Еgо» вышла первая книга стихов Г. В. Иванова «Отплытье на о.Цитеру: Поэзы», - она была напечатана попечением старшей сестры начинающего поэта. Н. В. Ивановой". Первые издательские успехи, а затем праздники Рождества Христова и Нового года (связанные с неумеренным употреблением алкоголя) дали мощные импульсы дальнейшим издательским и организационным инициативам этой группы.

17 января 1912 г. под маркой «Еgо» была выпущена тиражом в 500 экз. листовка "Скрижали», объявлявшая о создании «Академии эгопоэзии» и подписанная Северяниным, Олимповым, Ивановым и Граалем Арельским. Современный наблюдатель констатировал, что «Скрижали» «Академии эгопоэзии», несмотря на малый объем, являются действительно программным изданием, в котором «точно и обстоятельно заключается credo эго-футуризма»". Позднейший комментатор иначе оценил это издание эгофутуристов: «Несмотря на пышную фразеологию этой декларации, в ней нельзя обнаружить ни четкой литературной программы, ни определенной философской концепции. Основное положение эго-футуристов -- культ собственной личности -- было заимствовано ими из идеологического арсе-наласимволистовидоведенодостепенипримитивнопонятогосолипсизма». Можно утверждать, однако, что недостаточная теоретическая основательность эгофутуристического манифеста (если она действительно имела место) с лихвой была компенсирована решительностью и предприимчивостью авторов этого издания. Они оперативно распространили свою листовку по редакциям газет и журналов многих городов Империи.

Впоследствии (в 1930 г.) Олимпов официально зафиксировал основные вехи своей биографии: «Занимаюсь поэтическим творчеством с 1908 г. Печататься начал с 1911 г., главным образом на свои средства». Можно утверждать во всяком случае, что его первые публикации, выпущенные под маркой «Еgо», оплачивались им самим.

Первым «нервником» новообразованной «Академии эгопоэзии» стала листовка «Аэропланные поэзы» Олимпова, вышедшая в марте 1912 г. За этим последовали сборники Северянина «Качалка грёзэрки: Поэзы» и «Очам твоей души: Поэзы». Еще с февраля в печати анонсировался готовящийся выпуск газеты «Футура» (издания «Академии эгопоэзии»),-- но издание не состоялось. В марте 1912 г. было объявлено, что «на днях» поступит в продажу «нервник 11-й» (или «кровь вторая») Олимпова -- «Фиургия» -- и его же «кровь третья» -- «Исповедь футуриста»,-- ноне получилось и это. Заявлялось также, что издательство «Е§о» готовит к печати книгу К. М. Фофанова «Поэзы Игорю Северянину», очередной сборник поэз Северянина «Элегантные модели», его же «Полное собрание поэз», состоящее из трех томов; под маркой «Еgо» собирался издать вторую книгу своих поэз Г. В. Иванов. Был анонсирован и альманах «Еgо» -- с поэзами Северянина, Грааля Арельского, Иванова, Олимпова, И. С. Лукаша (Оредежа) и некоторых других авторов».

Все эти планы...

Другие файлы:

Издательская деятельность кн. Дашковой Е.Р.

Доходная часть бюджета. Издательская и коммерческая деятельность

Издательская деятельность Оренбургского отдела Русского географического общества (1867—1917)

Организация работы рекламного агенства
Специфика стимулирования труда менеджера по рекламе. Рекламная деятельность. Редакционно-издательская деятельность. Организация и проведение шоу, през...

Жизнь и деятельность Н.И. Новикова
Роль Н.И. Новикова в истории русского просвещения, основные вехи его биографии. Просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова, его филосо...